Этот вопрос будет актуальным всегда. И для многих. Потому что ситуация, когда наемному работнику повышают зарплату без его просьбы об этом, достаточно редка. Этим постом я начинаю серию "Как просить повышение зарплаты". Планирую рассказать о следующем.
5 возможных вариантов развития событий Подходы, наблюдения и правила игры Советы работнику, как просить повышения зарплаты. Советы начальнику, как вести переговоры о повышении зарплаты.
Итак, что же происходит, когда подчиненный приходит к начальнику просить повышения зарплаты? Я встречал пять вариантов развития событий.
Вариант 1. Шантаж. Подчиненный приходит с конкретной просьбой и заявлением об уходе. Запасной вариант уже найден. Ситуация решается очень быстро, по статистике работник уходит в 80% случаев. Если, конечно, запасной вариант не подбирался исключительно в целях шантажа. Преимущество этого варианта – все проходит быстро и результативно. Недостаток – работник демонстрирует низкую лояльность. Если делать это регулярно, 90% руководителей не спеша подберут замену и уволят такого работника.
Вариант 2. Начальник – сильный переговорщик, яркая личность или умелый манипулятор. Он просто переиграет подчиненного тем способом, в котором силен. Стандартные разводки – бизнесу сейчас плохо, давай подождем пару месяцев, давай закончим проект или привлечем нового клиента, здесь команда единомышленников, а ты о деньгах и пр. Загруженный работник уйдет ни с чем и вопрос зависнет на несколько месяцев. У среднего человека в этой ситуации мало шансов, победить власть авторитета очень трудно.
Вариант 3. Подчиненный – сильный переговорщик, умелый манипулятор или хорошо подготовился к переговорам. Почти все стандартные советы как просить повышения зарплаты сводятся к этому варианту. Есть даже схемы типа "заслужить похвалу, похвастаться своими достижениями, обосновать личную проблему, показать запасной вариант, продемонстрировать лояльность, сформулировать конкретную просьбу и зафиксировать сроки". Вероятность успеха 50%. При прочих равных побеждает обычно тот, кто сильней психологически или лучше подготовился к разговору.
Вариант 4. Разговор разумных людей. Короткий обмен аргументами, небольшой срок на размышление, принятие решения. Встречается очень редко, когда обе стороны относятся к процессу цинично и без эмоций.
Вариант 5. У просителя есть сторонники Можно попросить начальника или коллегу, чтобы он попросил за вас. Очень эффективный способ, потому что сторонник мотивирован, имеет сильные аргументы и берет на себя часть ответственности. Получается комбинация всех вариантов, вероятность успеха резко повышается. Часто используется в больших организациях, когда начальник или коллектив просит за ценного сотрудника. Результат непредсказуем, можно задавить начальника коллективным разумом, а можно, наоборот, озлобить.
По моему опыту, 90% переговоров о повышении зарплаты проходят по первому или третьему сценарию. Самые честные и эффективные варианты – первый и четвертый. Потому что они быстрые и основаны на конкуренции и разумных решениях. Человеческий фактор здесь, как правило, исключен.