Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура XII века

В заключение обзора главнейших архитектурных школ периода феодальной раздробленности необходимо особо рассмотреть несколько памятников, свидетельствующих о том, что уже в XII веке на почве расцвета городов и роста русской культуры появляется межобластное — общерусское течение, которое можно охарактеризовать   как   процесс русской переработки традиционной композиции крестово-купольного храма. 
Древнейшим сохранившимся памятником этого течения является собор Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке, построенный (около 1159 г.) полоцким зодчим Иоанном. Композиция шести-столпного храма проникнута стремлением преодолеть статичность крестовокупольного массива. Западная часть здания понижена, как и отвечающая ей с востока сильно выступающая абсида. Возвышающийся над ними центральный четверик .завершается приподнятым постаментом, имеющим форму трехлопастной арки и несущим барабан и главу. Стройный ступенчатый силуэт здания и его как бы башнеобразный верх создают новый архитектурный образ храма, полный напряжения и силы.
Псковские зодчие, строившие (около 1190 г.) большой Троицкий собор в Пскове, как можно предполагать на основании позднейших изображений, повторили полоцкую композицию, подчеркнув динамику архитектурных масс введением пучковых пилястр, характерных для смоленского Зодчества и создававших снопы вертикалей, а также осложнив ступенчатость объема высокими «столпами» боковых притворов (как это было в соборе Михаила Архангела в Смоленске).

 

 

Церковь Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке. План

 0211.gif

 Церковь Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке. План

 Церковь Спасо-Евфросиниева монастыря в Полоцке. Реконструкция

 

0212.gif

Троицкий собор в Пскове. Реконструкция

Однако как в полоцком, так, вероятно, и в псковском памятнике сводчатая конструкция оставалась, по существу, неизменной: зодчие лишь использовали выступающий над сводами постамент барабана главы, выделяя его динамической трехлопастной кривой, имеющей   декоративный характер.
Эта композиция получает развитие в церкви  Параскевы Пятницы в Чернигове (рубеж XII—ХШ вв.), построенной, как предполагают, зодчим смоленского князя Рюрика Петром Милонегом. В отличие от шестистолпных соборов Полоцка и Пскова это небольшой четырехстолпный храм. Сложные пучковые пилястры влекут глаз к венчающей части здания, на своеобразном решении которой сосредоточена вся конструктивная и художественная мысль зодчего-новатора. Он полностью изменил традиционную систему сводов, не только перекрыв углы сводами в четверть окружности, но и сильно подняв несущие барабан главы подпружные арки. Таким образом, динамическое нарастание верха здания получило закономерную конструктивную основу. Фасады завершались теперь трехлопастной кривой, но уже не декоративной, а отвечающей конструкции сводов; ступенчато-подпружные арки образовали основу второго яруса закомар. И лишь подножие стройного барабана зодчий окружил декоративными закомарами кокошниками.

0213.gif

Церковь Параскевы Пятницы
в Чернигове. Реконструкция

 Стремительная динамика ступенчатой пирамиды верха была еще более подчеркнута стрельчатым очертанием закомар. Фасады храма мастер любовно украсил простой, но нарядной орнаментацией, поместив под двойной аркатурой абсид похожий на народную вышивку пояс в виде решетчатого кирпичного узора и протянув по боковым фасадам здания ленту меандра.
В связи с описанным общерусским процессом коренной переработки архитектурной системы крестовокупольного храма и формирования национальных архитектурных форм, равно захватывавших творческую мысль зодчих Полоцка, Пскова и Чернигова, существенно отметить и другой процесс — появление в Киеве построек, созданных мастерами областных школ. Такова, например, маленькая четырехстолпная церковь на Вознесенском спуске в Киеве (XII—XIII вв.) с пучковыми пилястрами и прямоугольными боковыми абсидами, построенная, по-видимому, смоленским зодчим. Владимирский князь Андрей Боголюбский предполагал послать своих мастеров для постройки храма в Киеве на «великом Ярославовом дворе». Киев, потерявший к этому времени всякое политическое значение и переходивший из рук одной местной династии к другой, наполняется постройками различных архитектурных школ, становясь своего рода «музеем» их достижений.
Таким образом развитие русского зодчества в XII—XIII веках характеризуется необычайным творческим подъемом. В строительстве отдельных княжеств проявляется большое разнообразие местных народных художественных вкусов и особенностей. Выдвинувшиеся из среды народа зодчие с большим мастерством воплощают эти особенности в своих сооружениях, давая многообразные решения в общем узкого круга архитектурных тем. В то же время все это разнообразие творческой мысли не нарушает единства русской архитектуры.
Зодчие не ограничивались работой только внутри своего княжества, они приглашались для постройки и за его рубежами: галицкие зодчие строили во Владимире, черниговские — в Рязани, волынские — в Гродно на Немане. Это широкое общение зодчих и взаимный обмен техническим и художественным опытом способствовали быстрому расцвету архитектуры. Идеи «Слова о полку Игореве» с его призывом к князьям к единению находили отклик и в области архитектуры: в ней пробивалось, пусть еще слабое, межобластное течение, содержавшее начало общерусского архитектурного стиля, которому принадлежало будущее.
На этом высоком уровне быстрое развитие русской культуры и искусства было прервано монгольским завоеванием.


 
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

Ждем Вас и Ваше творчество на  www.gogol.ru


В избранное