[TIFLO] тестовое письмо

16 июня 2010 г. 4:40 пользователь irina zarubina <inz***@m*****.ru> написал:
> Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович: Инклюзивное образование > не должно быть эксклюзивным > 15.06.2010 > > Лилия Муравьева > > В современном обществе мы все чаще слышим термин <<инклюзивное образование>>. > Но какой смысл и трудности скрыты в этом понятии знают, к сожалению, немногие. > Разобраться в проблемах данного образовательного явления и проследить динамику > его развития в Москве собрались в пресс-центре РИА <<Новости>> ведущие специалисты > и представители сферы образования. В пресс-конференции <<Инклюзивное образование > в Москве. Итоги 2009-2010 г.>>, проводимой при поддержке региональной общественной > организации инвалидов <<Перспектива>>, приняли участие: уполномоченный по правам > ребенка в г.Москве, заслуженный учитель России Евгений Бунимович; доктор > педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного психолого-педагогического > университета Виталий Рубцов; представитель ЮНИСЕФ в РФ Бертран > Бейнвель; ученик с инвалидностью инклюзивной школы N 1161 Кирилл Дроздков и |
другие.
> > Инклюзивное (включенное) образование - это процесс обучения детей с особыми |
потребностями
> в общеобразовательных школах. О детях с ограниченными возможностями > здоровья мы часто говорим <<особые дети>>, <<дети с особенностями>>, а иногда > и применяем по отношению к таким ребятам определение <<специальный>>. Но все > дети > равны и имеют одинаковые права на развитие и получение полноценного образования. > Об этом и многом другом в пресс-центре РИА <<Новости>> рассказал Уполномоченный > по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович: > > Я защищаю права всех детей, и, конечно, меньше всего хотелось бы говорить по > отношению к некоторым из них <<специальный>>. Как учитель могу вам сказать, |
что
> каждый ребенок специальный по-своему. Цель, к которой всем нам надо стремиться, > это равноправие всех детей. Сегодня мы говорим об одной очень непростой > для системы образования и детей с особыми возможностями и потребностями проблеме > - инклюзивном образовании. > > Некоторые этапы внедрения инклюзивного образования были успешно пройдены в |
Москве.
> Что касается материального аспекта, то в Москве были созданы некоторые > базовые элементы инклюзивного образования. Именно в нашем городе зародились |
первые
> общественные предпосылки такого обучения в России. Не могу сказать, > что сегодня идея инклюзивного образования везде встречает понимание, но в 21 > веке она является одной из наиболее актуальных. Даже противники инклюзивного > образования понимают, что это некая реальность, которая будет продолжать развиваться > несмотря ни на что. Люди понимают, что даже если они против инклюзивного > образования, то об этом уже не очень прилично говорить. Это тоже очень важный > психологический момент в обществе. > > В инклюзивном образовании можно выделить два процесса, и хотелось бы, чтобы |
они
> в определенный момент встретились. Первый процесс - сверху - создание соответствующих > условий для такого образования. И второй - это процесс, идущий от конкретного > ребенка. Что касается процессов сверху, то я считаю, что здесь есть значительный > прогресс. Например, ключевой момент 2010 года - принятие в Москве Закона об |
образовании
> детей с особыми возможностями. Об уникальности этого документа > можно судить уже по его названию. К сожалению, таких законов нет в других регионах > России и отсутствует соответствующий Федеральный закон. Это не значит, > что эти законы кто-то забыл написать, просто их у нас не принимают. А не принимают > по той причине, что условий для инклюзивного образования в России, видимо, > пока нет. > > В Москве долго работали над этим законом, и наконец-то он принят. Не могу сказать, > что все в этом документе мне нравится, но принципиальные его позиции > очень важны. Самая принципиальная позиция заключается в том, что инклюзивное > образование впервые вводится не в качестве эксперимента или исследования, > а в виде законодательного документа. В законе прописано, что такое инклюзивное > образование, и то, что оно в городе есть и будет. Это ключевой момент, с > принятием которого, мне, как уполномоченному по правам ребенка, проще разговаривать > с чиновниками. Коль есть закон, надо его выполнять. > > В Законе об образовании детей с особыми возможностями есть глава не только |
об
> инклюзивном образовании, но и много других важных вещей. Среди них: положение > о ранней помощи детям, об обязанностях города не только по обучению детей, |
но
> и по доставке их в школы. Это означает, что не только школьная среда должна > быть приспособлена к потребностям детей с особыми возможностями, но и квартира, > где живет ребенок, и улицы его города. И я, как уполномоченный, буду отслеживать > выполнение этого закона, понимая, какие трудности стоят за его реализацией. > > Сейчас в Москве уже 160 учреждений: детских садов и школ, которые могут осуществлять > инклюзивное образование. В городе создано 13 ресурсных центров, где > готовят учителей и специальных педагогов для детей с ограниченными возможностями > здоровья. В документе Правительства Москвы о подготовке к 1 сентября в > этом году появилось новое положение о <<подготовке учителей к инклюзивному |
образованию>>.
> То есть законодательная обязательность приводит к тому, что и в > других документах появляются строки о необходимости инклюзивного образования. > > К вопросу о финансировании инклюзивного образования в школе: оно обходится |
в
> 2-3 раза дороже, чем обучение <<обычного>> ребенка без проблем в области здоровья. > В детских садах и школах, работающих по программе инклюзивного образования, |
должны
> быть введены дополнительные ставки: психологов, социальных педагогов > и тех, кто будет сопровождать каждого ребенка. Но недавно принятый закон о |
госзаказе
> ставит финансирование инклюзивного образования под очень большой вопрос. > Кто будет финансировать эту нестандартную часть образования? - вопрос очень |
серьезный
> и актуальный. Поскольку Москва сама финансирует городское образование, > я уверен, она сможет позволить себе продолжить развивать эту сферу за счет |
собственных
> средств. > > Одним из основных вопросов, требующих ответа, Уполномоченным по правам московских > детей считает: <<Готово ли наше общество к инклюзивному образованию?>> > > <<Проблемы со здоровьем у нас имеют не только дети, но в большей степени пожилые > люди. И если вы сейчас воспитаете у своего ребенка отношение, что ему не > нужно видеть все эти чужие проблемы, то через какое-то время он не захочет |
знать
> в первую очередь вас. Ведь все мы рано или поздно окажемся в положении, > когда нам понадобится чья-то помощь. Мы должны понимать, что это не отдельная > проблема отдельных людей, а это наша общая проблема. Мы все, так или иначе, > на ней завязаны, поскольку все мы равны. И проблема инклюзивного образования > - это не только вопрос обучения детей с трудностями здоровья, но и проблема > обучения в соответствующем духе остальных детей>>, - считает Евгений Бунимович. > > Многие задают мне вопрос, а не снизит ли такое совместное обучение детей общий > уровень образования. В связи с этим у меня есть отличный пример системы образования > в Финляндии. В этой стране прекрасно развита система инклюзивного образования, > и последние 10-15 лет Финляндия показывает отличные результаты в срезах > знаний в самых разных областях. Это доказывает, что широкое распространение |
инклюзивного
> образования никак не повлияло на уровень образованности страны. > А в России, где инклюзивное образование только вводится, результаты гораздо |
хуже.
> Особенность нашей страны такова, что в России гораздо сложнее вводить > что-то новое <<снизу>>. И что касается инклюзивного образования, то здесь нет > другого пути, как идти от конкретного ребенка, его потребностей и интересов. > > > Еще один важный вопрос инклюзивного образования - что человеку делать дальше, > после его получения? Например, московский технологический колледж No21 начал > обучать детей, которые раньше считались не обучаемыми. И делают это в колледже > очень неплохо. Но с окончанием учебы в этом учреждении заканчивается и сфера > ответственности системы образования. Инклюзивное образование не должно быть |
эксклюзивным.
> Образовательные учреждения должны помогать своим выпускникам > и в дальнейшем трудоустройстве. > > ВУЗов, которые сопровождают своих учащихся и после окончания учебы, в Москве > единицы. Одним из таких учреждений является Московский государственный психолого-педагогический > университет. О том, как проходит в ВУЗе процесс социализации учащихся с ограниченными > возможностями здоровья, рассказал ректор МГППУ, профессор Виталий > Рубцов: > > Наш университет образован в Москве в 1996 году и с самого своего открытия занимается > проблемой интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в > системе образования и их социализацией. Самое главное, что нужно понять при |
изучении
> данной проблемы, что же такое включение ребенка с особыми возможностями, > способностями и трудностями в систему жизни и образования. Сразу хочу отметить, > что это серьезная научная проблема. Из нашего ВУЗа выпустились 33 , а на > данный момент обучается 40 незрячих и слабовидящих детей. > > Опыт исследования развития и обучения незрячих и слепоглухонемых детей показывает, > что это люди с уникальными возможностями и способностями. Опираясь на > этот научный опыт, сейчас мы можем сказать, что интеграция - это очень сложный > процесс, когда люди с разными возможностями находятся на одной образовательной > территории. И учет этих возможностей между собой и теми, кто учит таких детей, > составляет крупнейшую научную проблему под названием <<Я - другой!>> В связи > с этим, возникает другой вопрос - как в этих условиях передавать опыт человеку, > который имеет особенности в развитии. > > Вторая проблема инклюзивного образования - это методическое и научно-методическое > обеспечение образовательного процесса. Например, если человек имеет проблемы > со зрением, то ясно, что простые и общие методики ему не передашь. В таких |
случаях
> необходимо специальное методическое обеспечение, и оно накоплено в нашем > университете (при обучении математике и психологии). > > Третья проблема - это информационное обеспечение. Лишь при особой информационной > системе можно говорить о правильном, эффективном и комфортном обучении > этих детей. > > И, наконец, самая главная проблема - это кадровое обеспечение. Это проблема |
отсутствия
> тех, кто может учить детей с особыми возможностями. И у нас очень > мало людей, способных работать с этими категориями учащихся. > > В нашем университете ребята получают образование, и следующая проблема, с которой > мы сталкиваемся,- куда наши выпускники пойдут работать? Мы работаем со > школами, где учатся дети с особыми возможностями. И, начиная со 2 курса университета, > мы начинаем искать возможные места их трудоустройства. У нас нет > проблем с распределением. И три года после окончания обучения в ВУЗе мы сопровождаем > своих выпускников. Эти люди своим примером показывают причастность > к социальной практике и ее эффективному развитию. > > В МГППУ создан отдел трудоустройства людей с инвалидностью и ограниченными |
возможностями
> здоровья. Проблема трудоустройства решается легко только тогда, > когда мы знаем особенности этих детей. Например, слабовидящие дети обладают |
высокой
> скоростью переработки информации и отличной памятью. На одном из наших > факультетов мы готовим таких детей в качестве специалистов в области переговоров > на телефонах доверия. И, поверьте мне, все они становятся высококвалифицированными > специалистами. > > Москва в плане решения всех вышеперечисленных проблем - уникальный город. В |
ней
> есть даже ВУЗ, значительно специализирующийся на работе с такими детьми. > В МГППУ созданы центры интегративного и инклюзивного образования, которые занимаются > мониторингом того, что делается в самой системе образования. Мы располагаем > информацией, как в нашем городе, имея специальные методические и информационные > средства, а также материально-технические ресурсы, дети с особенностями > получают возможность учиться в комфортной образовательной среде. Постепенно |
улучшается
> и материальная составляющая, в том числе пополняется кадровая база. > На базе нашего ВУЗа не так давно мы обучили более 100 человек - специалистов > по работе с категорией <<сложных детей>>. > > Самое главное в вопросе инклюзивного образования это понимать, что данную проблему > не решишь здесь и сейчас. Это нужно делать медленно, это эволюционный > процесс. Нужно двигаться по направлению накопления различных информационных |
и
> методических ресурсов. И для каждого человека, который имеет особенности > здоровья, нужно разрабатывать индивидуальную программу обучения. В новом стандарте > начального и среднего образования учитываются возможности построения > индивидуального обучения, что дает огромные возможности для развития детей |
с
> ограниченными возможностями. И в высшем образовании появилось направление > обучения <<Психология и педагогика инклюзивного образования>>. Например, с |
начала
> этого учебного года в нашем ВУЗе стартует магистерская программа, где мы > будем преподавать основы обучения особенных детей. > > Существует очень тонкая грань между образованием и реабилитацией, процессами > очень тесно внутренее связанными. Если мы берем на обучение детей с ограниченными > возможностями, то должны понимать, что они требуют особого внимания в процессе > образования. Поддержка и сопровождение этих детей всегда должны находиться > в центре внимания педагогов. Все это требует серьезной законодательной базы. > Москва в этом направлении очень продвинулась: в городе создаются школы, детские > сады, центры образования, принимающие на обучение детей с ограниченными возможностями > здоровья. > > В наше время к инклюзивному образованию относятся с большим пониманием, но |
более
> 10 лет назад дети с ограниченными возможностями не могли учиться в общеобразовательных > школах вместе с остальными детьми. С такими неудобствами социального устройства > нашей страны пришлось столкнуться в ученические годы Юлии Симоновой, ныне > менеджеру по развитию региональной общественной организации инвалидов <<Перспектива>>: > > Передвигаться на инвалидной коляске я начала после 10 класса. До этого я обучалась > на дому и поэтому по большей части была лишена возможности общения со > сверстниками. В связи с этим, процесс обучения не был для меня столь ярким |
и
> радостным, как хотелось бы. Затем я выиграла конкурс по обмену и поехала учиться > в США. И в Штатах на своем личном опыте я испытала другую сторону получения |
образования.
> Там я училась в обычной общеобразовательной школе, до школы добиралась > на автобусе, который был оснащен подъемником. В самой школе были созданы все > необходимые условия для моего комфортного обучения. Очень скоро у меня появилось > много знакомых, друзей. И год, который я провела в США, пролетел очень быстро > и незаметно, поскольку я все время была чем-то занята, увлечена, ходила в > разные кружки, проводила время с друзьями. > > Уже много лет я работаю в РООИ <<Перспектива>>, которая успешно занимается |
улучшением
> качества жизни детей с инвалидностью и молодых инвалидов. Одно из основных > направлений деятельности нашей организации - развитие инклюзивного образования. > В этом направлении мы тесно сотрудничаем со школами, детскими садами, центрами > и управлениями образования. Мы оказываем информационную поддержку педагогам |
инклюзивного
> образования, приглашаем специалистов из разных городов и стран > поделится своим опытом. Например, в этом году к нам приезжали эксперты инклюзивного > образования из Великобритании и Новой Зеландии. > > В <<Перспективе>> мы проводим очень большую работу с детьми в школах по пониманию > инвалидности, так называемые <<Уроки доброты>>. Эти уроки способствуют формированию > у школьников адекватного отношения к детям с инвалидностью. Мы организуем для > детей с инвалидностью и без праздники, проекты, чтобы помочь им объединиться, > познакомиться и в дальнейшем подружиться. > > Уже несколько лет в 26 регионах России <<Перспектива>> проводит информационную > кампанию под лозунгом <<Дети должны учиться вместе!>>. В Москве и других городах > висят баннеры, плакаты с этим лозунгом, детям показывают ролики социальной |
рекламы.
> Все это мы делаем для того, чтобы привлечь внимание общественности > к столь важному вопросу, как развитие инклюзивного образования. > > На пресс-конференции в РИА <<Новости>> Юлия Симонова презентовала новую брошюру > РООИ <<Перспектива>> - <<Инклюзивное образование: учиться вместе - реально!>> > В этой брошюре описывается как российский, так и международный опыт инклюзивного > образования. В издании рассказывается об эффективных педагогических технологиях, > о том, как вовлечь в работу родителей, помочь детям подружиться и создать в |
классе
> благоприятную атмосферу. > > В дополнение к брошюре при поддержке Центрального окружного управления образования > был снят фильм <<Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования>>. > Этот фильм можно назвать наглядным пособием для родителей, педагогов и специалистов, > работающих в области развития инклюзивного образования. В съемках > приняли участие 4 московские инклюзивные школы, детский сад и центр психолого-педагогической > реабилитации и коррекции <<Тверской>>. В фильме четко отражены > моменты включения детей с инвалидностью в обычные классы, рассказывается об |
индивидуальных
> планах обучения. > > <<Мне кажется, что быть вместе это только начало, - считает режиссер и продюсер > фильма <<Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования>> Владимир Герчиков. > - И в дальнейшем должен появиться девиз <<Понимать друг друга!>> Частично это > осуществимо в нашем сегодняшнем обществе. Мы понимаем, что инклюзивное образование > это не массовое явление, наблюдается оно не во всех школах. В целом в обычных > школах детей с особенностями очень мало. Педагог-ремесленник не может существовать > в таких классах, поскольку в них необходим подход к каждому ребенку и постоянно > приходится решать нестандартные задачи. По-моему, это очень интересная > и творческая деятельность, но вместе с тем, тяжелая. Инклюзивное образование > - это некая сверхзадача для педагогов. > > Брошюру и фильм представители РООИ <<Перспективы>> намерены распространять |
в
> школах, детских садах, центрах образования и других учреждениях, а также раздавать > всем желающим. <<В наших силах изменить ситуацию, и сделать это мы можем, только > объединившись>>, - сказала Юлия Симонова. > > В числе столичных школ, работающих по программе инклюзивного образования, и |
школа
> N1961 ЮЗАО Москвы. Можно сказать, что в этой школе работают настоящие > энтузиасты, учителя, для которых все дети равны и любимы. > > <<Много лет назад мы начали внедрение инклюзивного образования на свой страх > и риск без всякой методической помощи, просто повинуясь чувству долга и человеческому > состраданию>>, - рассказал на пресс-конференции в РИА <<Новости>> директор |
школы
Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Сотрудники Новосибирской библиотеки для незрячих и слабовидящих,
Пожалуйста, внимательнее относитесь к подготовке сообщений, отправляемых в
рассылку. Удаляйте, пожалуйста, ненужный текст.
С уважением
ведущая рассылки
Ирина Зарубина
Выпуск листа на новом месте: 5396
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru