Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Гертруда, гуляющая сама по себе


Алла ДемидоваЭто так на нее похоже: день рождения, юбилей, а она исчезает из Москвы. Вроде три десятка лет служит в театре, вроде со всеми, с коллективом, а все равно сама по себе, с собственным мнением, резко отличным от других. Даже ее героини от ярых эсерок до древнегреческих цариц и коронованных особ тоже какие-то странные…

Что же делать? Алла Демидова это кошка, которая всю жизнь гуляет сама по себе.

Отех, кто любит… замечания

Алла Сергеевна, это так или яошибаюсь насчет кошки?

Совершенно правильно. Я, надо вам сказать, нелюблю коллективы, сборища людей. Новтеатре коллектив это сам бог велел. Однако за30лет, что работала наТаганке, яухитрилась все 30лет прожить наобочине. Вот тут недавно япрочитала дневники Золотухина, иуменя такое ощущение, что все эти 30лет существовал какой-то другой театр, другая жизнь. Ядостала свои дневники, чтобы сверить эти дни, ипоняла, что уменя вэто время была совсем иная жизнь другие люди, события…


Явроде как приходила нарепетиции, отыгрывала спектакли, уходила. Мало скем наТаганке говорила, иВалерий Золотухин, кстати, один изнемногих, скем можно было говорить идоговариваться поигре. Яимею ввиду делать замечания, потому что артисты терпеть немогут, когда имделают замечания.

Авывстречали таких, которые любят ислушают?

Несколько. Тотже Золотухин. Тотже Высоцкий.

Неужели?

Да, очень любил. Вовсяком случае сомной. Недаром впоследний год его жизни, когда мыначали делать спектакль ионбыл его режиссером, тослушал. Речь идет оспектакле Игра надвоих. Высоцкий это онтеперь легенда, имногим кажется, что онбыл такой, каким закончил жизнь. Нет, унего было несколько трамплинов. Первый когда где-то наконцерте почувствовал зал впять тысяч человек ощутил власть над ним. Второй когда сТаганки ушел Коля Губенко, ивсе его роли перешли кВысоцкому. АГубенко был очень хорошим актером, физически подготовленным. Поэтому Высоцкому пришлось осваивать многое имонолог Керенского читать, стоя наплечах. И, конечно, женитьба наМарине Влади, которая вРоссии была чутьли ненациональной героиней, знаменитой колдуньей изодноименного фильма. Ивдруг кто-то, какой-то маленький, женится натакой диве манок славы! Это все надо было держать. Адержать оказалось трудно, поэтому, ясчитаю, такой его трагический конец был неизбежен.

Высоцкий был разный доболезни (будем это так называть) жесткий супермен, иянелюбила его таким. Нопосле болезни унего было очень обостренное чувство вины, ивэто время изнего можно было веревки вить.

Кто еще? Дима Певцов слушал замечания. Оннамного моложе меня, онбыл неопытный. Ктому времени яуже начала работать сгреческим режиссером Терзопулосом ипригласила Диму впартнеры наспектакль Квартет. Потом мыего катали помногим странам, иДима был очень гибкий вплане замечаний. Ядумаю, наэтом спектакле онполучил хорошую школу.

Окомплексах Гертруды

Алла Сергеевна, вывезучая?

Еще вучилище язаметила такую вещь: вот человек начинает играть главные роли, сначала вдипломных спектаклях, потом втеатре. Ондумает, что теперь так ибудет наглавных ролях, что онпоймал птицу счастья. Аона, ветреная особа, перелетает отодного кдругому, имолодой артист проходит адские круги отвосторга дорастерянности, иврезультате озлобленность.

Молодая актриса Алла Демидова тоже прошла эти круги?

Нет, уменя никогда небыло такой самоуверенности. Уменя был комплекс, потому что после школы меня неприняли втеатральный институт из-за дикции ияпошла вуниверситет, наэкономику. Ивсю жизнь этот комплекс оставался, почти досегодняшнего дня.

Уточните: комплекс неполноценности?

Несовсем. Комплекс, что тызанимаешься несвоим делом. Ноядумаю, что сэтим комплексом очень удобно жить: все время надо доказывать, что дело твое. Иневсе складно уменя было наранней Таганке. Ноярано начала сниматься, инадо вам сказать, что все звания, ордена, признание мне давало кино. Аоттеатра янеполучала ничего. Любимов хоть идавал роли вначале, ноневыигрышные. Например, вГамлете выигрышная роль Офелии, нонеГертруды.

Простите, Алла Сергеевна, Гертруда это Гертруда. Многие актрисы оней мечтают больше, чем обОфелии сеесумасшествием.

Гертрудой это она стала после меня. Или вТартюфе, например, роль Эльмиры невыигрышная… Вобщем, приходилось как-то выкручиваться. Новот после 75-го года, когда Эфрос поставил наТаганке Вишневый сад, после Деревянных коней, Любимов стал комне присматриваться истал давать главные роли. Новсе равно пришлось изтеатра уйти.

Ниразу непожалели, что все-таки 30лет втеатре итак…

Яжалела одругом: после училища яхотела работать вВахтанговском (тогда онбыл навысоте, сейчас, может быть, инепошлабы). Мне нравился Малый театр явообще люблю сохранение традиций, тугой узел традиций савангардом. ИЛюбимов один изнемногих режиссеров-новаторов, кто соединил условный театр срусской реалистической школой иполучил нечто особенное. Потом, оннеставил пошловатых советских пьес, икогда небыло хорошего материала брал деревенскую прозу. Онсоздал поэтический театр, ипосле такой школы легче переходить нашколу древнегреческой трагедии, где уже гекзаметр. Поэтому Электра, Федра, Медея, ккоторым япотом пришла, они комне логически, чтоли, перешли.

Алла ДемидоваОНастройщике ирусских глазах пекинеса

Вот меня всегда подмучивал один вопрос: уЮрия Любимова втеатре всегда был блестящий мужской ряд, авот женский раз, дваи… Почему? Нелюбил?

Дауменя такое ощущение, что онвообще терпеть немог женщин насцене. Былабы его воля, унего, как вдревних театрах, игралибы одни мужчины. ВГамлете, япомню, чуть залезешь напервый план, тебя моментально режиссерски прикрывают. Новтаком отношении тоже есть своя школа. Ведь трава, хорошо ухоженная нагазоне, растет ирастет себе, глаз радует. Атрава, которая сквозь асфальт пробивается, она более живучая.

Как японимаю, выкак раз сквозь асфальт.

Да, неблагодаря, авопреки.

Амне знаете что обидно? Что кинематограф, скоторым вам больше повезло, всегда эксплуатировал одну итуже грань Демидовой. Интеллектуалку, жесткую женщину, суховатую. Авот сильное женское начало, лирику как-то проигнорировал. Скрытое всегда интереснее.

Это ясама выбирала такие роли. Мне ненравилось женские судьбы играть: несчастных, брошенных, просто любимых… Япомню, как вАнглии сидим сГабриловичем, ждем, когда все посмотрят музей Шекспира (янеочень люблю музеи, тем более такие сделанные). ИГабрилович говорит: Алла, что-то вымало стали сниматься. Даужасные сценарии предлагают. Вот прислали Странную женщину ужас какой-то. Незнаете, кто написал? Я… Явродебы иначала сниматься вИдеальном муже пьеса хорошая…

Дауж, между прочим, Оскар Уайльд.

Уайльд, ноперевод плохой. Нояувидела такое плохое отношение кработе съемочной группы, где ниукого небыло остроты таланта. Иячерез три-четыре дня просто смылась. Итак бывало нескажу, что часто, новремя отвремени. Так что простая женская тема мне ненравится.

Вот фильм Настройщик Киры Муратовой. По-моему, это единственная картина ввашем портфолио, где вытакая чудная, комичная, ссобачкой дама.

Мне захотелось сняться: иМуратова, исценарий все привлекало. Там замечательно все сыграл мой пекинес Микки.

Аэто правда, что, снимаясь вкино, вынеучите текст?

Алла Демидова и Владимир Высоцкий в спектакле "Гамлет" театра на ТаганкеДа, янеучу текст. Уменя шпаргалочки вокруг. Янехочу загружать память эта полочка уменя уже загружена стихами, язнаю наизусть много пьес. Вот, например, когда снималась вВолках иовцах, топриклеивала шпаргалочки наплатье Нины Ургант. Вот она гениально играла. АКира Муратова, когда узнала отаком моем способе, она обиделась.

Кстати, мой пекинес сыграл все, хотя никакой собачки посценарию небыло. Япросто пришла сним насъемки, взяла его ссобой, потому что рядом живу. Яспросила режиссера: Можно ябуду сниматься сМикки? Чтобы уменя была головная боль при монтаже? спросила она. Ушла, анаследующий день сказала: Придумала, выбудете держать его все время наруках. АМикки старенький, ободранный. Помню, когда яприехала вОдессу, тожила вдоме, где большой старый двор. Иодна одесситка, проходя мимо меня, спросила: Это увас кошка или собака? Собака, говорюя. Акакая порода? Пекинес. Пекинес? Пекин? Китаец, значит? Аглаза-то русские. Они вОдессе непонимают, что разговаривают юмором. Так вот, Настройщик: после всех моих древнегреческих ролей легко было играть роль Анны Сергеевны ссобачкой. Как говорил наш однокурсник Семен Шульман (сейчас живет вИзраиле) это как семь копеек заведро.

Тут якак-то встретила Гафта, ионговорит мне: Ну, старуха, наконец тывзялась занастоящие роли. Атовсе Электры-шмелектры, Медеи, Федры. Аяего спрашиваю: Валь, атыкогда-нибудь видел актрису, которая хорошо бы играла древнегреческие роли? Слава богу, никогда. ВРоссии, даивмире неумеют играть древнегреческие трагедии.

Онизком ивысоком

Авы-то, актриса срусской школой, где научились?

ВГреции. УТерзопулоса. Он, кстати, родился вдеревне, где родился Еврипид. Там такие раскопки! Например, скамья мраморная, временем битая, пол каменный, авнизу течет речка. Тоесть философы втогах ходили, рассуждали овечном, ноесли укого была какая нужда, прямо садился исправлял нужду вречку.

Это выкчему?

Это яктому, что небыло различия навысокое инизкое, надуховное иплотское. Совсем другая мораль была, другое разграничение надобро изло. Иесли этого незнать, лучше кдревнегреческой трагедии неподходить. Апосле моей Электры… Жаль, что еемало кто видел, потому что вэто время шло разделение Таганки (налюбимовскую иТаганку Губенко ).

Древнегреческие трагедии играются другим голосом. Унас артисты как найдут один свой тембр голоса, так ииграют. Иуменя был усредненный, ровный тембр, атут такие должны быть перепады. Врукописи уЕврипида есть ряды строчек, где сплошняком идут а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а-а или и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и у-а-а-а-а-а-а-а-а-а. Звук ипение. Петь сейчас нельзя, ноперепады голоса должны быть. Ноунас этому неучат.

Впоследнее время вычасто говорите, что нехотите идти втеатр. Выразочарованыим?

Немогу сказать, что разочарована. Мне просто скучно стало втеатре, вактерской профессии. Почему явсе время так стремилась меняться? ЯВысоцкому говорила: надо завоевать Запад, аонговорил: Они нелюбят пришельцев. Нояпопыталась начать работать сАнтуаном Витезом вКамеди Франсез, сТерзопулосом, сБобом Уилсоном (нотут помешала моя болезнь). Яначала работать соСтрейлером, имысним так хорошо поговорили. Яему сказала: Приезжайте вМоскву, поставьте что-нибудь для меня, аон: Нетуж, учите итальянский иприезжайте комне. Даникогда яневыучу итальянский. Аон: Смотрите, вот спектакль Слуга двух господ, героиню играет немка, онаже выучила итальянский. Ноуменя невышло. Ипоскольку уменя все так срывалось, тояполюбила одиночество стала писать книжки.

Про упущенные возможности. Ведь выже пособственной инициативе потеряли роль уТарковского?

Тарковский хотел меня снимать вАндрее Рублеве, вроли дурочки. Ноя, дурочка, отказалась, так как там надо было писать вкадре. Слава богу, что отказалась, потому что эту роль совершенно блестяще сыграла его жена Ирма. Потом вСолярисе отказалась играть. Позже вего переписке, изданной после смерти, прочла: Демидова слишком хозяйка наплощадке. Аясовсем нехозяйка.

ОБоге, сохранившем все

Алла ДемидоваВот оперепадах, голосе ивообще умении читать стихи. Мало кто умел иумеет. Михаил Козаков прекрасно это умел. Смехов, вывеликолепно читаете, даеще соркестрами. Немогу забыть ахматовскую Поэму без героя.

Ведь уАхматовой что? Впоэму вошло время, люди, начиная с13-го года идосмерти. Она там использовала скрытые цитаты изЭлиота, Шекспира, Пушкина. Это такая поэтическая энциклопедия! Такая симфоническая поэма! Недооцененная, правда.

Слова эпиграфа поэмы Бог все хранит, написанные нафасаде Фонтанного дома. Что лично они для вас значат?

Тут такие круги… ВФонтанном доме, где она жила, это был девиз графа Шереметьева Бог сохраняет все. Потом, когда она умерла, лежала вморге Склифосовской клиники, построенной темже Шереметевым. Атам тоже Бог сохраняет все. Гражданская панихида поАхматовой проходила вСоюзе писателей вЛенинграде, где надоме было написано тоже самое. Это странно? Ноэто есть. Яобожаю такие круги это круги судеб.

Втаком случае лично ввашей судьбе один незаконченный круг точно разорван. Яимею ввиду круг экономического образования, которыйвы, кажется, незакончили?

Закончила, яполучила диплом идаже начала писать кандидатскую диссертацию.

Покакойже теме?

Поскольку уменя была кафедра политэкономии, тотема была странная: История тарифной системы загоды советской власти.

Нувот, экономический круг вашей жизни разорван.

Ну, моя жизнь еще незакончилась.

Акогда выорганизовали свой личный Театр А, кстати, первый частный театр, приходилось сводить дебет скредитом? Считать?

Нет, нет. Там уменя был директор. Яуже итаблицу умножения непомню.

Это шутка про таблицу умножения? Вынезнаете, сколько будет семью восемь?

Незнаю, сколько будет семь навосемь ивосемь навосемь, это мне нужно сильно напрягаться. Ведь политэкономия это философия развития общества, ияскорее понимаю, почему меняются формации, куда развивается общество, куда идет мир дальше.

Икудаже онидет?

Это явам нескажу. Отлюдей мало что зависит.

29-ое сентября 2011

Источник

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное