Можно сделать общее заключение, что зодчество великокняжеской Москвы этой поры весьма противоречиво. В нем сталкиваются новые идеи, знакомые нам по памятникам Новгорода и Пскова, — стремление к свободному интерьеру и интерес к дальнейшей разработке новой динамической композиции храмового верха — с мощной владимирской традицией. Вкусы московских строителей привязаны к величественному спокойствию
масс крестовокупольного храма, архитектурный образ которого отвечал возраставшему значению московской династии. Поэтому по сравнению со смелой и новаторской композицией Троицкого собора XIV века ее московский вариант весьма сдержан. В целом в архитектурном образе рас-смотренных памятников господствует идея спокойного торжества и властной силы, резко отличающая эти храмы от Псковского собора. Противоречивость архитектуры Андроникова собора свидетельствует о назревании в московском зодчестве решительных сдвигов. Одновременно с московским развертывается большое каменное строительство в Тверском княжестве. Построенный в 1284—1290 годах храм Спаса в Твери был большим шестистолпным пятиглавым городским собором на подклете с двумя приделами в виде маленьких храмиков у восточных углов.
Как его белокаменная техника, так и сведения о его последующем убранстве (майоликовый пол, «медяные врата») свидетельствуют о приверженности Твери к владимирской архитектурной традиции. Столетием позже, на рубеже XIV—XV веков, строятся белокаменные храмы в Старице, тверской крепости на Верхней Волге: четырехстолпный собор Михаила Архангела
(1398) и маленький бесстолпный одноабсидный храм Николы (1404), известные лишь по раскопкам их руин. Как показывает единственная сохранившаяся постройка тверских зодчих — церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге (вторая четверть XV в.), и в тверской архитектуре было стремление к переработке крестовокупольной системы (повышенные подпружные арки, ярусность композиции), но выражалось оно очень
нерешительно и робко.
Церковь Успения на Городке в Звенигороде (конец XIV в)
Следует особо подчеркнуть, что при всем своеобразии архитектуры Новгорода и Пскова, Москвы и Твери, вызванном различием их общественного уклада, в их постройках усиливаются общие черты. Зарождаются и развиваются те каче-ства архитектуры, которые отражали новые русские национальные вкусы — «величество, светлость, пространство». Огромный сдвиг в архитектуре конца XV— XVI веков, полагающий начало русской национальной архитектуре, был подготовлен развитием каменного и деревянного зодчества в XIV—XV
веках.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).