[TIFLO] <<Я с ним не сяду>>
<<Я с ним не сяду>>
03.03.2010
Михаил Данилович
Привыкнут ли в обычных школах к детям с ограниченными возможностями?
Нужно, как воздух, вот только где его взять? Примерно так можно сказать об инклюзивном
образовании (это когда дети с ограниченными возможностями здоровья
учатся в классах <<нормы>>) в Пермском крае. Во-первых, в России и тем более
в нашем регионе почти нет опыта по внедрению такого образования. Во-вторых,
по закону за это внедрение отвечают власти региона, но и муниципалитет не остаётся
в стороне: за ним остаются хозяйственные вопросы. Как совместить полномочия
на практике? Но главная проблема - как сломать стереотипы у учеников, родителей
и педагогов.
Корреспонденты <<ПН>> отправились в пермскую школу N155, ученики которой должны
были участвовать в эксперименте по внедрению инклюзивного образования, и добрянские
школы NN1 и 5, где ещё нет инклюзива, но всё равно много ребят с ограниченными
возможностями. Нам стало интересно: каковы первые шаги инклюзива в Прикамье?
Впечатления - противоречивые. Но другими они быть и не могли.
- Общались ли вы с детьми с ограниченными возможностями здоровья? - спрашиваю
начальника управления содержанием и технологиями департамента образования
Перми Татьяну Ежову.
- А зачем нам с коррекционной школой общаться? Дети оттуда - с интеллектуальным
отставанием в развитии, мы можем общаться только с их родителями.
Татьяна Ежова, судя по приказу департамента
образования от 2 июля 2009 года, - ответственная за появление первой инклюзивной
школы в крае. Инклюзивное образование - это не просто когда несколько ребят
с ограниченными возможностями здоровья учатся в классе <<нормы>>. Для таких детей
подбираются <<индивидуальные маршруты>>. За тем, чтобы ученики по ним успешно
шли, следят дефектологи и тьютор (наставник) из числа взрослых.
Ноу-хау, как уже писали <<ПН>> 2 октября 2009-го, должно появиться на базе школы
N73 в Кировском районе.
Среди тысячи учащихся пятой школы класс <<Особый ребёнок>> практически незаметен
Учителя и родители ребят из соседней коррекционной школы N155 боятся, что нововведение
на деле означает лишь то, что их насильно переведут в общеобразовательное
учреждение. При этом председатель управляющего совета 155-й школы Светлана Чувашова
считает, что инклюзивная школа - это, в принципе, хорошо: <<Это философия
принятия разными людьми друг друга>>. Высказывание Татьяны Ежовой о том, что
чиновник не хочет общаться с детьми, Светлана Чувашова комментировать отказалась.
ЗАКРОЕТСЯ - ТОГДА И ПОСМОТРИМ?
Серёжа, молодой человек среднего роста, - один из учеников класса <<Особый ребёнок>>
в школе N155. Ему двадцать лет. Сергей улыбается, говоря, не отводит
глаз.
- Где тебе больше нравится: дома или здесь?
- Здесь. Тут был Новый год! - вспомнил школьный праздник юноша.
В классе, размерами больше напоминающем маленькую комнату квартиры, кроме корреспондентов
- три человека: Серёжа, воспитатель и ещё один ученик, Саша. Серёжа
сидит рядом с учительским столом, Саша - на диванчике.
Педагог Надежда Ельшина показывает на доску, в верхнем углу которой висят карточки,
напоминающие о расписании: <<Физкультура>>, <<Математика>>: <<Нашим детям
во всём нужен строгий порядок>>.
После этого Надежда Николаевна садится за свой стол. <<В этом году научились
играть в домино>>, - говорит учительница, пока Серёжа ищёт <<кость>> с пятью
точками.
Выпускники этого класса обычно занимаются надомной работой: например, делают
выключатели, розетки.
По крайней мере, будущее ребят - не такая проблема, как судьба самой школы, считает
председатель управляющего совета Светлана Чувашова.
Образовательное учреждение работает без лицензии (об этом <<ПН>> писали ещё 29
мая прошлого года). Нарушений требований надзорных органов много, но все они
сводятся к тому, что школа находится в помещении бывшего детского сада.
<<Если школа N155 закроется, формально право детей обучаться в своей среде нарушено
не будет, - комментирует уполномоченный по правам ребёнка Павел Миков,
- потому что родители смогут отдать детей в другие коррекционные школы. Другой
вопрос, что эти школы не находятся в шаговой доступности>>.
Серёжа тем временем достаёт из шкафа свою любимую игру - сборный деревянный домик.
Домик этот, отмечают педагоги, у Серёжи получается всегда разный.
Хорошо, что пока молодой человек строит то, что хочет.
<<ПРИКАЗ ВЫПОЛНЯЕТСЯ, НО НЕ В КАЖДОЙ ЧАСТИ>>
Департамент образования между тем создаёт свой <<дом>>.
Судьба школы N155 решается уже несколько лет после того как возникли проблемы
с лицензией. Сначала чиновники хотели присоединить её к 73-й и сделать <<два
разных входа>>, как выразилась однажды начальник департамента Людмила Гаджиева.
В этом случае школы находились бы в одном здании, но никак не были бы связаны.
В 2008 году родители и власти договорились, что будут переводить детей в новое
учреждение постепенно.
Летом 2009-го о постепенности чиновники говорить перестали, зато начали говорить
об инклюзивной школе. Предполагалось, что она появится сразу (а именно
- 1 сентября этого года) и с одним входом.
<<Появляются трудности, когда на базе одного имущественного комплекса находятся
два юридических лица. Это как коммунальная квартира! - объясняет Татьяна
Ежова, откуда появилась идея инклюзивной школы. - Надо, например, сделать несколько
счётчиков на воду>>.
Директор школы No73 Юрий Осокин добавляет, что один <<житель>> здания должен
бы был платить другому аренду.
В столярной мастерской мальчишки делают практически всё
Бюджетные деньги распределяются между школами по подушевому принципу, поэтому
для господина Осокина, считают наблюдатели, есть ещё один плюс объединения:
в его школу придут учиться сто учеников (именно столько учится в 155-й), а вместе
с ними - и дополнительные средства. Но они, опровергают в департаменте,
ни при чём.
Из письма Людмилы Гаджиевой Светлане Чувашовой от 4 мая 2009 года: <<...Будут
предусмотрены (в школе No73 - авт.) пандусы, лифт, спортивная, медицинская и
оздоровительная
зоны. Учитывая этажность здания и набор достаточных площадей, планируется оборудование
современной школы инклюзивного образования в интересах учащихся.
После создания необходимых условий учащиеся МСКОУ <<СКОШ No155>> будут переведены
в здание МОУ <<Основная общеобразовательная школа N73>>.
Ничего из этого не сделано. Как говорят чиновники, <<реалии внесли коррективы
в планы>> - ремонт в 73-й школе закончится не раньше 2011 года.
Поэтому или нет, но сегодня власти заявляют, что в следующем учебном году в лучшем
случае появится несколько инклюзивных классов в начальной школе и ученики
пойдут в них добровольно: <<Сейчас у нас настроение резко изменилось, - подчёркивает
Татьяна Ежова, - не спешить, чтобы не навредить. Это самое главное>>.
155-я школа в проекте больше не участвует, утверждает Ежова.
Но приказ о том, что инклюзивная школа откроется именно 1 сентября, не отменён.
<<Он выполняется, но не в каждой части>>, - объясняет Ежова.
<<Контингент>> 155-й школы всё-таки хотят видеть в 73-й, хоть и, слава богу,
не весь сразу?
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ПЕРМИ: <<МЫ ИДЁМ СВОИМ ПУТЁМ>>
Полгода назад законность объединения школ начали изучать в Пермской гражданской
палате. <<Тогда сюда пришли родители учащихся в 155-й школе, - вспоминает
юрист Евгения Кондакова. - После этого мы писали в администрацию Перми, но получали
ответы, из которых так и не поняли, как именно чиновники хотят внедрить
модель инклюзивного образования>>. Специалист Палаты показывает один из ответов
Людмилы Гаджиевой Светлане Чувашовой.
Дата, стоящая в письме, - 17 сентября 2009 года. Сначала в тексте утверждается:
<<Контингент учащихся МСКОУ No155 будет переведён в МОУ <<ООШ N73>>. А в конце
письма начальник департамента образования напоминает о том, что право выбора
образовательного учреждения для своего ребёнка остаётся... за родителем. Евгения
Кондакова пожимает плечами.
Со временем при департаменте появилась рабочая группа по внедрению инклюзивного
образования, в которую формально вошла и председатель управляющего совета
155-й школы Светлана Чувашова. Правда, полгода в заседаниях группы она не участвовала.
Граждане увидели и двухстраничный план мероприятий <<по подготовке к внедрению
инклюзивного образования>>. Но анкетирование родителей, о котором в нём говорилось,
так и не прошло. Татьяна Ежова объясняет, что сейчас не видит в нём смысла: <<О
чём спрашивать? Многие пока попросту не понимают, что такое инклюзивная
В октябре прошлого года в интервью нашей газете Людмила Гаджиева заявила: <<К
разработке (! - авт.) проекта (инклюзивной школы - авт.) будут привлечены не
только муниципальные служащие, а родители, участники правозащитных организаций
- чтобы максимально учесть мнения всех участников образовательного процесса>>.
За неполные полгода, что прошли с октября, взгляды чиновников поменялись.
- Пока преждевременно проводить круглый стол - мы создали рабочую группу, - считает
Татьяна Ежова. - Формы функционирования рабочей группы вы понимаете?
Собираются специалисты... - начала объяснять чиновник.
- Но Людмила Анатольевна говорила о том, что будут привлекаться специалисты гражданских
организаций...
- Куда привлекаться?
- К обсуждению данного вопроса.
- Так, а мы работаем в рабочей группе! Мы рождаем проект этой (инклюзивной -
авт.) школы. Готовый проект будем обсуждать обязательно.
Добавим: на круглый стол с участием правозащитников госпожа Ежова всё-таки пришла
(он состоялся 20 октября прошлого года).
<<Скажу однозначно, этого сегодня нет нигде, - отметила Ежова, говоря об инклюзивном
образовании. - И мы к этому идём своим путём. Например, путём опыта,
который имеется в наших коррекционных школах>>
В этом учебном году планировалось провести общие мероприятия для учеников 155-й
и 73-й школ. По факту, не проведено ни одного: <<Не было психологической
готовности>>, - объясняет Ежова.
Только в конце февраля должна состояться интеллектуальная игра <<Брейн-ринг>>,
посвящённая 65-летию Победы. <<Команды будут смешанные, - отмечает Юрий Осокин.
- В каждой будут и ученики 73-й, и дети с ограниченными возможностями здоровья>>.
<<Наши ребята попросту отмолчатся, - предполагает Светлана Чувашова. -
Если уж и проводить совместные мероприятия, то такие, в которых все будут равны>>.
Почему голос родителей не слышен?
<<Я С НИМИ НЕ СВЯЗЫВАЮСЬ>>
В добрянской школе N1 дети <<нормы>> и дети с ограниченными возможностями учатся
вместе
С 1 сентября в добрянской школе N1 учатся ребята из коррекционной школы-интерната,
ранее закрытой.
Всего здесь девять классов с буквой <<а>> и семь - <<б>>. В последних учатся
ребята, пришедшие из школы-интерната.
Директор <<однёрки>> Наталья Жирнова перечисляет: <<С начала года у нас прошёл
конкурс плакатов против курения, конкурс <<Прощание с осенью>>, где ребята защищали
костюмы и поделки, конкурс стихов. Но в интеллектуальные игры ученики <<нормы>>
и <<коррекционные>> играют отдельно>>.
Ребята, с которыми нам удалось пообщаться в этой школе, не вспомнили ни одного
совместного мероприятия, в отличие от директора. Но почти все отметили, что
с <<другими>> детьми общаются.
Наталья Жирнова не скрывает, что от прихода новых учеников школа выиграла: до
них здесь училось почти вдвое меньше детей. Следовательно, и финансирование
было меньше: <<Проектная мощность школы - пятьсот тридцать человек>>. В части
здания открыли детский сад, но место всё равно пустовало>>.
Когда дети <<нормы>> начали учиться вместе с <<другими>> учениками, они боялись
садиться рядом с ними в автобусе. <<Ребёнок говорил: <<Не сяду рядом>> - и всё,
- вспоминает классный руководитель 5 <<б>> класса Елена Васильева. - Сейчас такого
нет. Ребята опасались ходить на второй этаж - приходилось провожать пятиклассников>>.
Маша и Ксюша из 9 <<а>> вспомнили, что как только стало известно, что в школу
придут новые ученики, многие хотели отсюда уйти: <<Мы ставили себя выше их>>.
<<Я думал, что они дураки, - продолжает Кирилл из этого же класса. - А оказалось,
что нет. Они могут помочь найти что-нибудь в Интернете>>.
Пятиклассники Дима, Костя и Лёша новых ребят не полюбили: <<Они матерятся. В
туалете стали больше курить>>. Впрочем, отмечают мальчики, среди новеньких есть
пара человек, с которыми они дружат: <<Они нормально общаются>>.
Проблема, говорят педагоги, в том, что ограниченные возможности здоровья порой
не позволяют общаться столько и так, как ты хочешь. Девятиклассник Саша с
детским церебральным параличом пришёл сюда с надомного обучения. Говорит, что
здесь нравится больше: <<Люблю русский, литературу - нравится читать>>. На
вопрос про ребят из <<а>>-классов отвечает коротко: <<Я с ними не связываюсь>>.
<<Думали, что будет хуже>>, - вспоминает Елена Васильева разговоры в школе перед
1 сентября. Хуже не случилось и потому, что многие новички внешне не отличаются
от сверстников, которые учились в <<однёрке>> и раньше. <<И потому, - продолжает
директор Жирнова, - что школа находится не в центре города - многие ребята
здесь <<попроще>>, добрее. Им легче объяснить, что у кого угодно может родиться
любой ребёнок>>.
Максим и Рома из 6 <<б>> говорят, что в новом месте у них появилось больше друзей:
в том числе и из <<а>> классов: <<Кроме того, тут лучше спортивный зал: в
нём есть козёл, волейбольная сетка, да и он больше!>>
Впрочем, школа N1 - хоть и относительное, но, скорее, исключение из правила.
<<У НИХ ЕСТЬ СВОИ НЕДОСТАТКИ>>
<<Жалко, что здесь нет наших друзей!>> - говорит Денис из класса <<Особый ребёнок>>
в добрянской школе N5. Мальчик имеет в виду как раз тех ребят, которые сейчас
учатся в <<б>> классах <<однёрки>>.
Вместе с ним ещё семь человек сидят за столом на кухне. Лепят из теста зайцев,
звёзды и солнце: <<Их решили делать вместе с воспитательницей!>>
С ней ребятам повезло: Татьяна Бурдова занималась с ними с первого года обучения
ещё в интернате.
Рядом с кухней - учебная комната с игровой зоной, кабинет для индивидуальных
занятий и ещё несколько помещений.
Но крыло для детей с ограниченными возможностями здоровья здесь ещё <<более>>
отдельное, чем в первой школе. Отсюда ученики выходят только в столовую и...
домой.
Здесь - отдельные от всей школы звонки на уроки.
<<Мы не то что бы их изолируем, - считает ведущий специалист управления образованием
района Ольга Веснина. - Просто такие дети непредсказуемы для <<обычных>>
<<Я не могу гарантировать, что за пределами школы между учениками класса <<Особый
ребёнок>> и другими не будет конфликтов>>, - сказала мне директор.
Поговорив со <<старичками>>, мы узнали, что <<разные>> ученики если и видят друг
друга, то только в столовой. <<Они никому не мешают>>, - считают ребята из 7
<<а>> класса. 8 <<в>> более категоричен: <<Они особые какие-то>>. <<У них есть
свои недостатки>>, - считают восьмиклассники.
Когда закрывался интернат <<для детей VIII вида>>, одним из аргументов за перевод
детей в общеобразовательные учреждения было то, что ребята якобы получат
аттестаты <<обычной>> школы, с которыми будет больше шансов найти себя в обществе.
Но этого не произошло. И в <<однёрке>>, и в <<пятёрке>> ученикам дадут специальные
документы.
А что в придачу - будут знать, пожалуй, только сами дети.
P.S.
Раздельное обучение, считают многие, только усугубляет проблему непринятия друг
друга.
Сегодня власти Перми не хотят в обязательном порядке переводить ребят из 155-й
школы в 73-ю. Это плюс.
Но от идеи инклюзивной школы на базе 73-й они не отказываются и продолжают реализовывать
проект по внедрению образования нового вида. При этом, как говорят
сами чиновники, они работают лишь рабочей группой - мнение родителей и общественников
пока не учитывается. Может быть, начиная новое дело, не только не
спешить, но и учесть мнения всех заинтересованных сторон?
Чтобы избежать проблем, которые появились в Добрянке. Главная из них - трудности
общения между ребятами, которые стали учиться вместе. Они есть не только
в школе N5, куда перешёл класс <<Особый ребёнок>>, но и в школе N1.
А она по крайней мере, как считает администрация учреждения, была готова к совместному
обучению гораздо лучше многих других.
Ошибки всё равно будут, так нельзя ли избежать тех из них, которые избежать можно?
<<ПН>> предлагают всем заинтересованным сторонам высказаться на страницах газеты
об инклюзивном образовании и о том, как оно внедряется в Прикамье.
СПРАВКА <<ПН>>
Добрянская школа-интернат <<для детей VIII вида>> закрылась по требованию Госпожнадзора:
по нормативам в здании может быть не больше трёх этажей, а было -
четыре. Как сообщили <<ПН>> 8 августа 2008 года, в школе учились 126 человек.
74 из них пошли в школу N1. 18 - в класс <<Особый ребёнок>> в добрянской школе
N5. Кто-то стал учиться в образовательных учреждениях в Добрянском районе. Несколько
человек перешли на домашнее обучение. Сейчас учреждение работает только
как интернат: после уроков ученики приходят сюда ночевать.
На прошлой неделе Законодательное собрание Пермского края приняло новый закон
<<Об образовании>>, который оставляет за родителями право наряду с общеобразовательной
и коррекционной школами выбирать инклюзивное учреждение для своего ребёнка. <<В
ближайшие месяцы, - предположил уполномоченный по правам ребёнка Павел Миков,
- министерство образования края предложит нескольким территориям начать у себя
этот проект>>.
СПРАВКА <<ПН>>
Система специального образования в России (виды школ):
I вид - для глухих;
II вид - для слабослышащих;
III вид - для слепых;
IV вид - для детей с остаточным зрением;
V вид - для детей с тяжёлой речевой патологией;
VI вид - для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата;
VII вид - для детей с задержкой психического развития;
VIII вид - для детей с нарушениями интеллекта.
По виду школ обычно называют и детей, которые в них учатся: например, дети V
вида - дети с тяжёлой речевой патологией.
Если нарушения носят стойкий характер, ребёнку присваивают статус инвалида.
Газета
"Пермские Новости"
Выпуск листа на новом месте: 5191
количество подписчиков: 226
подписаться письмом:
culture.people.tifloresource-sub@subscribe.ru
Заказать правила рассылки по почте:
culture.people.tifloresource-rules@subscribe.ru