Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

Драматические актрисы России

  Все выпуски  

Драматические актрисы России Бабенко: Я счастлива, что в моей жизни появился Современник


Алена БабенкоВ апреле в театре Современник состоялась премьера спектакля Время женщин по роману петербургской писательницы Елены Чижовой, в котором актриса Алена Бабенко сыграет две главные роли (мать и дочь). С вопроса об этой работе и начался наш разговор.

Алена, как вы считаете, название романа Время женщин характеризует нашу эпоху?

Время женщин было, есть и, по-видимому, будет, поскольку в нашей стране мужчины всегда на войне, за что-то сражаются, а остальные заботы лежат на женщине. И получается, что многое от нее зависит. Женщина хватается за все сама, а потом удивляется: почему мужчина ушел?

А если в двух словах сформулировать, о чем спектакль Время женщин?

О том, что нельзя забывать свои корни. Важно помнить, где ты вырос, кто тебя растил. И как бы человек ни кричал: Не надо мне этого всего, хочу поменять свою жизнь, менять ее очень опасно. Потому что корни должны быть всегда с человеком. По сути, человек исчезает как личность, если отрывается от истоков, хотя внешне может казаться, что живет он своей жизнью. А еще в этом спектакле для меня важен взгляд художника на время. Вот одна из героинь София художница. Она не может писать полотна без памяти о своем прошлом. Она и в другую страну не может уехать, даже если там развивается очень интересное направление искусства. Ей это не нужно, потому что она немедленно потеряет себя как личность. И я ее абсолютно понимаю: там другая атмосфера, другие задачи, люди, способы работы. Мы с Софией чем-то похожи. Хотя, если бы мне сказали сейчас: снимаем фильм про балерину, Черный лебедь, надо встать на пуанты и на год забыть обо всем остальном, пошла бы сразу. Я люблю про бовать. Но должна знать, что мой дом здесь и я в него вернусь.

В романе бабушка Евдокия, воспитывающая Софию, говорит: Воистину сам себе первый враг. Против немца-то мы герои. Супротив себя бы в силу войти. А лично вы можете супротив себя в силу войти?

Стараюсь, хотя это непросто. Я увлекающийся человек, и во мне происходит постоянная борьба со слабостями и сиюсекундными желаниями. Приходишь на работу не всегда в одном и том же настроении. А надо забыть всю светскую суету, одернуть себя и сосредоточиться на творчестве, ведь никто тебя, уже взрослого, не будет воспитывать, только ты сам. И я стараюсь себя воспитывать: театр и ежедневные репетиции в этом особенно помогают.

Ваш путь в Современнике начался с ввода на роль Маши в Трех сестрах. Все знают, как много зависит от первой роли

С ролью мне действительно повезло: у Галины Борисовны очень интересный взгляд на эту героиню. Ведь традиционно из Маши делали отрицательного персонажа, и она в самом деле производит сперва такое впечатление. Не считается с моралью, с общественным приличием Но мы в спектакле посмотрели на нее как на женщину, которая, что называется, вляпалась. Она потому и лежит до 10 утра в постели читает книжки, что ей не хочется вставать и снова вступать в предсказуемые бесконечные разговоры. Ее раздражает, что люди не пытаются вырваться в другую жизнь, о которой так замечательно рассказывает Вершинин. Он живой человек в этом обществе: о чем-то мечтает, к чему-то стремится Маше кажется, что это то, что надо. Но когда он говорит, что счастья нет, она гаснет, понимая, что вляпалась Маша единственная из трех сестер пытается жить сейчас: Эх, жизнь моя малиновая! Где наша не пропадала! Но придет следующий гарнизон, и наверняка у нее случится такая же любовь, как и с Вершинин ым. Она всегда ждет, что появится мужчина, который скажет: Ну все, поехали, независимо от обстоятельств. А ей все равно куда ехать, лишь бы рядом была любовь, потому что без чувства она жить не может. Все время читает романы, наполнена сюжетами. В каком-то смысле она как актриса живет эмоциями У Маши нудный муж Кулыгин, которого удивительно филигранно играет Сережа Юшкевич. Когда он узнает о романе с Вершининым, у него текут слезы, и Маша вдруг понимает, что рядом с ней живой человек, а вовсе не сухарь. И что он для нее абсолютная защита, которую ищет любая женщина. Ее любят такой, какая она есть. А это самое большое препятствие, которое не позволяет ей перекроить свою судьбу.

В этом сезоне вы сыграли в спектакле Враги: история любви постановка, которой театр продолжает публицистическую линию своего репертуара. А как еще артисты театра выражают свою гражданскую позицию, ведь название театра ко многому обязывает?

Часто возникают ситуации, когда нас просят поставить подписи под тем или иным открытым письмом. Вот была история с Домом ветеранов кино на Можайском шоссе кто-то намеревался отнять особняк у пожилых кинематографистов. Я хорошо знаю это место и знаю, что старикам там уютно, они не брошены, а продолжают жить в мире кино. Конечно, я подписала это письмо в защиту. Потому что к таким намоленным местам даже прикасаться нельзя: там сложившаяся жизнь, свои традиции, ломать которые никто не имеет права. Люди пенсионного возраста это вообще моя боль. Когда мы снимали Комедию строгого режима в Псковской области и ехали на машине, я думала, как хорошо было бы основать там центр для пожилых людей. Природа удивительная! И, кстати, эта мечта никуда не делась: я хотела бы построить в красивом месте огромный центр для людей, у которых никого нет, чтобы там были и развлечения, и медицина, и уют. Но пока это только мечта Я очень радуюсь, когда вижу передачу о какой-нибудь же нщине, которая в 80 лет начинает петь или рисовать. Значит, человек смог и в пожилом возрасте найти повод для радости. А что касается гражданской позиции артистов Современника, про себя скажу так: если театр начнет какую-то борьбу, я пойду с театром. Но сама не возьму флаг и саблю, не сяду на коня, не побегу на баррикады, не буду сражаться с недосягаемыми силами. Поднять артиста на бой не такая сложная задача, поскольку актер эмоционален и моментально откликается, когда его что-то задевает. Пойду со своими. Вникну в ситуацию и пойду.

Недавно общество всколыхнули события, произошедшие на Манежной площади. А что вы о них думаете?

Я политически отсталый элемент. Социальная пустышка, поэтому никакой мудрости я вам не открою. Но когда думаешь о том, что произошло, понимаешь одно: нас всех к чему-то ведут. И ничего хорошего я в этом не вижу. Мне жалко людей, которые участвуют в подобных событиях, равно как и тех, кто участвовал в оранжевой революции на Украине. Ведь многие шли на демонстрацию из-за отсутствия денег. Им платили за то, чтобы они стояли с плакатом. То есть участие в демонстрациях это следствие нищеты, участникам что-то обещали, впутывали в интриги ох, терпеть не могу такие игры.

СМИ заявили еще об одной проблеме: из России началась очередная волна эмиграции

Уезжают по-прежнему ради детей, ради их образования. Но я никогда не думала покидать страну, поскольку руководствуюсь принципом: где родился там и сгодился. Не представляю, как жить без своих корней, как можно начинать новую жизнь вдали от родных мест, когда у меня здесь столько всего произошло. Правда, среди моих знакомых есть семьи, которые уезжают, например, в Канаду. И многие неплохо устраиваются, но к этому нужно сознательно себя готовить, а лично мне и вовсе не хотелось бы такой жизни. Даже если вспомнить, что за рубежом много русских, мой зритель все равно здесь, в России. И я счастлива, что в моей жизни несколько лет назад появился Современник. Кстати, я ведь могла играть в антрепризах до Современника, но не играла. Снималась в кино, но и там только однажды сказала себе: Сейчас я зарабатываю деньги. Никогда не осуждаю актеров-мужчин, которым надо содержать семью, не могу их обвинять, хотя понимаю, о каком внутреннем подлоге идет речь: Съемки прох одят в Австралии, и мне это очень интересно. Раньше такого не было, чтобы актеры снимались параллельно в трех сериалах. А сейчас все так живут, очень много работают.

А вы?

Я тоже решила попробовать: вдруг получится интересный результат? Но мне такой ритм категорически не понравился, и я оставила эту затею.

Какие задачи вы ставите перед собой как актриса?

Чем дольше работаю, тем труднее отвечаю на такие вопросы. Роль позволяет что-то новое открыть в человеке. От этого меняется отношение к людям. И чем дольше играю в театре, тем легче оправдываю человека, какие бы поступки он ни совершал. Потому что работа над ролью требует выяснения причин поведения. И как только ты доходишь до выяснения причин, человек почти всегда вызывает сочувствие. Вот простой пример. Когда я только приехала в Москву, познакомилась с одной москвичкой. Меня страшно раздражало ее поведение. Не могла понять, почему она так живет, а не иначе. Я очень раздражалась, но была вынуждена с ней общаться. И когда я узнала и поняла, как она росла, кто у нее мама, какие обстоятельства в семье, как ее воспитывали, все раздражение мгновенно исчезло. И уже много лет я ее обожаю. Она раздражает миллион моих подруг, а меня нет, потому что я все про нее знаю. Так же и театр. Это работа человеческой души, работа, которая тебя учит, делает из тебя человек а, что самое ценное.

Апрель 2011

Здесь можно оставить свои комментарии. Выпуск подготовленплагином wordpress для subscribe.ru


В избранное