Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Скурлатов В.И. Философско-политический дневник


Два Рождества Христовых

Смотрю на отпечаток Туринской Плащаницы и не верю, что Запечатленному на ней всего 33 года. На мой взгляд, Распятый выглядит постарше, в возрасте акме, где-то под 45.

Наивно полагать, будто такой пассионарий, как Иисус Христос, до тридцати лет плотничал и подобно Илью Муромцу сиднем дома сидел, а потом вдруг его прорвало… и понеслось до Голгофы. Что же Он делал до начала Своей проповеди?

Евангелия вроде умалчивают об этих решающих десятилетиях в жизни Иисуса Христа, но если вникнуть в их свидетельства субъектно-незашоренно, то в Евангелии от Луки прочтем, что когда Иисусу исполнилось двенадцать лет, то родители вместе с ним отправились «по обычаю в Иерусалим на праздник /еврейской Пасхи/». «Когда же, по окончании дней праздника, возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме, и не заметили того Иосиф и Матерь Его, но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его. Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их; все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его. И, увидев Его, удивились; и Матерь Его сказала Ему: Чадо! Что Ты сделал с нами? Вот, отец Твой и Я с великою скорбью искали Тебя. Он сказал им: зачем было вам искать Меня? Или вы не знали, что Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему. Но они не поняли сказанных Им слов» (Лука 2:42-50).

Итак, до двенадцатилетия и праздника еврейской Пасхи был Иисус ещё земным, а затем, когда после «трехдневного" отсутствия увиделся с земными родителями, уже стал небесным. Именно с этого возраста иудеи перестают относиться к мальчику как к ребенку, его считают теперь сыном «закона», а в широком смысле - и сыном Бога. Иосиф с Марией тогда теряют своего ребенка во многих смыслах. Иисус никогда больше, судя по Евангелиям, не назовет Марию матерью. Даже в самом начале служения, когда она в ожидании чуда (обращения воды в вино) попросит Его, Он ответит: «что Мне до Тебе, Жено?» /т.е. «женщина»/ (Иоанн 4:2). Даже на кресте перепоручая ее Иоанну, Он обратится к ней все с тем же отчужденным «Жено» (Иоанн 19:26). Однажды Он выскажется так прямо, что не останется уже никаких сомнений: «кто Матерь Моя? и кто братья Мои? и указав на учеников Своих, сказал: вот матерь Моя и братья Мои» (Матфей 12:48-49).

Интерпретирую это свидетельство бесхитростно – с 12 лет Иисус Христос покинул земных родителей и на «три дня» (подобно «шести дням» творения, они могут означать длительный период времени типа «трех» стадий жизни) удалился в «то, что принадлежит Отцу Моему». А «Отцу Моему» тогда, как и сейчас, принадлежит «мир горний» - Тибет с Гималаями и Памиром. Туда и мог уйти с каким-нибудь торговым караваном юный Иисус Христос, набраться там мудрости и вернуться с ней лет через тридцать в Иерусалим.

Иоанн Креститель родился за полгода до Иисуса Христа от Елизаветы, родственницы Марии (Лука 1:36), и тоже где-то пребывал, набирался мудрости – «Младенец же возрастал и укреплялся духом, и был в пустынях до дня явления своего Израилю» (Лука 1:80). Явился же Иоанн Креститель «в стране Иорданской» - «В пятнадцатый же год правления Тиверия кесаря, когда Понтий Пилат начальствовал в Иудее, Ирод был четвертовластником в Галилее, Филипп, брат его, четвертовластником в Итурее и Трахонитской области, а Лисаний четвертовластником в Авилинее, при первосвященниках Анне и Каиафе» (Лука 3:1-2).

Крестившись от Иоанна в реке Иордан, Иисус Христос начал проповедывать. «Иисус, начиная Своё служение, был лет тридцати» (Лука 3:23). Значит, и Иоанну Крестителю было около 30? А может быть, больше? Оба отсутствовали до 30 лет – Иоанн «в пустынях», а где Иисус? Возможно, «в горах», тем более что при последнем искушении «берет Его Диавол на весьма высокую гору» (Матфей 4:8), а таковой в Палестине и окрест нет. А Гиндукуш, Памир и Гималаи вместе с Тибетом и с потерянными двенадцатью коленами Израилевыми после завоеваний Александра Македонского совсем рядом, и правят там потомки греков.

И волхвы-мудрецы откуда-то оттуда, с Востока. «Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? Ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему» (Матфей 2:1-2). Итак, звезда Иисуса Христа – на Востоке. Что за звезда? Восточное предзнаменование? Сначала она на Востоке, затем она ведет волхвов из Иерусалима в Вифлеем, а к тому же указала дом. О волхвах говорится - «Се, звезда, которую видели они на востоке, шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец. Увидев же звезду, они возрадовались радостью весьма великою» (Матфей 2:9-10). Звезда пришла к Младенцу и указала на него, а Младенец, когда вырос, то Отроком пошел к Своей звезде на Восток и укрепил под ней Свой дух («Мне должно быть в том, что принадлежит Отцу Моему»). А затем вернулся домой в Палестину, тут же появляется Его родственник Иоанн Креститель, встреча на Иордане и крещение водой, и начинается сверхинтенсивная проповедь Благой Вести.

Будем исходить из двух дат рождения Иисуса Христа – земной и небесной. Земная – Мария, Вифлеем, волхвы и т.д. Небесная – когда Отроку Иисусу исполнилось двенадцать лет, и он с родителями пришел на праздники в Иерусалим, и там на Него снизошло повеление от Отца Небесного, и он отправился (возможно, вместе с Иоанном Крестителем) на свой родной небесный Восток, то есть как бы совершил прообраз хиджры (уход пророка Мухаммеда из родной земной Мекки в духовную родину Медину). И как мусульмане исчисляют свою эру с Хиджры, которая состоялась в ночь на 16 июля 622 года, так и христиане (и вслед за ними всё человечество) исчисляют новую эру с момента не физического, а духовного рождения Иисуса Христа, которое состоялось в праздник еврейской Пасхи в Иерусалиме примерно в 0 году, когда Отроку Иисусу было 12 лет. Значит, физически он должен родиться около 12 г. до н.э.

Когда смешивают земное и духовное Рождество Христова, то получается полное недоумение, и под вопрос вообще ставятся свидетельства Евангелий. Если же развести обе даты, то более или менее вырисовывается непротиворечивая картина жизни Иисуса Христа. Начал он Своё служение, когда ему исполнилось 30 лет, но не от физического, а от духовного рождения. Вообще понятие «двойного рождения» чрезвычайно распространено, и в Индии всех получивших духовное посвящение, тех же браминов, называют «дважды рожденными».

Конечно, Иисус Христос «принадлежит двум мирам» (http://ideologi.narod.ru/Hristos/H-6.html) – Он и земной иудей (или как чаще всего Себя называет – Сын Человеческий) и одновременно Он – Сын Божий (открывающий и пребывающий в Царствии Небесном). Причем, что замечательно, в Нем не возникает конфликта между двумя мирами, двумя системами ценностей. Столкновение происходит между Иисусом и «ветхим» иудаизмом. То, что иудеями воспринимается как отступление или богохульство, Иисусу представляется лишь логическим и необходимым продолжением истинной веры. Вроде зерна, развившегося в колос и поднявшегося над землей и принадлежащего уже двум мирам – земле и небу. И Ему никакими силами, никакими сравнениями не донести земле и ее слепым обитателям Своей новой Истины. В Нем земля и небо, временное и вечное не конфликтуют, а вырастают одно из другого. Принимая иудаизм, опираясь на него, Иисус превосходит его и неизбежно создает внешний конфликт нового и старого. Не знавшим света не понять Христа, не увидеть Царствия Божия, и они либо борются с Ним, либо просто не замечают!

В Крещении тоже могли соединиться два земных события – «второе рождение» в Иерусалиме на еврейскую Пасху 0 года и встреча с Иоанном Крестителем на Иордане через 30 лет. Иоанн Креститель говорит о своём родственнике Иисусе, с которым наверняка играл в детстве – «Я не знал Его» (Евангелие от Иоанна 1:31,33). Врет евангелист? Нет, если вникнуть в контекст:

«Сей есть, о Котором я сказал: за мною идет муж, Который стал впереди Меня, потому что Он был прежде меня. Я не знал Его; но для того пришел крестить в воде, чтобы Он был явлен Израилю. И свидетельствовал Иоанн, говоря: я видел Духа, сходящего с неба, как голубя, и пребывающего на Нем. Я не знал Его; но Пославший меня крестить в воде сказал мне: на Кого увидишь Духа сходящего и пребывающего на Нем, Тот есть крестящий Духом Святым. И я видел и засвидетельствовал, что Сей есть Сын Божий» (Иоанн 1:30-34).

Другими словами, Иоанн знал Иисуса ещё «земного», но после того, как двенадцатилетний Отрок Иисус покинул земных родителей и испытал небесное «второе рождение», с тех пор Иоанн уже Его не видел и не знал «дваждырожденным», духовно преображенным.

Концепция «двух рождений» устраняет ещё одно кажущееся противоречие, содержащееся в евангелиях. Так, якобы двенадцатилетнее Чадо Иисус признавал «Отца Моего» после «трехдневного» отсутствия (Лука 2:49), а сразу после крещения в Иордане – «И се, глас с небес глаголющий: Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Матфей 3:17). Небесное крещение Духом предшествовало земному крещению водой. В древнейших списках фраза звучала иначе: «Ты Сын Мой возлюбленный: Я в день сей родил Тебя». Но ведь это цитата из псалма Давида (Псалтирь 2:7). В книге «Иисус Неизвестный» Дмитрий Сергеевич Мережковский отмечает - «Так в древнейшем кодексе Сantabrigiensis D, по архетипу от 150 г., и в Италийских кодексах – вместо нашего позднейшего, канонического, от IV в. Подлинность первого чтения засвидетельствована всеми Отцами, от Юстина до Климента Александрийского и Иеронима» (стр. 212 по изданию 1996 года). И апостол Павел в Послании к Евреям воспроизводит это место в первоначальном виде: «Ибо кому когда из Ангелов сказал Бог: Ты Сын Мой, Я ныне родил тебя? И еще: Я буду Ему Отцом, и Он будет Мне Сыном» (1:5).

«Двойное рождение» снимает проблему разницы между Иисусом и Христом, которую столь много обсуждали гностики. Докеты или «каженники» вообще не хотели принять Его во плоти, понимали Его тело как кажущееся-призрачное и утверждали, что Его человеческая сущность не участвовала в искуплении греха. «Что такое докетизм, в последнем счете? – возмущается Мережковский. – Чья-то попытка украсть спасенный мир у Спасителя, совершить второе убийство Христа, злейшее: в первом, на Голгофе, - только тело Его убито, а в этом, втором, - душа и тело; в первом - только Иисус убит, а во втором - Иисус и Христос» (Мережковский Д.С. Иисус Неизвестный. Москва: Республика, 1996, стр. 22). В миг «второго рождения» Иисус стал Христом. «В тот миг, когда соединился в поцелуе небесной любви Он с Нею /с Духом, Софией, Невестой, Сестрой, Матерью/, и родился в Иисусе Христос» (Там же, стр. 101).

Теперь рассмотрим некоторые датировки современных ученых о рождении и жизни Иисуса Христа. Возьмем беседу журналиста Владимира Чуприна с доктором физико-математических наук ведущим научным сотрудником физического факультета МГУ Михаилом Городецким (Тайна первой звезды // Московский комсомолец, 5 января 2007 года, № 1 /24362/, стр. 9 http://www.mk.ru/numbers/2536/article89396.htm). Поскольку в Евангелии от Луки сказано, что Иисус крестился и Иордане в 15-й год Тиберия, и там же говорится, что тогда Иисусу было лет 30, а Тиберий стал римским императором в 14 году нашей эры. Значит, крещение и начало проповеди Иисуса падает на 29 год нашей эры.

В Евангелии сообщается, что Иисус родился в год, когда правитель Сирии Квириний устроил перепись населения, и тут же говорится, что Христос тогда правил царь Ирод. А царь Иудеи Ирод Великий, как полагают, умер в 4 году до н.э. Разброс дат лежит между 12 и 4 годами до н.э. А астрономические явления, нашедшие отражение в сообщении Евангелия от Матфея о Вифлеемской звезде, можно связать и со вспышкой Сверхновой, и с кометой, и с болидом.

Знаменитый астроном Кеплер определил, что в 7 году до нашей эры Юпитер и Сатурн трижды сходились в созвездии Рыб - в мае, сентябре и ноябре. Отсюда как бы и вытекает, что звезда, указавшая дорогу волхвам в Вифлеем, появилась именно в это время. Эта гипотеза стала самой общепризнанной. Не исключено, что здесь свою роль играет авторитет Кеплера в науке. Определенное значение имеет и созвездие Рыб - в христианской символике они ассоциируются с Иисусом Христом, ведь в его сокращенном имени Ихтиос по-гречески читается слово “рыба”. В общем, многие полают, что Христос родился в 7 году до нашей эры, а за Вифлеемскую звезду приняли планеты Юпитер и Сатурн.

«Лично мне такая гипотеза кажется спорной, - говорит Михаил Городецкий. - Во-первых, расстояние между Сатурном и Юпитером было большое - как два диска Луны. Это не могло дать сильного свечения, которое увидели бы волхвы. Во-вторых, ничего интересного в таком соединении просто нет, на небосводе оно бывает нередко.

- А данные каких-нибудь древних астрономов?

- В 70-е годы прошлого столетия английские астрономы Кларк, Паркинсон и Стефенсон изучали сообщения древних хроник о необычных небесных явлениях в период с 10 года до нашей эры по 13 год нашей эры. Они наткнулись на информацию о вспышке в созвездии Козерога яркой звезды-гостьи весной 5 года до нашей эры. Эти же источники утверждают, что в 4 году до нашей эры в созвездии Орла была зафиксирована неизвестная туманная звезда.

Интересно, что один американский исследователь, изучавший римские античные монеты, обнаружил отчеканенные памятные монеты в честь римского императора Августа, который правил империей до Тиберия. Рядом с его портретом изображалась какая-то звезда. А на обратной стороне монеты над землей парил орел. Может, имелась в виду Вифлеемская?

- Ученые рассматривают еще какие-нибудь гипотезы?

- Наиболее проработанными можно считать теории, которые говорят, что Вифлеемская звезда - комета. Почему не новая или не сверхновая, ведь в Евангелии четко сказано, что волхвы видели звезду? Но там же говорится, что, когда волхвы шли с востока, она им все время светила, указывала путь и в конечном итоге привела в Вифлеем. То есть это не было неподвижной звездой, а что-то меняющее свое положение на небе. На эту роль комета подходит больше.

Как ни странно, первым такое предположение сделал художник эпохи Возрождения Джотто. Он видел комету Галлея в 1301 году. Это его так потрясло, что в 1305 году на фреске “Поклонение волхвов” Джотто вместо звезды изобразил комету с хвостом.

Эту идею впоследствии развил наш ученый Александр Резников. В 1986 году он опубликовал статью “Комета Галлея - демистификация рождественской легенды”. В ней собрано много фактов, подтверждающих, что это действительно могла быть комета Галлея.

Сложность гипотезы в том, что Рождество Христово приходится еще немного отодвинуть от традиционной даты. Ведь комета Галлея заходила в Солнечную систему в 12 году до нашей эры.

Возможно ли это? В принципе да. И царь Ирод еще был жив, и дело происходило при римском императоре Августе. Однако перепись Квириния надо искать другую, поскольку известная нам проводилась в 7 году нашей эры.

- Может, перепись населения в те времена проводили чаще, чем сейчас?

- Может быть. Хочу отметить еще один момент в пользу этой хронологии. Известно, что 25 декабря не имеет отношения ко дню рождения Христа. Эта дата была выбрана для празднования как бы условно в 4 веке и назначена на день солнцестояния.

Ну так вот, Евангелие позволяет с достаточной точностью определить если не день, то месяц Рождения Иисуса, поскольку сообщает сведения о зачатии и рождестве Иоанна Крестителя и говорит, что Христос родился на 6 месяцев позже. По расчетам получается, что Христос скорее всего родился в сентябре. Но и комета Галлея была видна в сентябре 12 года до нашей эры! И перепись населения удобно проводить не зимой, а именно осенью, когда весь урожай собран!

В апокрифическом Евангелии Псевдо-Матфея указывается, что царь Ирод разгневался на волхвов, когда вернулся из Рима. Этой фразы в основном Евангелии от Матфея нет. Но по римским источникам известно, что Ирод ездил в Рим в 12 году до н.э. Тут тоже все склеивается. В этом случае удается дать объяснение истории с избиением младенцев. По предположению Резникова, речь идет о подавлении восстания трахонитов в 12 году до н.э.

Словом, если рассматривать разные астрономические явления того времени, эта теория проработана лучше всего. И она больше согласуется с возрастом Христа по Евангелию от Иоанна, чем общепринятая версия. Хотя Рождество сдвигает на 12 лет.

Более точного ответа наука дать пока не может. Может, рождественская загадка так и должна остаться загадкой?!».

Уточним сведения о Квиринии и его переписи. Этот государственный деятель Древнего Рима не раз бывал на Ближнем Востоке и, в частности, согласно обнаруженному в Антиохии фрагменту римского текста, находился в Сирии по поручению императора Августа в период проконсульства Сатурния и в 10-7 гг. до н.э. возглавил кампанию против гомонаденсов - племени, обитавшего в горах Тавра в Малой Азии. Резиденция и штаб Квириния между 10 и 7 гг. до н.э. находились в Сирии. Это был разгар правления блистательного Августа (27 г. до н.э. – 14 г. н.э.), когда упорядочивалась и инвентаризировалась империя и в Риме и в разных провинциях проводились переписи, о чем сообщает Анкирская надпись. Возможно, одна из таких местных переписей производилась в 12 г. до н.э., когда Август интересовался ситуацией в Иудее и вызывал Ирода в Рим (http://nauka.bible.com.ua/sud/sud4-06.htm).

Как бы то ни было, отнюдь не исключено «земное» рождение Иисуса в 12 году до нашей эры, и тогда его ещё более значимое «небесное» «второе рождение» или «рождение в Духе» состоялось в 1 году до или после нашей эры на еврейскую Пасху в Иерусалимском храме. И "земных" лет жизни Иисуса Христа было тогда не 33, а около 45.


В избранное