История русского искусства Архитектура Новгорода и Пскова
Архитектура Новгорода и Пскова
В ХШ—XIV веках, в период постепенного возрождения каменного строительства, важнейшую роль играло деревянное зодчество, оказывавшее, как можно думать, существенное влияние и на развитие каменной архитектуры. В обстановке оскудения и опустошения Русской земли большее, чем когда-либо, значение приобрело деревянное зодчество. Как от древнейшего времени, так и от ХШ—XIV веков памятников деревянного
зодчества не сохранилось.
Изображение деревянного шатрового храма на иконе XIV в.
Города не раз выгорали дотла, обветшалые постройки заменялись новыми. Однако косвенные данные источников позволяют составить представление об основных чертах деревянной архитектуры того времени. Рядовая городская застройка была сплошь деревянной. Традиционность срубной избы от IX—X веков и вплоть до XIX века позволяет представить характер Этих рядовых жилых
построек. Богатые боярские или княжеские хоромы образовывали сложный комплекс срубов — «клетей»; они были двухэтажными и включали в свой состав, как и раньше, вышки теремов и сеней. Из письменных источников известно, что такие хоромы были в Ярославском Кремле и у тверских князей в XIV веке. Во дворце московских князей XIV века был «златоверхий набережный» терем, с высоты которого княгиня Евдокия смотрела на войска,
уходившие на Куликовскую битву. Совокупность свободно расположенных деревянных жилищ и хором образовывала прихотливый, остроугольный и живописный силуэт города; псковский летописец однажды сравнил нагроможденность льда на реке Великой с хоромами — «лед стал на борзе (т. е. быстро) неровно как хоромы».
Но наибольшее значение в городском ансамбле силу - эти города играли высокие деревянные храмы; летопись иногда вспоминает, что буря "в полы (то есть до половины высоты) храмы великыа, снимаше», а описывая пожар Москвы 1408 года, отмечает, что сгорели древние «чюдные церкви», которые «высокими стоянии (то есть высокими силуэтами) величество града Москвы украшаху». Высота здания была в сознании человека той поры важнейшим признаком его красоты
и выражением величия родной земли и ее городов.
Церковь Троицы в погосте Ненокса.
Особое значение в развитии монументального деревянного зодчества имел заволжский север. В Устюге Великом еще в 1290 году была построена «великая церковь» Успения, представляющая уже весьма сложную композицию «круглого» храма «о двадцати стенах», то есть состоящая из высокого центрального восьмигранного столпа с квадратными «прирубами» притворов и алтаря. Икона «Введение» из села Кривого Архангельская
область, XIV в.) сохранила изображение подобного деревянного храма, завершенного шатрами. Таким образом, можно думать, что уже в ХШ—XIV веках русские плотники сооружали сложные по композиции и очень значительные по величине шатровые храмы того типа, который повторен в более позднем сохранившемся до нас храме погоста Неноксы. Существенно отметить отсутствие криволинейных покрытий и незначительную роль церковной главки, завершающей «высотную» композицию храма. Большое распространение имели
ссклетские» храмы, представляющие сруб с «прирубом» алтаря и крутой кровлей на два ската, на коньке которой ставилась главка. Такие церковки бывали и очень небольшими (церковь Муромского монастыря в Прионежье XIV в. имела основную площадь менее 9 кв. м), и крупными сооружениями (церковь в Юксовичах Ленинградской области; 1493); общая эволюция шла в направлении увеличения площади и высоты клети,
а также постановки ее на подклет.
Церковь Николы на селе Панилове (1600)
Иногда «клетская» основа храма несла восьмерик, завершавшийся шатром, образуя очень характерный для церковного деревянного зодчества тип «восьмерика на четверике». По-видимому, в древнее время существовал и тип рубленого храма, имевшего с самого основания форму восьмигранного столпа.
Церковь Георгия в Юксовском погосте
Как для «клетских», так и для «столпообразных» и сложных по композиции храмов характерны отсутствие внутренних опор, единство и свобода внутреннего пространства. Их внешний облик характеризуется простотой и внушительной суровостью, монолитностью объемов, отсутствием украшений и членений, дробящих стену, ограниченную лишь выступами торцов сруба по углам. Конец XIII и первая половина XIV века — время оживления строительства в Новгороде, пора новых исканий
в зодчестве, еще сочетающая на первых порах попытки новых решений с возрождением старых форм.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).