Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Тифлоресурс

За 2010-06-16

[TIFLO] Re: тестовое письмо

Здравствуйте, уважаемые участники рассылки!
Сотрудники Новосибирской библиотеки для незрячих и слабовидящих,
Пожалуйста, внимательнее относитесь к подготовке сообщений, отправляемых в
рассылку. Удаляйте, пожалуйста, ненужный текст.
С уважением
ведущая рассылки
Ирина Зарубина

Выпуск листа на новом месте: 5396
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-06-16 09:10:56 (#1107995)

[TIFLO] Почему инвалиды работают в Германии и сидят дома в Беларуси

Почему инвалиды работают в Германии и сидят дома в Беларуси
16.06.2010

Владислав Протаскин

Может ли человек с физическими и умственными ограничениями найти применение на
рынке труда, в Беларуси решают органы здравоохранения. Но получить работу
зачастую не в состоянии даже те, кому врачи это позволяют - службе занятости
нечего предложить инвалидам. Вместе с немецкими экспертами в сфере социального
предпринимательства <Завтра твоей страны> ищет ответ на вопрос: как перестать
считать болезнью ограниченное участие в жизни общества.

Руководитель сразу нескольких крупных германско-белорусских социальных инициатив
Херберт Вальхютер, который помогает инвалидам в Беларуси почти 20 лет,
констатирует некоторый прогресс в отношении к ним.

- Люди с ограниченными возможностями раньше вообще не появлялись в обществе.
Их как бы не существовало. Сейчас о них снимают телепередачи, у них берут интервью.
Эти люди уже стали частью общества.

Однако инвалидов в Беларуси еще не воспринимают как полноправных участников общественных
процессов. Далеко не все родители детей-инвалидов, заботясь, например,
о том, чтобы их ребенок смог сам себя обслужить, рассчитывают на его нормальное
трудоустройство.

Это многолетняя привычка. Людей с ограничениями лишь недавно начали включать
в учебный процесс в детских садах и школах, а для взрослых открывать отделения
дневного пребывания.

- Сама по себе система еще не <настроена>. Но учитывая, что меняются технологические
процессы, да и сам рынок претерпевает изменения, пришло время нам всем
по-иному воспринимать на рынке труда людей с ограничениями, - обозначает главную
проблему координатор тематической группы Программы поддержки Беларуси
Федерального правительства Германии Раиса Синельникова. - Ведь право на труд
Конституция гарантирует всем.

Как заработать инвалиду?

В отличие от Беларуси, да и многих европейских стран, в Германии исходят из того,
что ограниченное участие в жизни общества не является болезнью. У людей
с физическими и умственными ограничениями в этой стране нет медицинских противопоказаний
к трудовой деятельности.

- Они являются наемными рабочими в обычном смысле этого слова. Другое дело, что
люди с ограничениями нуждаются в особом предложении, которое дает им, например,
такая модель организации труда, как мастерская, которые существуют в нашей стране
уже полвека, - говорит руководитель Федеральной ассоциаций межрегиональных
фондов социальной помощи Бернд Финке.

Любому человеку, который не может быть вовлечен в общий трудовой рынок, государство
гарантирует право быть принятым на работу в мастерской в зоне его проживания.
Сегодня в Германии свыше 700 таких предприятий. На них трудятся более 280 тысяч
людей с ограничениями.

У этих людей есть возможность заниматься тем видом деятельности, который отвечает
их способностям и наклонностям, в отличие от обычных предприятий, выпускающих
только то, что они могут продать. Государство поддерживает мастерские финансово
во время строительства и создания рабочих мест, оснащения оборудованием,
а также выделением некоторой суммы на каждый день.

В Беларуси создание специализированных рабочих мест для людей с особенностями
психофизического развития пока явление новое. Общественное объединение <Белорусская
ассоциация помощи детям-инвалидам и молодым инвалидам> в рамках проекта программы
поддержки Беларуси федеральным правительством Германии взялось за реализацию
пилотного проекта.

- Мы рассчитываем разработать долгосрочные схемы для участия в трудовой деятельности
данной целевой группы в Барани, Минске и Калинковичах и хотели бы растиражировать
затем этот опыт на всю страну, - делится планами представитель организации Галина
Крот.

Хотя в Беларуси никто пока специально не исследовал потребности рынка труда для
людей с ограничениями, Галина не сомневается, что для людей с ограничениями
очень важно быть востребованными. Ассоциация объединяет 3,5 тысячи молодых инвалидов
и семей, воспитывающих детей-инвалидов. Из тех, кто старше 18 лет,
более трети мечтают получить работу. Но пилотные проекты позволяют создать специализированные
<защищенные> рабочие места всего для 15 человек - по пять
в каждом из трех городов.

Для изменения ситуации в целом по стране нужно менять законодательство, считает
Галина:

- Мы столкнулись с тем, что зачастую та деятельность, которой в состоянии заниматься
люди с ограничениями и за которую за границей платят деньги, в Беларуси
и работой-то не считается. У нас работа - это когда выполняешь определенную норму,
даешь выработку.

Для людей же с ограничениями нередко самый простой рабочий процесс - например,
по изготовлению коробки - приходится дробить на несколько операций: один
рисует линию, другой вырезает, третий коробку складывает, четвертый склеивает.

- Для таких людей нужны особые нормы труда. Чего у нас в стране пока нет. Для
инвалидов установлена отдельная трудовая рабочая неделя, более короткий рабочий
день, но они должны выдавать точно такую же продукцию, как и все остальные, -
приводит пример Галина.

Еще нужна поддержка государства.

- В Германии, например, уже полвека работают стимулы для предприятий, которые
размещают заказы в мастерских для людей с ограничениями, - говорит Раиса Синельникова

Государство не в накладе

Немецкие эксперты отмечают и обратный эффект. Мастерские для людей с ограничениями
имеют большое значение для общей ситуации с занятостью в стране, убежден
Бернд Финке. Это значимые работодатели, особенно в сельских регионах, где мало
промышленных предприятий. Примерно 50 тысяч человек сегодня работают по
тарифным договорам в области ухода за людьми с ограничениями и получают зарплату.

В Германии, к тому же, говорят уже и о том, что многие заказы предприятий пришлось
бы перемещать в азиатские или восточные страны, если бы эти виды работ
не могли выполнять полностью или частично работники мастерских.

Мастерские и обычные предприятия весьма выгодно дополняет друг друга, считают
Федеральной ассоциаций межрегиональных фондов социальной помощи.

- Но нельзя умалчивать и о том, что предложения мастерских, например, в сфере
услуг: прачечные, обслуживание садовых участков, ресторанный бизнес - благодаря
поддержке государства более востребованы, - говорит Бернд Финке. - Зачастую предприятия
жалуются на эту ситуацию, но мы убеждены, что немецкая экономика
должна выдерживать эту конкурентную борьбу.

В то же время, в Германии уже поговаривают о том, что если бы не полвека, а сегодня
начинали этот процесс, то, пожалуй, создавали бы не мастерские, а специализированные
места для людей с ограничениями на предприятиях.

- Я думаю, это экономически менее затратный способ, - говорит Раиса Синельникова.
- Проще дать сопровождающего - социального работника, который будет помогать
в работе этим людям, чем строить специальное здание, оборудовать его. На предприятиях
уже налажен технологический процесс, есть специалисты, которые знают,
как организовать производственную деятельность. Есть службы маркетинга, которые
ищут заказчика, знают, как сбыть продукцию.

Почему бы этим не воспользоваться?

Еще более высокий уровень интеграции инвалидов в экономические процессы - идея
социального кооператива. Это когда люди с ограничениями создают собственное
предприятие, в котором они сами принимают решение, чем заниматься, что производить,
как заработать и распределить прибыль.

- Это уже не социальная задача - просто занять людей, это гораздо более высокий
уровень самостоятельности в принятии решений, реального включения в обычную
жизнь, подчеркивает Раиса Синельникова. - Понятно, что и там людям с ограничениями
нужны помощники, социальные работники, но это еще более высокий уровень
включенности в экономические процессы.

Раиса мечтает о такой интеграции для белорусов с ограничениями, но пока не берется
прогнозировать, когда это произойдет. Впрочем, эксперт советует, заглядывая
в копилки зарубежного опыта, не упускать из виду и существующие в Беларуси варианты.
Например, заведующие отделениями дневного пребывания в один голос
жалуются на невозможность реализации продукции, которую производят их подопечные.
В то же время белорусское законодательство разрешает ремесленническую
деятельность. Чтобы заниматься ею, не нужно получать медицинское разрешение о
трудоспособности, да и продукцию можно продавать на вполне законных основаниях.
Почему бы этим не воспользоваться?

"Завтра твоей страны"
http://invak.info/content/view/10773/1/

Выпуск листа на новом месте: 5395
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-06-16 09:04:55 (#1107990)

[TIFLO] Для слепых туристов создают разнообразные туры

Для слепых туристов создают разнообразные туры
16.06.2010

Британская <Traveleyes> создает отпускные пакеты и организует туры по всему миру
для слабовидящих и даже совершенно слепых людей. Пионер своего направления,
компания посылает оптимистический сигнал тысячам туристов со всего мира, которые
в силу тех или иных причин имеют ограниченные зрительные возможности.

По мнению большинства людей, они не представляют, как можно жить, не видя окружающей
красоты. А ведь рядом с нами живет (по статистике ВОЗ) около 314 миллионов
тех, кому повезло меньше, и кто видит только часть божьего света или не видит
его вообще. Но и они ощущают жизнь во всем ее многообразии и жаждут открытия
новых уголков мира, разнообразия неизведанных культур и встречи с новыми людьми,
которые станут их друзьями на всю жизнь. А почему бы и нет?

Зарегистрированная в английском городе Лидс компания <Traveleyes> с 2005 года
работает с плохо видящими людьми, и делает это чрезвычайно успешно. Замечательная
идея, как и ее результаты, принадлежат Амару Латифу (Amar Latif). В силу врожденных
дефектов, к 20 годам сам он лишился 95% зрения. Это не помешало ему
основать компанию, услуги которой адресованы непосредственно тем страстным любителям
путешествий, которые имеют ограничения по зрению или вообще ничего
не видят. Для них Амар предложил уникальное <ноу-хау>, объединяющее в одном туре
слепых и зрячих туристов. Это значит, что всегда найдется тот, кто поможет
инвалиду, став его <глазами>.

Компания предлагает специальные пакеты для поездки в такие знаменитые места,
как Париж, Краков или Тоскана, а также отпускные туры в Хорватию и восхождения
к древним поселениям в Перу. В каждой группе присутствует поровну зрячих и незрячих
туристов. Те, кто видят, становятся поводырями (<глазами>) для своих
сотоварищей. При этом в <Traveleyes> подчеркивают, что проводники не есть няньки
для тех, кто слеп или плохо видит. Правда, помощь вознаграждается солидной
скидкой с общей стоимости пакета.

На другом направлении - сотрудничество Латифа с компанией <Lonely Planet>, совместно
с которой он публикует целый ряд гидов. Эти особым образом напечатанные
книги адресованы слепым и слабовидящим туристам. Среди очередных новинок - компакт-диски
и другие программные продукты, благодаря которым люди, лишенные
зрения, смогут еще шире раскрыть для себя окружающий мир.

Игорь Мельник, Лилия Вигдорчик

<ТУРПРОМ.ru>

Выпуск листа на новом месте: 5394
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-06-16 08:52:14 (#1107979)

[TIFLO] тестовое письмо

16 июня 2010 г. 4:40 пользователь irina zarubina <inz***@m*****.ru> написал:
> Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович: Инклюзивное образование
> не должно быть эксклюзивным
> 15.06.2010
>
> Лилия Муравьева
>
> В современном обществе мы все чаще слышим термин <<инклюзивное образование>>.
> Но какой смысл и трудности скрыты в этом понятии знают, к сожалению, немногие.
> Разобраться в проблемах данного образовательного явления и проследить динамику
> его развития в Москве собрались в пресс-центре РИА <<Новости>> ведущие специалисты
> и представители сферы образования. В пресс-конференции <<Инклюзивное образование
> в Москве. Итоги 2009-2010 г.>>, проводимой при поддержке региональной общественной
> организации инвалидов <<Перспектива>>, приняли участие: уполномоченный по правам
> ребенка в г.Москве, заслуженный учитель России Евгений Бунимович; доктор
> педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного психолого-педагогического
> университета Виталий Рубцов; представитель ЮНИСЕФ в РФ Бертран
> Бейнвель; ученик с инвалидностью инклюзивной школы N 1161 Кирилл Дроздков и
другие.
>
> Инклюзивное (включенное) образование - это процесс обучения детей с особыми
потребностями
> в общеобразовательных школах. О детях с ограниченными возможностями
> здоровья мы часто говорим <<особые дети>>, <<дети с особенностями>>, а иногда
> и применяем по отношению к таким ребятам определение <<специальный>>. Но все
> дети
> равны и имеют одинаковые права на развитие и получение полноценного образования.
> Об этом и многом другом в пресс-центре РИА <<Новости>> рассказал Уполномоченный
> по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович:
>
> Я защищаю права всех детей, и, конечно, меньше всего хотелось бы говорить по
> отношению к некоторым из них <<специальный>>. Как учитель могу вам сказать,
что
> каждый ребенок специальный по-своему. Цель, к которой всем нам надо стремиться,
> это равноправие всех детей. Сегодня мы говорим об одной очень непростой
> для системы образования и детей с особыми возможностями и потребностями проблеме
> - инклюзивном образовании.
>
> Некоторые этапы внедрения инклюзивного образования были успешно пройдены в
Москве.
> Что касается материального аспекта, то в Москве были созданы некоторые
> базовые элементы инклюзивного образования. Именно в нашем городе зародились
первые
> общественные предпосылки такого обучения в России. Не могу сказать,
> что сегодня идея инклюзивного образования везде встречает понимание, но в 21
> веке она является одной из наиболее актуальных. Даже противники инклюзивного
> образования понимают, что это некая реальность, которая будет продолжать развиваться
> несмотря ни на что. Люди понимают, что даже если они против инклюзивного
> образования, то об этом уже не очень прилично говорить. Это тоже очень важный
> психологический момент в обществе.
>
> В инклюзивном образовании можно выделить два процесса, и хотелось бы, чтобы
они
> в определенный момент встретились. Первый процесс - сверху - создание соответствующих
> условий для такого образования. И второй - это процесс, идущий от конкретного
> ребенка. Что касается процессов сверху, то я считаю, что здесь есть значительный
> прогресс. Например, ключевой момент 2010 года - принятие в Москве Закона об
образовании
> детей с особыми возможностями. Об уникальности этого документа
> можно судить уже по его названию. К сожалению, таких законов нет в других регионах
> России и отсутствует соответствующий Федеральный закон. Это не значит,
> что эти законы кто-то забыл написать, просто их у нас не принимают. А не принимают
> по той причине, что условий для инклюзивного образования в России, видимо,
> пока нет.
>
> В Москве долго работали над этим законом, и наконец-то он принят. Не могу сказать,
> что все в этом документе мне нравится, но принципиальные его позиции
> очень важны. Самая принципиальная позиция заключается в том, что инклюзивное
> образование впервые вводится не в качестве эксперимента или исследования,
> а в виде законодательного документа. В законе прописано, что такое инклюзивное
> образование, и то, что оно в городе есть и будет. Это ключевой момент, с
> принятием которого, мне, как уполномоченному по правам ребенка, проще разговаривать
> с чиновниками. Коль есть закон, надо его выполнять.
>
> В Законе об образовании детей с особыми возможностями есть глава не только
об
> инклюзивном образовании, но и много других важных вещей. Среди них: положение
> о ранней помощи детям, об обязанностях города не только по обучению детей,
но
> и по доставке их в школы. Это означает, что не только школьная среда должна
> быть приспособлена к потребностям детей с особыми возможностями, но и квартира,
> где живет ребенок, и улицы его города. И я, как уполномоченный, буду отслеживать
> выполнение этого закона, понимая, какие трудности стоят за его реализацией.
>
> Сейчас в Москве уже 160 учреждений: детских садов и школ, которые могут осуществлять
> инклюзивное образование. В городе создано 13 ресурсных центров, где
> готовят учителей и специальных педагогов для детей с ограниченными возможностями
> здоровья. В документе Правительства Москвы о подготовке к 1 сентября в
> этом году появилось новое положение о <<подготовке учителей к инклюзивному
образованию>>.
> То есть законодательная обязательность приводит к тому, что и в
> других документах появляются строки о необходимости инклюзивного образования.
>
> К вопросу о финансировании инклюзивного образования в школе: оно обходится
в
> 2-3 раза дороже, чем обучение <<обычного>> ребенка без проблем в области здоровья.
> В детских садах и школах, работающих по программе инклюзивного образования,
должны
> быть введены дополнительные ставки: психологов, социальных педагогов
> и тех, кто будет сопровождать каждого ребенка. Но недавно принятый закон о
госзаказе
> ставит финансирование инклюзивного образования под очень большой вопрос.
> Кто будет финансировать эту нестандартную часть образования? - вопрос очень
серьезный
> и актуальный. Поскольку Москва сама финансирует городское образование,
> я уверен, она сможет позволить себе продолжить развивать эту сферу за счет
собственных
> средств.
>
> Одним из основных вопросов, требующих ответа, Уполномоченным по правам московских
> детей считает: <<Готово ли наше общество к инклюзивному образованию?>>
>
> <<Проблемы со здоровьем у нас имеют не только дети, но в большей степени пожилые
> люди. И если вы сейчас воспитаете у своего ребенка отношение, что ему не
> нужно видеть все эти чужие проблемы, то через какое-то время он не захочет
знать
> в первую очередь вас. Ведь все мы рано или поздно окажемся в положении,
> когда нам понадобится чья-то помощь. Мы должны понимать, что это не отдельная
> проблема отдельных людей, а это наша общая проблема. Мы все, так или иначе,
> на ней завязаны, поскольку все мы равны. И проблема инклюзивного образования
> - это не только вопрос обучения детей с трудностями здоровья, но и проблема
> обучения в соответствующем духе остальных детей>>, - считает Евгений Бунимович.
>
> Многие задают мне вопрос, а не снизит ли такое совместное обучение детей общий
> уровень образования. В связи с этим у меня есть отличный пример системы образования
> в Финляндии. В этой стране прекрасно развита система инклюзивного образования,
> и последние 10-15 лет Финляндия показывает отличные результаты в срезах
> знаний в самых разных областях. Это доказывает, что широкое распространение
инклюзивного
> образования никак не повлияло на уровень образованности страны.
> А в России, где инклюзивное образование только вводится, результаты гораздо
хуже.
> Особенность нашей страны такова, что в России гораздо сложнее вводить
> что-то новое <<снизу>>. И что касается инклюзивного образования, то здесь нет
> другого пути, как идти от конкретного ребенка, его потребностей и интересов.
>
>
> Еще один важный вопрос инклюзивного образования - что человеку делать дальше,
> после его получения? Например, московский технологический колледж No21 начал
> обучать детей, которые раньше считались не обучаемыми. И делают это в колледже
> очень неплохо. Но с окончанием учебы в этом учреждении заканчивается и сфера
> ответственности системы образования. Инклюзивное образование не должно быть
эксклюзивным.
> Образовательные учреждения должны помогать своим выпускникам
> и в дальнейшем трудоустройстве.
>
> ВУЗов, которые сопровождают своих учащихся и после окончания учебы, в Москве
> единицы. Одним из таких учреждений является Московский государственный психолого-педагогический
> университет. О том, как проходит в ВУЗе процесс социализации учащихся с ограниченными
> возможностями здоровья, рассказал ректор МГППУ, профессор Виталий
> Рубцов:
>
> Наш университет образован в Москве в 1996 году и с самого своего открытия занимается
> проблемой интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в
> системе образования и их социализацией. Самое главное, что нужно понять при
изучении
> данной проблемы, что же такое включение ребенка с особыми возможностями,
> способностями и трудностями в систему жизни и образования. Сразу хочу отметить,
> что это серьезная научная проблема. Из нашего ВУЗа выпустились 33 , а на
> данный момент обучается 40 незрячих и слабовидящих детей.
>
> Опыт исследования развития и обучения незрячих и слепоглухонемых детей показывает,
> что это люди с уникальными возможностями и способностями. Опираясь на
> этот научный опыт, сейчас мы можем сказать, что интеграция - это очень сложный
> процесс, когда люди с разными возможностями находятся на одной образовательной
> территории. И учет этих возможностей между собой и теми, кто учит таких детей,
> составляет крупнейшую научную проблему под названием <<Я - другой!>> В связи
> с этим, возникает другой вопрос - как в этих условиях передавать опыт человеку,
> который имеет особенности в развитии.
>
> Вторая проблема инклюзивного образования - это методическое и научно-методическое
> обеспечение образовательного процесса. Например, если человек имеет проблемы
> со зрением, то ясно, что простые и общие методики ему не передашь. В таких
случаях
> необходимо специальное методическое обеспечение, и оно накоплено в нашем
> университете (при обучении математике и психологии).
>
> Третья проблема - это информационное обеспечение. Лишь при особой информационной
> системе можно говорить о правильном, эффективном и комфортном обучении
> этих детей.
>
> И, наконец, самая главная проблема - это кадровое обеспечение. Это проблема
отсутствия
> тех, кто может учить детей с особыми возможностями. И у нас очень
> мало людей, способных работать с этими категориями учащихся.
>
> В нашем университете ребята получают образование, и следующая проблема, с которой
> мы сталкиваемся,- куда наши выпускники пойдут работать? Мы работаем со
> школами, где учатся дети с особыми возможностями. И, начиная со 2 курса университета,
> мы начинаем искать возможные места их трудоустройства. У нас нет
> проблем с распределением. И три года после окончания обучения в ВУЗе мы сопровождаем
> своих выпускников. Эти люди своим примером показывают причастность
> к социальной практике и ее эффективному развитию.
>
> В МГППУ создан отдел трудоустройства людей с инвалидностью и ограниченными
возможностями
> здоровья. Проблема трудоустройства решается легко только тогда,
> когда мы знаем особенности этих детей. Например, слабовидящие дети обладают
высокой
> скоростью переработки информации и отличной памятью. На одном из наших
> факультетов мы готовим таких детей в качестве специалистов в области переговоров
> на телефонах доверия. И, поверьте мне, все они становятся высококвалифицированными
> специалистами.
>
> Москва в плане решения всех вышеперечисленных проблем - уникальный город. В
ней
> есть даже ВУЗ, значительно специализирующийся на работе с такими детьми.
> В МГППУ созданы центры интегративного и инклюзивного образования, которые занимаются
> мониторингом того, что делается в самой системе образования. Мы располагаем
> информацией, как в нашем городе, имея специальные методические и информационные
> средства, а также материально-технические ресурсы, дети с особенностями
> получают возможность учиться в комфортной образовательной среде. Постепенно
улучшается
> и материальная составляющая, в том числе пополняется кадровая база.
> На базе нашего ВУЗа не так давно мы обучили более 100 человек - специалистов
> по работе с категорией <<сложных детей>>.
>
> Самое главное в вопросе инклюзивного образования это понимать, что данную проблему
> не решишь здесь и сейчас. Это нужно делать медленно, это эволюционный
> процесс. Нужно двигаться по направлению накопления различных информационных
и
> методических ресурсов. И для каждого человека, который имеет особенности
> здоровья, нужно разрабатывать индивидуальную программу обучения. В новом стандарте
> начального и среднего образования учитываются возможности построения
> индивидуального обучения, что дает огромные возможности для развития детей
с
> ограниченными возможностями. И в высшем образовании появилось направление
> обучения <<Психология и педагогика инклюзивного образования>>. Например, с
начала
> этого учебного года в нашем ВУЗе стартует магистерская программа, где мы
> будем преподавать основы обучения особенных детей.
>
> Существует очень тонкая грань между образованием и реабилитацией, процессами
> очень тесно внутренее связанными. Если мы берем на обучение детей с ограниченными
> возможностями, то должны понимать, что они требуют особого внимания в процессе
> образования. Поддержка и сопровождение этих детей всегда должны находиться
> в центре внимания педагогов. Все это требует серьезной законодательной базы.
> Москва в этом направлении очень продвинулась: в городе создаются школы, детские
> сады, центры образования, принимающие на обучение детей с ограниченными возможностями
> здоровья.
>
> В наше время к инклюзивному образованию относятся с большим пониманием, но
более
> 10 лет назад дети с ограниченными возможностями не могли учиться в общеобразовательных
> школах вместе с остальными детьми. С такими неудобствами социального устройства
> нашей страны пришлось столкнуться в ученические годы Юлии Симоновой, ныне
> менеджеру по развитию региональной общественной организации инвалидов <<Перспектива>>:
>
> Передвигаться на инвалидной коляске я начала после 10 класса. До этого я обучалась
> на дому и поэтому по большей части была лишена возможности общения со
> сверстниками. В связи с этим, процесс обучения не был для меня столь ярким
и
> радостным, как хотелось бы. Затем я выиграла конкурс по обмену и поехала учиться
> в США. И в Штатах на своем личном опыте я испытала другую сторону получения
образования.
> Там я училась в обычной общеобразовательной школе, до школы добиралась
> на автобусе, который был оснащен подъемником. В самой школе были созданы все
> необходимые условия для моего комфортного обучения. Очень скоро у меня появилось
> много знакомых, друзей. И год, который я провела в США, пролетел очень быстро
> и незаметно, поскольку я все время была чем-то занята, увлечена, ходила в
> разные кружки, проводила время с друзьями.
>
> Уже много лет я работаю в РООИ <<Перспектива>>, которая успешно занимается
улучшением
> качества жизни детей с инвалидностью и молодых инвалидов. Одно из основных
> направлений деятельности нашей организации - развитие инклюзивного образования.
> В этом направлении мы тесно сотрудничаем со школами, детскими садами, центрами
> и управлениями образования. Мы оказываем информационную поддержку педагогам
инклюзивного
> образования, приглашаем специалистов из разных городов и стран
> поделится своим опытом. Например, в этом году к нам приезжали эксперты инклюзивного
> образования из Великобритании и Новой Зеландии.
>
> В <<Перспективе>> мы проводим очень большую работу с детьми в школах по пониманию
> инвалидности, так называемые <<Уроки доброты>>. Эти уроки способствуют формированию
> у школьников адекватного отношения к детям с инвалидностью. Мы организуем для
> детей с инвалидностью и без праздники, проекты, чтобы помочь им объединиться,
> познакомиться и в дальнейшем подружиться.
>
> Уже несколько лет в 26 регионах России <<Перспектива>> проводит информационную
> кампанию под лозунгом <<Дети должны учиться вместе!>>. В Москве и других городах
> висят баннеры, плакаты с этим лозунгом, детям показывают ролики социальной
рекламы.
> Все это мы делаем для того, чтобы привлечь внимание общественности
> к столь важному вопросу, как развитие инклюзивного образования.
>
> На пресс-конференции в РИА <<Новости>> Юлия Симонова презентовала новую брошюру
> РООИ <<Перспектива>> - <<Инклюзивное образование: учиться вместе - реально!>>
> В этой брошюре описывается как российский, так и международный опыт инклюзивного
> образования. В издании рассказывается об эффективных педагогических технологиях,
> о том, как вовлечь в работу родителей, помочь детям подружиться и создать в
классе
> благоприятную атмосферу.
>
> В дополнение к брошюре при поддержке Центрального окружного управления образования
> был снят фильм <<Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования>>.
> Этот фильм можно назвать наглядным пособием для родителей, педагогов и специалистов,
> работающих в области развития инклюзивного образования. В съемках
> приняли участие 4 московские инклюзивные школы, детский сад и центр психолого-педагогической
> реабилитации и коррекции <<Тверской>>. В фильме четко отражены
> моменты включения детей с инвалидностью в обычные классы, рассказывается об
индивидуальных
> планах обучения.
>
> <<Мне кажется, что быть вместе это только начало, - считает режиссер и продюсер
> фильма <<Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования>> Владимир Герчиков.
> - И в дальнейшем должен появиться девиз <<Понимать друг друга!>> Частично это
> осуществимо в нашем сегодняшнем обществе. Мы понимаем, что инклюзивное образование
> это не массовое явление, наблюдается оно не во всех школах. В целом в обычных
> школах детей с особенностями очень мало. Педагог-ремесленник не может существовать
> в таких классах, поскольку в них необходим подход к каждому ребенку и постоянно
> приходится решать нестандартные задачи. По-моему, это очень интересная
> и творческая деятельность, но вместе с тем, тяжелая. Инклюзивное образование
> - это некая сверхзадача для педагогов.
>
> Брошюру и фильм представители РООИ <<Перспективы>> намерены распространять
в
> школах, детских садах, центрах образования и других учреждениях, а также раздавать
> всем желающим. <<В наших силах изменить ситуацию, и сделать это мы можем, только
> объединившись>>, - сказала Юлия Симонова.
>
> В числе столичных школ, работающих по программе инклюзивного образования, и
школа
> N1961 ЮЗАО Москвы. Можно сказать, что в этой школе работают настоящие
> энтузиасты, учителя, для которых все дети равны и любимы.
>
> <<Много лет назад мы начали внедрение инклюзивного образования на свой страх
> и риск без всякой методической помощи, просто повинуясь чувству долга и человеческому
> состраданию>>, - рассказал на пресс-конференции в РИА <<Новости>> директор
школы
> No1961 Александр Николаевич Киося. Успех инклюзивного образования, по мнению
> педагога-энтузиаста, зависит в первую очередь, от постепенности его внедрения,
> а также личного выбора каждого человека.
>
> Был приглашен на пресс-конференцию и учащийся одной из московских инклюзивных
> школ - Кирилл Дроздков. В этом году мальчик закончил 5 класс на <<отлично>>,
> и никаких особых трудностей в школьном обучении он не испытывает:
>
> Я - ученик обычной общеобразовательной школы N1161. Учусь в ней с первого класса
> вместе с обычными здоровыми детьми. Сначала мои одноклассники спрашивали
> меня <<Что с тобой?>> и немного побаивались. Но со временем они привыкли, перестали
> обращать на это внимание, и я стал для них таким же обыкновенным учеником.
>
>
> Мне очень нравится учиться в школе. Но школа это не только возможность получить
> знания, это еще и возможность общаться. Особенных проблем у меня в школе
> нет. Раньше была только одна проблема - в школе нет лифта. Но сейчас мне установили
> подъемник, и я могу спокойно учиться дальше. Я хочу сказать, что не
> надо бояться различий между нами и обыкновенными учениками>>.
>
> Дети Москвы
> http://invak.info/content/view/10757/1/
>
>
> Выпуск листа на новом месте: 5392
> количество подписчиков: 231
> подписаться письмом:
> culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
> Заказать правила рассылки по почте:
> culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru
>

   2010-06-16 08:15:46 (#1107954)

[TIFLO] Инклюзивное образование не должно быть эксклюзивным

Уполномоченный по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович: Инклюзивное образование
не должно быть эксклюзивным
15.06.2010

Лилия Муравьева

В современном обществе мы все чаще слышим термин <<инклюзивное образование>>.
Но какой смысл и трудности скрыты в этом понятии знают, к сожалению, немногие.
Разобраться в проблемах данного образовательного явления и проследить динамику
его развития в Москве собрались в пресс-центре РИА <<Новости>> ведущие специалисты
и представители сферы образования. В пресс-конференции <<Инклюзивное образование
в Москве. Итоги 2009-2010 г.>>, проводимой при поддержке региональной общественной
организации инвалидов <<Перспектива>>, приняли участие: уполномоченный по правам
ребенка в г.Москве, заслуженный учитель России Евгений Бунимович; доктор
педагогических наук, профессор, ректор Московского государственного психолого-педагогического
университета Виталий Рубцов; представитель ЮНИСЕФ в РФ Бертран
Бейнвель; ученик с инвалидностью инклюзивной школы N 1161 Кирилл Дроздков и другие.

Инклюзивное (включенное) образование - это процесс обучения детей с особыми потребностями
в общеобразовательных школах. О детях с ограниченными возможностями
здоровья мы часто говорим <<особые дети>>, <<дети с особенностями>>, а иногда
и применяем по отношению к таким ребятам определение <<специальный>>. Но все
дети
равны и имеют одинаковые права на развитие и получение полноценного образования.
Об этом и многом другом в пресс-центре РИА <<Новости>> рассказал Уполномоченный
по правам ребенка в Москве Евгений Бунимович:

Я защищаю права всех детей, и, конечно, меньше всего хотелось бы говорить по
отношению к некоторым из них <<специальный>>. Как учитель могу вам сказать, что
каждый ребенок специальный по-своему. Цель, к которой всем нам надо стремиться,
это равноправие всех детей. Сегодня мы говорим об одной очень непростой
для системы образования и детей с особыми возможностями и потребностями проблеме
- инклюзивном образовании.

Некоторые этапы внедрения инклюзивного образования были успешно пройдены в Москве.
Что касается материального аспекта, то в Москве были созданы некоторые
базовые элементы инклюзивного образования. Именно в нашем городе зародились первые
общественные предпосылки такого обучения в России. Не могу сказать,
что сегодня идея инклюзивного образования везде встречает понимание, но в 21
веке она является одной из наиболее актуальных. Даже противники инклюзивного
образования понимают, что это некая реальность, которая будет продолжать развиваться
несмотря ни на что. Люди понимают, что даже если они против инклюзивного
образования, то об этом уже не очень прилично говорить. Это тоже очень важный
психологический момент в обществе.

В инклюзивном образовании можно выделить два процесса, и хотелось бы, чтобы они
в определенный момент встретились. Первый процесс - сверху - создание соответствующих
условий для такого образования. И второй - это процесс, идущий от конкретного
ребенка. Что касается процессов сверху, то я считаю, что здесь есть значительный
прогресс. Например, ключевой момент 2010 года - принятие в Москве Закона об образовании
детей с особыми возможностями. Об уникальности этого документа
можно судить уже по его названию. К сожалению, таких законов нет в других регионах
России и отсутствует соответствующий Федеральный закон. Это не значит,
что эти законы кто-то забыл написать, просто их у нас не принимают. А не принимают
по той причине, что условий для инклюзивного образования в России, видимо,
пока нет.

В Москве долго работали над этим законом, и наконец-то он принят. Не могу сказать,
что все в этом документе мне нравится, но принципиальные его позиции
очень важны. Самая принципиальная позиция заключается в том, что инклюзивное
образование впервые вводится не в качестве эксперимента или исследования,
а в виде законодательного документа. В законе прописано, что такое инклюзивное
образование, и то, что оно в городе есть и будет. Это ключевой момент, с
принятием которого, мне, как уполномоченному по правам ребенка, проще разговаривать
с чиновниками. Коль есть закон, надо его выполнять.

В Законе об образовании детей с особыми возможностями есть глава не только об
инклюзивном образовании, но и много других важных вещей. Среди них: положение
о ранней помощи детям, об обязанностях города не только по обучению детей, но
и по доставке их в школы. Это означает, что не только школьная среда должна
быть приспособлена к потребностям детей с особыми возможностями, но и квартира,
где живет ребенок, и улицы его города. И я, как уполномоченный, буду отслеживать
выполнение этого закона, понимая, какие трудности стоят за его реализацией.

Сейчас в Москве уже 160 учреждений: детских садов и школ, которые могут осуществлять
инклюзивное образование. В городе создано 13 ресурсных центров, где
готовят учителей и специальных педагогов для детей с ограниченными возможностями
здоровья. В документе Правительства Москвы о подготовке к 1 сентября в
этом году появилось новое положение о <<подготовке учителей к инклюзивному образованию>>.
То есть законодательная обязательность приводит к тому, что и в
других документах появляются строки о необходимости инклюзивного образования.

К вопросу о финансировании инклюзивного образования в школе: оно обходится в
2-3 раза дороже, чем обучение <<обычного>> ребенка без проблем в области здоровья.
В детских садах и школах, работающих по программе инклюзивного образования, должны
быть введены дополнительные ставки: психологов, социальных педагогов
и тех, кто будет сопровождать каждого ребенка. Но недавно принятый закон о госзаказе
ставит финансирование инклюзивного образования под очень большой вопрос.
Кто будет финансировать эту нестандартную часть образования? - вопрос очень серьезный
и актуальный. Поскольку Москва сама финансирует городское образование,
я уверен, она сможет позволить себе продолжить развивать эту сферу за счет собственных
средств.

Одним из основных вопросов, требующих ответа, Уполномоченным по правам московских
детей считает: <<Готово ли наше общество к инклюзивному образованию?>>

<<Проблемы со здоровьем у нас имеют не только дети, но в большей степени пожилые
люди. И если вы сейчас воспитаете у своего ребенка отношение, что ему не
нужно видеть все эти чужие проблемы, то через какое-то время он не захочет знать
в первую очередь вас. Ведь все мы рано или поздно окажемся в положении,
когда нам понадобится чья-то помощь. Мы должны понимать, что это не отдельная
проблема отдельных людей, а это наша общая проблема. Мы все, так или иначе,
на ней завязаны, поскольку все мы равны. И проблема инклюзивного образования
- это не только вопрос обучения детей с трудностями здоровья, но и проблема
обучения в соответствующем духе остальных детей>>, - считает Евгений Бунимович.

Многие задают мне вопрос, а не снизит ли такое совместное обучение детей общий
уровень образования. В связи с этим у меня есть отличный пример системы образования
в Финляндии. В этой стране прекрасно развита система инклюзивного образования,
и последние 10-15 лет Финляндия показывает отличные результаты в срезах
знаний в самых разных областях. Это доказывает, что широкое распространение инклюзивного
образования никак не повлияло на уровень образованности страны.
А в России, где инклюзивное образование только вводится, результаты гораздо хуже.
Особенность нашей страны такова, что в России гораздо сложнее вводить
что-то новое <<снизу>>. И что касается инклюзивного образования, то здесь нет
другого пути, как идти от конкретного ребенка, его потребностей и интересов.

Еще один важный вопрос инклюзивного образования - что человеку делать дальше,
после его получения? Например, московский технологический колледж No21 начал
обучать детей, которые раньше считались не обучаемыми. И делают это в колледже
очень неплохо. Но с окончанием учебы в этом учреждении заканчивается и сфера
ответственности системы образования. Инклюзивное образование не должно быть эксклюзивным.
Образовательные учреждения должны помогать своим выпускникам
и в дальнейшем трудоустройстве.

ВУЗов, которые сопровождают своих учащихся и после окончания учебы, в Москве
единицы. Одним из таких учреждений является Московский государственный психолого-педагогический
университет. О том, как проходит в ВУЗе процесс социализации учащихся с ограниченными
возможностями здоровья, рассказал ректор МГППУ, профессор Виталий
Рубцов:

Наш университет образован в Москве в 1996 году и с самого своего открытия занимается
проблемой интеграции людей с ограниченными возможностями здоровья в
системе образования и их социализацией. Самое главное, что нужно понять при изучении
данной проблемы, что же такое включение ребенка с особыми возможностями,
способностями и трудностями в систему жизни и образования. Сразу хочу отметить,
что это серьезная научная проблема. Из нашего ВУЗа выпустились 33 , а на
данный момент обучается 40 незрячих и слабовидящих детей.

Опыт исследования развития и обучения незрячих и слепоглухонемых детей показывает,
что это люди с уникальными возможностями и способностями. Опираясь на
этот научный опыт, сейчас мы можем сказать, что интеграция - это очень сложный
процесс, когда люди с разными возможностями находятся на одной образовательной
территории. И учет этих возможностей между собой и теми, кто учит таких детей,
составляет крупнейшую научную проблему под названием <<Я - другой!>> В связи
с этим, возникает другой вопрос - как в этих условиях передавать опыт человеку,
который имеет особенности в развитии.

Вторая проблема инклюзивного образования - это методическое и научно-методическое
обеспечение образовательного процесса. Например, если человек имеет проблемы
со зрением, то ясно, что простые и общие методики ему не передашь. В таких случаях
необходимо специальное методическое обеспечение, и оно накоплено в нашем
университете (при обучении математике и психологии).

Третья проблема - это информационное обеспечение. Лишь при особой информационной
системе можно говорить о правильном, эффективном и комфортном обучении
этих детей.

И, наконец, самая главная проблема - это кадровое обеспечение. Это проблема отсутствия
тех, кто может учить детей с особыми возможностями. И у нас очень
мало людей, способных работать с этими категориями учащихся.

В нашем университете ребята получают образование, и следующая проблема, с которой
мы сталкиваемся,- куда наши выпускники пойдут работать? Мы работаем со
школами, где учатся дети с особыми возможностями. И, начиная со 2 курса университета,
мы начинаем искать возможные места их трудоустройства. У нас нет
проблем с распределением. И три года после окончания обучения в ВУЗе мы сопровождаем
своих выпускников. Эти люди своим примером показывают причастность
к социальной практике и ее эффективному развитию.

В МГППУ создан отдел трудоустройства людей с инвалидностью и ограниченными возможностями
здоровья. Проблема трудоустройства решается легко только тогда,
когда мы знаем особенности этих детей. Например, слабовидящие дети обладают высокой
скоростью переработки информации и отличной памятью. На одном из наших
факультетов мы готовим таких детей в качестве специалистов в области переговоров
на телефонах доверия. И, поверьте мне, все они становятся высококвалифицированными
специалистами.

Москва в плане решения всех вышеперечисленных проблем - уникальный город. В ней
есть даже ВУЗ, значительно специализирующийся на работе с такими детьми.
В МГППУ созданы центры интегративного и инклюзивного образования, которые занимаются
мониторингом того, что делается в самой системе образования. Мы располагаем
информацией, как в нашем городе, имея специальные методические и информационные
средства, а также материально-технические ресурсы, дети с особенностями
получают возможность учиться в комфортной образовательной среде. Постепенно улучшается
и материальная составляющая, в том числе пополняется кадровая база.
На базе нашего ВУЗа не так давно мы обучили более 100 человек - специалистов
по работе с категорией <<сложных детей>>.

Самое главное в вопросе инклюзивного образования это понимать, что данную проблему
не решишь здесь и сейчас. Это нужно делать медленно, это эволюционный
процесс. Нужно двигаться по направлению накопления различных информационных и
методических ресурсов. И для каждого человека, который имеет особенности
здоровья, нужно разрабатывать индивидуальную программу обучения. В новом стандарте
начального и среднего образования учитываются возможности построения
индивидуального обучения, что дает огромные возможности для развития детей с
ограниченными возможностями. И в высшем образовании появилось направление
обучения <<Психология и педагогика инклюзивного образования>>. Например, с начала
этого учебного года в нашем ВУЗе стартует магистерская программа, где мы
будем преподавать основы обучения особенных детей.

Существует очень тонкая грань между образованием и реабилитацией, процессами
очень тесно внутренее связанными. Если мы берем на обучение детей с ограниченными
возможностями, то должны понимать, что они требуют особого внимания в процессе
образования. Поддержка и сопровождение этих детей всегда должны находиться
в центре внимания педагогов. Все это требует серьезной законодательной базы.
Москва в этом направлении очень продвинулась: в городе создаются школы, детские
сады, центры образования, принимающие на обучение детей с ограниченными возможностями
здоровья.

В наше время к инклюзивному образованию относятся с большим пониманием, но более
10 лет назад дети с ограниченными возможностями не могли учиться в общеобразовательных
школах вместе с остальными детьми. С такими неудобствами социального устройства
нашей страны пришлось столкнуться в ученические годы Юлии Симоновой, ныне
менеджеру по развитию региональной общественной организации инвалидов <<Перспектива>>:

Передвигаться на инвалидной коляске я начала после 10 класса. До этого я обучалась
на дому и поэтому по большей части была лишена возможности общения со
сверстниками. В связи с этим, процесс обучения не был для меня столь ярким и
радостным, как хотелось бы. Затем я выиграла конкурс по обмену и поехала учиться
в США. И в Штатах на своем личном опыте я испытала другую сторону получения образования.
Там я училась в обычной общеобразовательной школе, до школы добиралась
на автобусе, который был оснащен подъемником. В самой школе были созданы все
необходимые условия для моего комфортного обучения. Очень скоро у меня появилось
много знакомых, друзей. И год, который я провела в США, пролетел очень быстро
и незаметно, поскольку я все время была чем-то занята, увлечена, ходила в
разные кружки, проводила время с друзьями.

Уже много лет я работаю в РООИ <<Перспектива>>, которая успешно занимается улучшением
качества жизни детей с инвалидностью и молодых инвалидов. Одно из основных
направлений деятельности нашей организации - развитие инклюзивного образования.
В этом направлении мы тесно сотрудничаем со школами, детскими садами, центрами
и управлениями образования. Мы оказываем информационную поддержку педагогам инклюзивного
образования, приглашаем специалистов из разных городов и стран
поделится своим опытом. Например, в этом году к нам приезжали эксперты инклюзивного
образования из Великобритании и Новой Зеландии.

В <<Перспективе>> мы проводим очень большую работу с детьми в школах по пониманию
инвалидности, так называемые <<Уроки доброты>>. Эти уроки способствуют формированию
у школьников адекватного отношения к детям с инвалидностью. Мы организуем для
детей с инвалидностью и без праздники, проекты, чтобы помочь им объединиться,
познакомиться и в дальнейшем подружиться.

Уже несколько лет в 26 регионах России <<Перспектива>> проводит информационную
кампанию под лозунгом <<Дети должны учиться вместе!>>. В Москве и других городах
висят баннеры, плакаты с этим лозунгом, детям показывают ролики социальной рекламы.
Все это мы делаем для того, чтобы привлечь внимание общественности
к столь важному вопросу, как развитие инклюзивного образования.

На пресс-конференции в РИА <<Новости>> Юлия Симонова презентовала новую брошюру
РООИ <<Перспектива>> - <<Инклюзивное образование: учиться вместе - реально!>>
В этой брошюре описывается как российский, так и международный опыт инклюзивного
образования. В издании рассказывается об эффективных педагогических технологиях,
о том, как вовлечь в работу родителей, помочь детям подружиться и создать в классе
благоприятную атмосферу.

В дополнение к брошюре при поддержке Центрального окружного управления образования
был снят фильм <<Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования>>.
Этот фильм можно назвать наглядным пособием для родителей, педагогов и специалистов,
работающих в области развития инклюзивного образования. В съемках
приняли участие 4 московские инклюзивные школы, детский сад и центр психолого-педагогической
реабилитации и коррекции <<Тверской>>. В фильме четко отражены
моменты включения детей с инвалидностью в обычные классы, рассказывается об индивидуальных
планах обучения.

<<Мне кажется, что быть вместе это только начало, - считает режиссер и продюсер
фильма <<Быть вместе, опыт развития инклюзивного образования>> Владимир Герчиков.
- И в дальнейшем должен появиться девиз <<Понимать друг друга!>> Частично это
осуществимо в нашем сегодняшнем обществе. Мы понимаем, что инклюзивное образование
это не массовое явление, наблюдается оно не во всех школах. В целом в обычных
школах детей с особенностями очень мало. Педагог-ремесленник не может существовать
в таких классах, поскольку в них необходим подход к каждому ребенку и постоянно
приходится решать нестандартные задачи. По-моему, это очень интересная
и творческая деятельность, но вместе с тем, тяжелая. Инклюзивное образование
- это некая сверхзадача для педагогов.

Брошюру и фильм представители РООИ <<Перспективы>> намерены распространять в
школах, детских садах, центрах образования и других учреждениях, а также раздавать
всем желающим. <<В наших силах изменить ситуацию, и сделать это мы можем, только
объединившись>>, - сказала Юлия Симонова.

В числе столичных школ, работающих по программе инклюзивного образования, и школа
N1961 ЮЗАО Москвы. Можно сказать, что в этой школе работают настоящие
энтузиасты, учителя, для которых все дети равны и любимы.

<<Много лет назад мы начали внедрение инклюзивного образования на свой страх
и риск без всякой методической помощи, просто повинуясь чувству долга и человеческому
состраданию>>, - рассказал на пресс-конференции в РИА <<Новости>> директор школы
No1961 Александр Николаевич Киося. Успех инклюзивного образования, по мнению
педагога-энтузиаста, зависит в первую очередь, от постепенности его внедрения,
а также личного выбора каждого человека.

Был приглашен на пресс-конференцию и учащийся одной из московских инклюзивных
школ - Кирилл Дроздков. В этом году мальчик закончил 5 класс на <<отлично>>,
и никаких особых трудностей в школьном обучении он не испытывает:

Я - ученик обычной общеобразовательной школы N1161. Учусь в ней с первого класса
вместе с обычными здоровыми детьми. Сначала мои одноклассники спрашивали
меня <<Что с тобой?>> и немного побаивались. Но со временем они привыкли, перестали
обращать на это внимание, и я стал для них таким же обыкновенным учеником.

Мне очень нравится учиться в школе. Но школа это не только возможность получить
знания, это еще и возможность общаться. Особенных проблем у меня в школе
нет. Раньше была только одна проблема - в школе нет лифта. Но сейчас мне установили
подъемник, и я могу спокойно учиться дальше. Я хочу сказать, что не
надо бояться различий между нами и обыкновенными учениками>>.

Дети Москвы
http://invak.info/content/view/10757/1/

Выпуск листа на новом месте: 5392
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-06-16 01:44:40 (#1107824)

[TIFLO] К чему приведет <флирт> с евгеникой

К чему приведет <флирт> с евгеникой
15.06.2010

Известный итальянский врач и специалист в области биоэтики Карло Беллиени размышляет
на страницах ватиканской газеты о прискорбном явлении наших дней -
дискриминации инвалидов и людей с ограниченными возможностями. Он ссылается на
недавний случай в Италии: СМИ распространили новость о том, что в области
Венето собираются принять закон об исключении из списка кандидатов на пересадку
органов людей с умственным расстройством. Весть об этом проекте вызвала
глубокое возмущение у итальянцев, и руководство Венето с готовностью опровергло
новость, появившуюся в масс-медиа. И не может быть иначе - в Италии никто
не может подвергаться дискриминации в здравоохранении.

Этот эпизод наводит на размышления: чем вызван народный гнев в эпоху, когда на
Западе, к сожалению, генетическая дискриминация стала обыденным явлением?
С горечью автор статьи констатирует, что мы живем в обществе, где зачатым детям
не позволяют родиться из-за того, что они будут инвалидами. Мало того,
люди не знают, что делать с уже родившимися инвалидами.

В 1984 году в США новорожденный с синдромом Дауна умер от голода, поскольку родители
отказались давать согласие на операцию пищевода. К счастью, Верховный
суд принял тогда декрет, положивший конец подобным эпизодам. Но сегодня этот
закон часто ставят под сомнение. Во Франции десять лет назад взрослый инвалид
подал в суд за то, что врачи позволили ему родиться на свет, не поставив вовремя
диагноз. Но как раз 11 июня, к счастью, Конституционный совет Франции
сказал твердое <нет> <праву на нерождение>.

Все больше распространенный <флирт с евгеникой>, как писал почетный президент
национального этического совета Франции Дидье Сикар, можно победить только
строительством мира без барьеров. Такого мира, где школа учит дружить с глухим
соседом по парте, где телевидение показывает спортивные успехи одноногих
лыжников и баскетболистов на инвалидной коляске, где семьям с инвалидами оказывается
экономическая и социальная помощь. Где родители не подсчитывают число
хромосом у ребенка прежде чем решить, любить его или убить.

Радио <Ватикан>
http://invak.info/content/view/10764/1/

Выпуск листа на новом месте: 5391
количество подписчиков: 231
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru

   2010-06-16 01:34:03 (#1107818)