Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


История - новые ракурсы

В последние четверть века произошли настолько эпохальные события, что они волей-неволей заставляют по-новому взглянуть на историю всего мира и отдельных народов. Особенно впечатляет Русская Катастрофа-1991. Неудивительно, что растерявшаяся травмированная Россия мечется в поисках объяснений произошедшего. Прилавки завалены научными, публицистическими и художественными книгами, авторы которых пытаются найти ответы на вопросы – Что же с нами произошло? Почему мы на ровном месте столь бесславно рухнули? Кто виноват в крушении СССР, который только что считался самой могучей в военном плане державой в мировой истории?

К сожалению, российское общество продолжает оставаться почти смертельно больным и исключительно патологизированным, и поэтому подавляющее большинство российских авторов воспаряют в надстройку и предаются или фантазированию, или односторонности. Не могу назвать никого из коллег-историков, кто поймал бы бога за бороду и нашел ключ Клио. Однако осваивать новые факты и толкования необходимо, чтобы доказательнее представить субъектное понимание истории и тем самым убедить самых продвинутых соотечественников принять Программу постиндустриальной модернизации России «Путь из тупика».

Субъектное понимание истории вбирает в себя прежде всего материалистическое понимание её, обоснованное Карлом Марксом, а также подходы «буржуазного Маркса» Макса Вебера и ряда последующих мыслителей, особенно Карла Ясперса и Мартина Хайдеггера. Субъектное понимание истории сопряжено с прикладной эсхатологией, задающей смысл существования человечества и самое могучее устремление человека к Богосаможертвоприношению. История предстает порождением фундаментально-онтологического базиса, выявленного Хайдеггером в трактате «Бытие и время» (1927), что открывает новые горизонты постижения прошедшего.

Вчерашняя заметка «Иисус Христос «триждырожденный»» как бы завершила цикл работ по переосмыслению христианского Священного Писания. Решение вроде бы простое нашлось, но шел я до него более полувека, со школьных лет. Конечно, решающий толчок получил в 1959 году при изучении монографии Германа Гункеля «Творение и хаос в Начале и Конце» (1895), но только вчера все «противоречия» Евангелий удалось «снять», душа ликует, надо теперь развивать тему. Николай Николаевич Лисовой советует написать книгу, но я считаю это излишним. Тексты уже размещены в Интернете, поисковик выдаст их интересующимся, а издание книги потребует времени и денег, купят её единицы, овчинка не стоит выделки.

Весь день разрабатывал схемы рубрики Хронология в Панлоге. Пока оптимума не нашел. А бьюсь уже несколько лет. Посмотрел заодно, что нового произошло в изучении древностей. Ведь с прошлого лета никак не могу придти в себя после ошеломившего меня ознакомления с «терракотовой армией» первого китайского императора Цинь Шихуанди. Оказывается, бум в археологии продолжается, почти каждую неделю – поразительные открытия.

Вот Николай Гуров пишет в деловой Интернет-газете «Взгляд» в статье «Открытия археологов» (http://www.vz.ru/top2/), что прошедший 2006 год оказался насыщенным археологическими открытиями. Ученые из Американского института археологии составили десятку самых значимых из них. Уникальные памятники археологии были обнаружены как случайно в ходе строительства промышленных объектов, так и благодаря тщательным поискам ученых.

Одним из самых значимых открытий американские археологи посчитали обнаружение новой гробницы в Долине царей, где не было открытий уже более 80 лет – с тех пор, как в 1922 году Говардом Картером была обнаружена гробница Тутанхамона. Новое открытие, совершенное командой Отто Шедена, – гробница KV 63. На сегодняшний день в гробнице было найдено 7 саркофагов, датируемых периодом Нового царства.

Вторым по значимости считается обнаружение костяка трехлетней девочки, датируемого 3 млн лет. После полной очистки небольших косточек от песчаника, налипшего на них за 3 млн лет, группа палеонтологов объявила всему миру, что в Эфиопии найден почти полностью сохранившийся скелет детеныша австралопитека.

Ольмекские надписи по праву заняли третье место в десятке открытий. Каменная глыба была найдена в 1990-х в мексиканском городе Веракрус, и она стала решительным доказательством того, что древние ольмеки имели свою письменную систему, которая, как теперь выяснилось, является наиболее древней из всех в Новом Свете.

Четвертую позицию археологи отдали ирландским «болотным» псалмам. В торфянике близ Дублина бульдозерист Эдди Фогарти случайно обнаружил книгу псалмов, которая на сегодняшний день является наиболее ранним средневековым манускриптом, найденным в Ирландии за последние 200 лет.

Совершенно неожиданной стала находка перуанского храма. Он датируется 2200 годами до н.э., в нем были обнаружили астрономические чертежи. Причем на них было изображено солнце с недовольным лицом.

Обнаруженные в Китае останки «наемного работника» ученые посчитали шестым по значимости открытием. Анализ ДНК костей, обнаруженных около гробницы императора Цинь Шихуанди (259–210 гг. до н.э.), показал, что они принадлежали персу, и это, вероятнее всего, свидетельствует о том, что над постройкой императорской усыпальницы трудились и иностранные пленники. Мир во времена Александра Македонского и вскоре Иисуса Христа был значительно теснее, чем считалось ранее.

Удивительным открытием стала гробница Рыкающих львов. Могильные грабители привели итальянских исследователей в наистарейшую расписную гробницу Западного Средиземноморья. Гробница датируется 7 веком до н.э., принадлежала она этрускам, и изображены в ней причудливые львы.

На восьмой позиции расположилось открытие затерянного царства Тамбора. Обнаружение довольно-таки небольшого строения, захороненного в результате извержения вулкана в 1815 году в Индонезии, дало археологической науке первое фактическое доказательство существования царства Тамбора.

Скифская мумия заслужила лишь предпоследнее место в десятке. В одном из монгольских курганов была обнаружена замерзшая прекрасно сохранившаяся мумия белокурого скифского воина во всем обмундировании.

На последнее место по значимости американские ученые поставили открытие бразильского Стоунхенджа - круг из 130 гранитных глыб в бразильском штате Амапа встретил зимнее солнцестояние 2000-летней давности.

Остановимся подробнее на самых древних людях, обнаруженных в Африке. Согласно концепции, изложенной мной в работе «три Адама», как прародитель Адам, как и Иисус Христос, рождался трижды – грубо говоря, как австралопитек, как неандерталец и как человек современного типа (кроманьонец). Следы «трех рождений» Иисуса Христа остаются в четырех канонических евангелиях, а следы «трех рождений» Праотца Адама выявляются в Книге Бытие – в Главах 1 и 2. Концепция «трех Адамов» подкрепляется также палеопсихологическими реконструкциями моего учителя Бориса Федоровича Поршнева.

Владимир Степанов в той же Интернет-газете «Взгляд» опубликовал 26 сентября 2006 года статью «Самая древняя девочка: У девочки черты, схожие с чертами обезьян, и в то же время – особенности, свойственные человеку» (http://www.vzglyad.ru/society/2006/9/26/50126.html):

«В Эфиопии антропологи проанализировали практически полностью уцелевший скелет трехлетней девочки, жившей 3,3 млн. лет назад и принадлежавшей к виду австралопитеков. Анализ костей подтвердил, что она ходила вертикально на двух ногах, однако особенности рук и лопаток указывают на способность лазать по деревьям, подобно обезьяне. Как говорят ученые, эта находка позволит по-новому взглянуть на то, как эволюционировал древний человек.

Скелет девочки был обнаружен в долине реки Аваш в 400 километрах к северо-востоку от Аддис-Абебы еще в 2000 году. Он был замурован в монолите песчаника, и археологам потребовалось более пяти лет кропотливой работы для того, чтобы извлечь кости.

Останки австралопитека состоят из целого черепа, туловища и большинства частей конечностей. Компьютерная томограмма показала, что в челюсти есть не вышедшие еще наружу зубы. В этой связи ученые полагают, что девочке, когда она умерла, было примерно три года. В ее скелете сохранилось на удивление много довольно тонких костей: вероятно, девочка погибла при наводнении и была похоронена в иле.

Анализ костей вновь подтвердил, что австралопитек ходил вертикально на двух ногах, однако особенности рук и лопаток указывают на способность лазать по деревьям, подобно обезьяне. Неясно, впрочем, являются ли эти анатомические особенности свидетельством такого передвижения на практике или лишь эволюционным багажом австралопитека, унаследованным от более ранних видов.

Ученые рассказали и о новых результатах своих исследований этого вида. Например, объем мозга девочки оценивается в 330 кубических сантиметров, что составляет 63-88% от объема мозга взрослой особи. Этот показатель – ниже, чем у шимпанзе, у которых в три года мозг развит на 90%. Однако эти цифры ближе к аналогичному параметру у людей.

А медленное развитие в «удлиненном» детстве – это специфически человеческая черта. В этот период у человека развиваются высшие функции мозга, выделяющие людей среди животных. Таким образом, австралопитек по этому показателю оказался неким промежуточным звеном.

Глава группы палеонтологов Зересеней Алемседжед сообщил, что на сегодняшний день эта находка - один из самых древних в мире двуногих скелетов, обнаруженных учеными. Скелету уже дали прозвище – Селам, что на амхарском языке означает «мир». Самая известная представительница этого вида, Люси, была обнаружена в Эфиопии в 1974 году. Она жила на 100 тыс. лет позже недавно найденной девочки.

Доктор Алемседжед уверен, что австралопитек – очень хорошая переходная разновидность между видами, которые существовали 4 млн. лет назад и ранее, и теми, что возникли менее 3 млн. лет назад. Девочка имеет черты, схожие с чертами обезьян, и в то же время – особенности, свойственные человеку. Поэтому возможность изучить наших далеких предков в развитии – от ребенка до взрослого – еще принесет немало открытий.

Важно знать – как австралопитек общался с Богом, какое место он занимал на Земле. Важно также констатировать, что «первый Адам» был сотворен в шестой день творения, а «второй» и «третий Адам» - явно после. Священное Писание свидетельствует:

26И сказал Бог: сотворим человека по образу Нашему и по подобию Нашему, и да владычествуют они над рыбами морскими, и над птицами небесными, и над зверями, и над скотом, и над всею землею, и над всеми гадами, пресмыкающимися по земле.
27И сотворил Бог человека по образу Своему, по образу Божию сотворил его; мужчину и женщину сотворил их.
28И благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте над рыбами морскими и над зверями, и над птицами небесными, и над всяким скотом, и над всею землею, и над всяким животным, пресмыкающимся по земле.
29И сказал Бог: вот, Я дал вам всякую траву, сеющую семя, какая есть на всей земле, и всякое дерево, у которого плод древесный, сеющий семя; - вам сие будет в пищу;
30а всем зверям земным, и всем птицам небесным, и всякому гаду, пресмыкающемуся по земле, в котором душа живая, дал Я всю зелень травную в пищу. И стало так.
31И увидел Бог все, что Он создал, и вот, хорошо весьма. И был вечер, и было утро: день шестой.

Как отмечает Юлия Грохлина 2 декабря 2006 года в статье «Самая древняя религия» в той же деловой Интернет-газете «Взгляд» (http://www.vz.ru/society/2006/12/2/59390.html), до сих пор ученые считали, что самые древние ритуалы совершались в Европе примерно 30–40 тыс. лет, однако в южноафриканской стране Ботсвана найдены следы самого древнего ритуального поклонения, которое совершил homo sapiens примерно 70 тыс. лет назад. Профессор университета Осло Шейла Коулсон обнаружила на северной стороне холмов небольшую пещеру, внутри которой находился большой камень, по форме напоминающий питона. Около камня археологи провели раскопки и обнаружили около 13 тыс. орудий для работы по камню и каменных наконечников копий. Новое археологическое открытие полностью меняет наше представление об истории человечества.

Археологи из университета Осло летом 2006 года в пустыне Калахари изучали историю народа сан, живущего в малонаселенном районе северо-западной Ботсваны. Это место находится под охраной ЮНЕСКО, так как на холмах Цодило на площади в 10 кв. км сохранились изображения 4,5 тыс. наскальных рисунков. Холмы Цодило называются у народа сан Горами богов или Шепчущей горой.

На огромном питонообразном камне (6 метров в длину и 2 в высоту) ученые обнаружили около 300–400 насечек, имитирующих кожу змеи, которые были сделаны человеком. «Вы можете видеть рот и глаза змеи. Это было похоже на настоящего питона. Игра солнечного света в углублениях создавала эффект кожи змеи. Ночью свет от костра давал ощущение, что змея двигалась», – говорит Шейла Коулсон. Ученые не нашли подтверждения тому, что насечки могли быть сделаны недавно, к тому же большая часть поверхности скалы была разрушена.

Около камня археологи провели раскопки и обнаружили около 13 тыс. орудий для работы по камню и каменных наконечников копий. Однако материалы, из которых были сделаны орудия, оказались не из местности Цодило, а принесены издалека. Наконечники из красного камня были обожжены. Ученые считают, что орудия были принесены сюда в качестве приношений.

Позади камня Шейла Коулсон обнаружила небольшое углубление, стены возле него были гладкими, что указывает на то, что множество людей прошли через него за много лет. Ученые считают, что в этом углублении находился шаман во время ритуальных обрядов.

«Шаман, который является все еще высокопоставленным лицом в культуре сан, возможно, находился в той секретной палате. У него, должно быть, было хорошее представление о внутренней части пещеры, при этом он оставался скрытым. Когда он говорил из своего тайного места, возможно, казалось, будто говорит непосредственно змея. Шаман был бы в состоянии контролировать все», – говорит профессор. Археологи также предполагают, что он мог «исчезать» из своего укрытия через маленькую шахту.

Хотя на холмах Цодило до сих пор сохранилось множество наскальных рисунков, внутри пещеры рисунков оказалось всего два – слона и жирафа. Они были обнаружены именно в том месте пещеры, где вода стекает по ее стенкам.

Объяснение этому, считают ученые, можно найти в мифологии народа сан. Один из мифов рассказывает о том, как питон упал в воду и не мог оттуда выбраться. Жираф спас его, а слон с длинным хоботом зачастую используется как метафора питона.

Стоит заметить, что питон в этой местности считается одним из самых почитаемых существ. Местный миф гласит, что человечество произошло именно от питона. Древние извилистые русла, по мнению этого народа, были созданы питоном, когда он ползал вокруг холмов в непрерывном поиске воды.

Доступ в пещеру был настолько затруднен, что ее не удавалось найти вплоть до 1990-х годов. Находка Шейлы Коулсон вынудит ученых пересмотреть представления о миграции и эволюции человечества. Если она не ошиблась в датировке, то получается, что ритуальные обряды люди начали совершать еще до того, как сформировался homo sapiens.

«Второй Адам» (неандерталец?) получил от Бога способность давать имена зверям и тем был возвышен над ангелами еще до создания «Третьего Адама», наших непосредственных Прародителей homo sapiens (кроманьонцев) – Адама и Евы. Книга Бытие сообщает (Гл. 2):

18И сказал Господь Бог: не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему.
19Господь Бог образовал из земли всех животных полевых и всех птиц небесных, и привел их к человеку, чтобы видеть, как он назовет их, и чтобы, как наречет человек всякую душу живую, так и было имя ей.
20И нарек человек имена всем скотам и птицам небесным и всем зверям полевым; но для человека не нашлось помощника, подобного ему.
21И навел Господь Бог на человека крепкий сон; и, когда он уснул, взял одно из ребер его, и закрыл то место плотию.
22И создал Господь Бог из ребра, взятого у человека, жену, и привел ее к человеку.
23И сказал человек: вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей; она будет называться женою, ибо взята от мужа своего.
24Потому оставит человек отца своего и мать свою и прилепится к жене своей; и будут два одна плоть.
25И были оба наги, Адам и жена его, и не стыдились.

Постепенно история человечества проясняется в своих немаловажных нюансах и выводит её субъектное понимание на передний план. Ведь давать имена зверям – это свидетельство субъектности, которой были лишены ангелы. Лишь Иблис (Сатана) сумел возвыситься до субъектности и потому оспорить верховенство человека и соблазнить его через «жену» и тем самым через Грехопадение инициировать изучаемый нами исторический процесс.


В избранное