Все мы часто сталкиваемся со словесными штампами. Особенно это заметно в споре, когда нам говорят "ты должен" или "так принято". Иногда даже ссылаются на какой-нибудь древний авторитет или устоявшиеся традиции. Власть авторитета настолько сильна, что в такой ситуации логичный вопрос "почему?" часто остается без ответа, а иногда даже вызывает сильный негатив. Потому что разумный ответ в этом случае возможен очень редко. По следующим причинам.
Жизнь меняется, поэтому некоторые традиции устаревают. Причем те, которые раньше были незыблемыми. Их нарушение просто подрывало основы культуры. Например, мини-юбки. 100 лет назад никто не мог предположить, что они станут повседневной одеждой. 50 лет назад носить мини было просто смело. Сейчас на эту тему никто даже не заморачивается. Еще один пример - запрет на употребление свинины в некоторых культурах. Корни этого запрета растут из жарких стран, когда не было нормальной возможности хранить мясо. А свинина портилась быстрее всего. Сейчас, когда почти везде доступны холодильники, отказ от свинины выглядит просто пережитком прошлого.
Авторитеты могут ошибаться. Даже гении, опережающие свое время. Многие из них были потом опровергнуты или оспорены. А в некоторых объемных источниках мудрости, например в библии или пословицах, всегда можно найти противоположные по смыслу идеи. Например, "без труда не вытащишь и рыбку из пруда" и "работа не волк, в лес не убежит".
Люди часто думают за других. Для многих смысл жизни состоит в следовании традициям, чтобы "все как у людей". Иногда мы слышим "а что люди скажут?". Хотя на самом деле люди могут не сказать ничего. Или не заметить. Или разделить наше мнение. И самое главное, мнением других людей иногда можно просто пренебречь.
Многие проблемы не имеют единственного решения на все случаи жизни. В действительности большая часть проблем имеет несколько вариантов решения со своими плюсами и минусами.
Люди не любят принимать решений. Особенно если есть возможность подчиниться власти авторитета. И переложить на нее ответственность. Очень показательны в этом отношении эксперименты Милгрэма, когда испытуемые спокойно "истязали" подставных актеров, думая, что причиняют им боль. Свой дискомфорт от "пыток" они подчинили власти авторитета сидящего рядом "ученого", требующего продолжения эксперимента.
Получается, что в такой ситуации критерием истины будут внутренние ценности. Достаточно увидеть суть вещей и решить, что для нас важнее, собственный комфорт или следование традициям или авторитетам. Хотя иногда комфортнее подчиниться власти авторитета и просто отказаться от спора...
Если сравнить эффективность крупного и мелкого бизнеса, последний практически всегда выиграет. Исключение только одно – розничная торговля. Только там в крупных сетевых магазинах цена меньше, а качество лучше, чем в маленьком магазинчике у дома. Почти во всех остальных отраслях это не действует. При этом крупный бизнес постепенно вытесняет мелкий. Парадокс?
Каковы принципиальные отличия крупного бизнеса от мелкого? В малом бизнесе все бизнес-процессы прозрачны, поэтому следить за себестоимостью очень легко. Реагировать на изменения можно очень быстро. Крупный бизнес имеет скидки от поставщиков за объем и несколько источников дохода. За это приходится платить больше налогов и содержать больше дорогих управленцев.
Что происходит, когда крупный бизнес начинает конкурировать с малым? В розничной торговле все просто. Когда открывается сетевой супермаркет, закрывается множество мелких магазинов. Конкурировать с Уолмартом или Ашаном малый бизнес не может. Но в большинстве отраслей все происходит по-другому.
Когда крупный бизнес приходит на новую территорию, честно конкурировать с малым бизнесом он, как правило, не может. Поэтому в ход идет демпинг или административный ресурс. Малый бизнес начинают душить ценами, ведь крупная компания может позволить иметь один временно убыточный проект за счет доходов от других проектов. Клиенты начинают уходить. Часто малый бизнес душат административными мерами – проверки, отзыв лицензии и пр. Отбиться удается очень редко, обычно только за счет связей. Когда малый бизнес умирает или уходит на другие рынки, можно снова поднимать цены. А когда проект себя окупит, можно идти захватывать новые рынки. В результате клиенты потеряли в деньгах, а территория потеряла в налогах (сетевые компании обычно из крупных городов).
О чем это говорит? О неэффективности действующего крупного бизнеса. Все преимущества от эффекта масштаба полностью уничтожаются высокими управленческими затратами. В России это массовое воровство, на западе – высокие зарплаты менеджеров. И там, и там в крупных компаниях очень медленно принимаются решения. Следует ли из этого, что крупный бизнес обречен? Конечно, нет. Просто в его затратах есть стоимость захвата новых рынков и административного ресурса. А мы, как потребители, это оплатим.