Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура Московского княжества

Можно сделать общее заключение, что зодчество великокняжеской Москвы этой поры весьма противоречиво. В нем сталкиваются новые идеи, знакомые нам по памятникам Новгорода и Пскова, — стремление к свободному интерьеру и интерес к дальнейшей разработке новой динамической композиции храмового верха — с   мощной    владимирской    традицией.   Вкусы   московских   строителей   привязаны к величественному спокойствию масс крестовокупольного храма, архитектурный образ которого отвечал возраставшему значению московской династии. Поэтому по сравнению со смелой и новаторской композицией Троицкого собора XIV века ее московский вариант весьма сдержан. В целом в архитектурном образе рас-смотренных памятников господствует идея спокойного торжества и властной силы, резко отличающая эти храмы от Псковского собора. Противоречивость архитектуры Андроникова собора свидетельствует о назревании в московском зодчестве решительных сдвигов.
Одновременно с московским  развертывается большое каменное строительство   в   Тверском   княжестве.    Построенный   в   1284—1290   годах    храм    Спаса в Твери   был большим шестистолпным пятиглавым городским собором на подклете с двумя приделами в виде  маленьких  храмиков  у  восточных   углов. Как его белокаменная техника, так и  сведения о его последующем убранстве (майоликовый пол, «медяные врата») свидетельствуют о приверженности Твери к владимирской архитектурной  традиции. Столетием позже, на рубеже XIV—XV  веков,   строятся  белокаменные храмы в Старице,   тверской крепости на Верхней Волге:   четырехстолпный    собор    Михаила    Архангела    (1398)   и   маленький бесстолпный одноабсидный  храм  Николы   (1404), известные лишь по раскопкам их руин. Как показывает единственная сохранившаяся постройка тверских зодчих — церковь Рождества Богородицы в селе Городне на Волге (вторая четверть XV в.), и в тверской архитектуре было стремление к переработке крестовокупольной  системы  (повышенные  подпружные арки, ярусность композиции), но выражалось оно очень нерешительно и робко.
Церковь Успения на Городке в Звенигороде (конец XIV в)

Следует особо подчеркнуть, что при всем своеобразии архитектуры Новгорода и Пскова, Москвы и Твери, вызванном различием их общественного уклада, в их постройках усиливаются общие черты. Зарождаются и развиваются те каче-ства архитектуры, которые отражали новые русские национальные вкусы — «величество, светлость, пространство». Огромный сдвиг в архитектуре конца XV— XVI веков, полагающий начало русской национальной архитектуре, был подготовлен развитием каменного и деревянного зодчества в XIV—XV веках. 

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
 Читайте эти и другие материалы на www.gogol.ru               

 Благотворительная акция "антиПЛЮШКИН"

Подарим детям радость в Новый год!


В избранное