Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура Новгорода и Пскова

Церковное зодчество Пскова XV—XVI веков   развивается   по   двум направлениям:   вариации   четырехстолпного храма и храма бесстолпного  с системой перекрытия в виде ступенчато повышающихся и перекрещивающихся  сводов,  являющейся достижением конструктивной мысли  псковских зодчих.
7.jpg
Церковь Николы Каменноградского в Пскове. 
Древнейший сохранившийся памятник псковского зодчества — церковь Василия на Горке (1413) — еще проникнут духом старой традиции: это обычный четырехстолпный одноглавый храм с закомарами фасадов, с тремя абсидами и асимметричным приделом. Внутри нет хор; подпружные арки приподняты, усиливая свободу внутреннего пространства, но не отражаясь в композиции верха.
В течение XV—XVI веков создается ряд вариантов четырехстолпного храма как в самом Пскове, так и в области; зодчие стремятся увеличить площадь здания путем округления нижней части столбов (ср. Волотовскую церковь), иногда они относят столбы ближе к углам. Такова церковь Михаила Архангела на Кобыльем Городище (1462), церковь Николы со У сохи в   Пскове   (1536) и другие. 
Церковь Василия на Городке в Пскове (1413)


 

 


 

8.jpg

Церковь Успения в погосте Мелетово. Реконструкция

Храмы бесстолпной конструкции появились первоначально в виде приделов (придел церкви Василия на Горке, 1413), а затем уже ставились как самостоятельные церкви маленьких псковских монастырей (церковь Никиты-мученика в Пскове, 1472) или небольших приходов (церковь Успения в Гдове; церковь Николы Каменноградского в Пскове; XV в.). При отсутствии столбов фасады сохраняют тройное членение лопатками и кроются по щипцам, которые сопровождает многолопастная ползучая декоративная кривая.
В середине   XV  века   создаются   два храма, в которых чувствуется стремление воспроизвести некоторые приемы Троицкого собора.   Церковь  погоста   Мелетова   (1462)   имеет   характерный   разрыв  в   перекрытии   фасада — угловые   части   куба   опущены,   а   своды архитектурного   креста   подняты  и перекрыты на два ската; подъем подпружных арок получил   снаружи   обработку в виде восьмерика,    завершавшегося,    вероятно, фронтончиками на каждой грани.  В церкви   Кузьмы   и   Демьяна    с  Примостья в Пскове (1462—1463) при редкой для этого времени архаической конструкции перекрытия с пониженными под-пружными арками  повторяется   лишь   разрыв завершения  фасада.   Оба памятника построены псковскими   боярами — посадниками   в   период   усиления   московского влияния в Пскове.

Как и в Новгороде, перед нами здесь пример нарочитой архаизации постройки, долженствовавшей напомнить формы Троицкого собора —памятника «псковской свободы».
Обширная строительная практика псковских зодчих, их превосходный художественный п конструкторский талант создали им общерусскую славу и обусловили их крупную роль в широком строительстве «царственной Москвы» времени Ивана Ш.
Зодчество Новгорода и Пскова оказало влияние на развитие русской архитектуры XV—XVI веков, которая использовала некоторые типы зданий и отдельные мотивы новгородско-псковского наследства.

Читайте эти и другие материалы на www.gogol.ru 
В разделе ИЗО выставка работ наших пользователей:  Попрощайтесь с осенью! 


Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
 

В избранное