Госдума приняла в первом чтении закон об образовании
Актуальная тема
19.10.2012 МОСКВА
Одобренный в первом чтении законопроект "Об образовании в РФ" устанавливает
четкую систему уровней
образования (от дошкольного до послевузовского), сохраняет ЕГЭ и
предусматривает дистанционное
обучение. Ожидается, что окончательно документ будет принят Госдумой до
конца года, а с 1 января
2013 года он должен вступить в силу. При этом Госдума РФ отклонила
разработанный партией КПРФ
альтернативный проект закона о народном образовании. "Правительственный"
проект получил 292 голоса
(его поддержали партии "Единая Россия" и ЛДПР), а "коммунистический" - 209
голосов (за него голоса
отдали партии ЛДПР, КПРФ и "Справедливая Россия").
По законопроекту "Об образовании в РФ" поступило более 12 тыс. замечаний от
чиновников и граждан, а
также прошло широкое общественное обсуждение. Новая версия закона должна
охватывать все сферы
деятельности общества в образовании и учитывать изменения, произошедшие со
времени принятия
действующего ФЗ "Об образовании в РФ" (принят в 1992 году). Среди новаций в
проекте прописана новая
система образовательных программ, которая делится на основные и
дополнительные. По основным
программам устанавливаются госстандарты - общеобразовательные и
профессиональные. Также
предусмотрена норма о педагогической экспертизе в отношении правовых актов,
которые затрагивают
вопросы обучения и воспитания; об инновационной и экспериментальной
деятельности в системе
образования. Обучающиеся смогут выбирать различные учебные курсы в своем
образовательном учреждении
или вне его с использованием электронного обучения. В соответствии с
проектом гражданам должны быть
созданы возможности для различных форм организации образовательного
процесса: в детском саду,
семье, дошкольной группе при школе, учреждениях дополнительного образования.
В интервью корресподенту Агентства социальной информации депутат Госдумы РФ
Олег Смолин отметил,
что "все законодатели выразили готовность совместно работать над проектом,
чтобы часть положений
законопроекта о народном образовании вошла в объединенный закон". При этом,
по его словам,
"правительственный" вариант закона противоречит современной концепции
российского законодательства.
"Во всем мире парламент стремится дать основные ориентиры, в рамках которых
должна действовать
исполнительная власть. В России парламент "раз за разом" передает свои
полномочия правительству", -
заметила эксперт. Законопроект правительства - это документ управленцев, то
есть он распределяет
полномочия между разными уровнями и ветвями власти, в основном, в пользу
органов исполнительной
власти. Также он полагает, что данный проект имеет больше "минусов", чем
"плюсов". К "плюсам" можно
отнести введение более гибких форм обучения (сетевое образование),
открытость образовательных
учреждений и др. Отрицательными нововведениями Смолин считает лишение льгот
для детей-сирот и
военнослужащих при поступлении в вузы, для учителей на федеральном уровне
(сельских) - по
коммунальным услугам и др. Согласно законопроекту, льготы для победителей
олимпиад, чемпионов и
призеров олимпийских игр по направлениям подготовки, для детей-инвалидов при
поступлении в вуз сами
по себе сохранятся. Однако квота приема для получения высшего образования по
программам
бакалавриата за счет бюджетных средств устанавливается в размере не менее
10% от общего количества
студентов.
Также к "минусам" проекта депутат причисляет то, что все педагоги лишатся
выплат денежных
компенсаций на получение учебной литературы, у кандидатов и докторов наук
отберут надбавки за
ученые степени и звания. По мнению Смолина, законопроект предусматривает
ликвидацию в качестве
особого типа коррекционных школ, что "может вызвать их более быстрое
закрытие, чем сейчас". При
этом предполагается ликвидировать начальное профессиональное образование.
"Непонятно, что будет с
дипломами тех людей, которые получили их прежде. Если правительство отнесет
их специальности к
требующим профессионального обучения, то люди фактически лишатся своих
дипломов", - сказал Смолин.
Также закон разрешает платные образовательные услуги за пределами
госстандартов, но стандарты
содержания образования пока не определены. Трудно понять, что после принятия
этого закона будет
платным и что останется бесплатным, заметил Смолин.
"Полагаю, что в таком виде закон принесет больше вреда, чем пользы. Мы
намерены его проработать ко
второму чтению, чтобы защитить стандарты образовательного сообщества", -
сказал депутат. Второе
чтение проекта запланировано на середину декабря.
По мнению руководителя Центра мониторинга и статистики образования
Федерального института развития
образования Марка Аграновича, вариант законопроекта, принятый в первом
чтении, очень "размыт",
содержит слишком много "общих и устарелых опеределений". Например, он
считает, что под "системой
образования" нельзя понимать только набор образовательных учреждений. По
словам Аграновича, она
должна определяться комплексом образовательных программ. "От того, что в
основу закона поставлен
не набор программ, а система учреждений, возникает идея ликвидации вузов", -
подчеркнул эксперт.
Директор общеобразовательного центра "Царицыно", член Общественной палаты РФ
Ефим Рачевский сообщил
корреспонденту АСИ о том, что одобренный законпроект отличает
"реалистичность и отсутствие
популизма". Кроме того, в нем отображено условие, по которому зарплата
учителей должна быть не
ниже средней заработной платы по региону. По его мнению, теперь есть
надежда, что "образование
станет устойчивой основой для развития всей социально-экономической сферы".
К положительным
нововведениям законопроекта Ефим Рачевский также отнес тот факт, что
бесплатное дошкольное
образование станет "непременной" обязательной госуслугой.
www.asi.org.ru
Выпуск листа на новом месте: 7122
количество подписчиков: 307
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru