Все мы неоднократно сталкивались с обсуждением вопросов морали в бизнесе. Например, пост Алексея Глазкова "О честности, этике и зависимости одного от другого". Тема показалась мне гораздо более глубокой и заслуживающей внимания.
Чтобы не заморачиваться, речь пойдет только о деловых отношениях, то есть направленных на получение выгоды. Итак, есть две противоположные точки зрения. Быть честным всегда и быть честным по обстоятельствам. Полутонов нет, как говорится, порядочность, как и девственность, теряется только один раз в жизни.
Аргументы сторонников честности сводятся к моральным нормам и потере деловой репутации. Дескать, всех денег все равно не заработать, а из-за плохой репутации можно потерять. С другой стороны им противостоят аргументы, основанные на бизнес-интересах и потере прибыли. То есть, поступишь честно – не заработаешь и твой конкурент уйдет вперед, а потом съест тебя. Получается, куда не кинь, всюду клин. Быть честным приятно, но денег это не приносит. Бизнес и мораль противоречат друг другу, нет такой профессии "хороший парень"!
Я как-то наблюдал холивар на форуме, где разместил свой пост "Проблемные кредиты – долг чести или проблема общества?" Одни с пафосом восклицали "как можно жить если на тебе висит долг?! Нет ничего дороже чести, в прежние времена из-за такого стрелялись". Другие с не меньшим пафосом цитировали библию и клеймили безнравственных лихоимцев. И очень мало кто подошел к вопросу без эмоций. Кредит – это сделка в интересах обоих сторон, значит и риски несут обе стороны. И никакие моральные нормы здесь неприменимы.
Получается, что мы часто смешиваем два понятия – моральные нормы и интересы бизнеса. Первое применимо к отношениям между людьми, второе – между системами. Системы бездушны по определению, несмотря на то что состоят из людей. Если ты кинул конкретного человека, это удар по имиджу, с тобой никто не будет работать. Если кинул банк или поставщиков и нашел силы отбиться, это не повредит имиджу, а иногда и улучшит его. И как только мы разделяем для себя людей и системы, противоречие ценностей морали и бизнеса исчезает, и все сразу становится на свои места.