Архитектура начала XVIII века (1700 — 1730-е годы)
Иван Петрович Зарудный
Своеобразным памятником городской жилой архитектуры Москвы начала XVIII века был дом кн. Гагарина на Тверской улице (в натуре не сохранился; известен по зарисовкам и обмерным чертежам конца XVIII — первой половины XIXв.). В отличие от построек предшествующего времени здание располагалось непосредственно вдоль улицы. Охваченные единым ордером три выступа симметричного главного фасада объединялись по горизонтали своеобразным мотивом балконов
на аркадах, оформлявших входы в здание. Фасад был богато декорирован орнаментальной скульптурой. По сторонам дома находились ворота с затейливыми фигурными завершениями, которые вели во внутренний двор и сад. Это здание было впоследствии высоко ценимо В. И. Баженовым.
Видное место в строительстве Москвы конца XVII — начала XVIII века занимали производственные сооружения, которым нередко придавался в это время достаточно парадный внешний
облик. Таковы были, например, здания Суконного двора у Каменного моста (1705) и парусной фабрики в селе Преображенском.
Среди зодчих, работавших в Москве в начале XVIII века, наиболее крупным был И. П. Зарудный.
И. П. Зарудный. Меншикова башня. План
Иван Петрович Зарудный (год рождения неизвестен — умер в 1727 г.) был очень разносторонне одаренным художником, работавшим в области живописи, скульптуры, архитектуры. Наиболее значителен он как скульптор-декоратор и как архитектор. Зарудный родился на Украине, с Украиной связаны и годы его учения. В своей дальнейшей творческой деятельности в Москве он замечательно сочетал художественные впечатления своей молодости с глубоким и проникновенным восприятием
и претворением в практике московских художественных традиций.
Самым выдающимся созданием Зарудного является один из лучших памятников русской архитектуры начала XVIII века—так называемая Меншикова башня-церковь Гавриила-архангела, «что у Чистого пруда» в Москве, построенная по инициативе А. Д. Меншикова на территории его усадьбы в 1701 — 1707 годах.
М.П. Зарудный. Меньшикова башня (1701-1707гг.)
Композиция ее представляет своеобразное претворение традиций столпообразных храмов XVH века. В прямоугольном в плане нижнем этаже выделено центральное помещение, трапезная и алтарная часть. Над центральным помещением возвышается второй ярус — хоры, — которым заканчивается объем собственно церкви. Два расположенных выше восьмерика имеют уже самостоятельный объем; их заложенные впоследствии проемы были некогда открыты, и башня служила колокольней.
Первоначально здание завершалось еще высоким деревянным шпилем. Он просуществовал, однако, недолго и еще при жизни Зарудного, в 1723 году, был уничтожен пожаром, возникшим от удара молнии. При восстановлении здания во второй половине XVIII века вместо этой части был создан существующий поныне купол со своеобразной, завивающейся спиралью главой. Новое завершению прекрасно увязано с основным объемом здания и очень органически его заканчивает. Тем не менее оно безусловно очень сильно изменило его первоначальный
облик. Развивая далее приемы использования классической системы ордера, элементы которой широко применялись уже в строительстве конца XVII века, Зарудный в здании Меншиковой башни уже совершенно свободно оперирует системой ордера, предопределяя в этом отношении дальнейшее развитие русской архитектуры XVIII века. Мотив шпиля, примененный в завершении Меншиковой башни и развивающий далее прием высотных сооружений конца XVII века (см. выше), будет в дальнейшем довольно широко использован в строительстве петербургских
зданий (Петропавловский собор, Адмиралтейство и др.).
Своеобразие общего объемного решения Меншиковой башни сочетается с замечательной композицией ее фасадов и интерьеров. Совершенно самостоятельным приемом решен главный портал. Здесь паре тонких небольших колонн, поддерживающих балкон над входом и образующих как бы наличник двери, противопоставлены мощные волюты по ее сторонам. Чрезвычайно широко использована замечательная белокаменная резьба. Растительные мотивы этой резьбы переплетаются с чисто
орнаментальными, целые панно и отдельные вставки органически включены в композицию фасадов. Живая и непосредственная передача наблюденных в природе форм сочетается с мастерской стилизацией, обусловленной материалом и самой ролью этого элемента архитектурной декорации.
Очень интересно и решение внутреннего пространства здания. За небольшой трапезной с хорами, на которых легкие детские фигурки-кариатиды, поддерживающие корзины с цветами и фруктами, служат опорами перекрытия, раскрывается высокое центральное
помещение, так же богато декорированное. Во внутренней отделке наряду с растительными и орнаментальными мотивами широко применены и изображения человеческих, по преимуществу детских фигур, поражающих своей жизнерадостностью и свободой трактовки. Оптимистическим, жизнеутверждающим, светским началом проникнуто все это замечательное сооружение от его общей композиции до деталей скульптурной отделки.
В дальнейшем Зарудный очень много работал как мастер крупных скульптурных декоративных композиций. Им
был создан ряд замечательных резных иконостасов (для дворца в Ораниенбауме, Преображенского собора в Ревеле и др.), трон и балдахин Петра I в Синодальной палате в Москве, ковчег и балдахин для переноса останков Александра Невского в Петербурге и т. д. Наиболее крупной среди этих работ Зарудного является иконостас Петропавловского собора (1722—1726). Зарудный превратил здесь традиционную иконостасную стену в пышную триумфальную арку, неразрывно связанную своей композицией с внутренним пространством собора. Иконостас
охватывает пилоны и уходит своим завершением в барабан купола.
И.П. Зарудный. Иконостас Петропавловского собора (1722-1726гг.)
В отделке иконостаса наряду с архитектурными элементами широко применены изображения человеческих фигур, различные декоративные мотивы — драпировки, шнуры, кисти и т. д. Элементы светского искусства в этом произведении уже позволяют предвидеть ту выдающуюся роль, которую в ближайшие затем годы предстояло сыграть деревянной резьбе в отделке дворцовых зданий. Замечательно по виртуозности владение техникой деревянной резьбы, позволяющей свободно и убедительно
передавать различие фактур изображаемых предметов. Иконостас Петропавловского собора, выполненный в мастерской Зарудного, под его руководством и при его непосредственном участии, подготовил творения резчиков, покрывших в середине столетия чудесной золоченой резьбой стены дворцовых залов.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).