Церковное зодчество Пскова XV—XVI веков развивается по двум направлениям: вариации четырехстолпного храма и храма бесстолпного с системой перекрытия в виде ступенчато повышающихся и перекрещивающихся сводов, являющейся достижением конструктивной мысли псковских зодчих.
Церковь Николы Каменноградского в Пскове.
Древнейший сохранившийся памятник псковского зодчества — церковь Василия на Горке (1413) — еще проникнут духом старой традиции: это обычный четырехстолпный одноглавый храм с закомарами фасадов, с тремя абсидами и асимметричным приделом. Внутри нет хор; подпружные арки приподняты, усиливая свободу внутреннего пространства, но не отражаясь в композиции верха.
В течение XV—XVI веков создается ряд вариантов четырехстолпного храма как в самом Пскове, так и в области; зодчие стремятся увеличить площадь здания путем округления нижней части столбов (ср. Волотовскую церковь), иногда они относят столбы ближе к углам. Такова церковь Михаила Архангела на Кобыльем Городище (1462), церковь Николы со У сохи в Пскове (1536) и другие.
Церковь Василия на Городке в Пскове (1413)
Церковь Успения в погосте Мелетово. Реконструкция
Храмы бесстолпной конструкции появились первоначально в виде приделов (придел церкви Василия на Горке, 1413), а затем уже ставились как самостоятельные церкви маленьких псковских монастырей (церковь Никиты-мученика в Пскове, 1472) или небольших приходов (церковь Успения в Гдове; церковь Николы Каменноградского
в Пскове; XV в.). При отсутствии столбов фасады сохраняют тройное членение лопатками и кроются по щипцам, которые сопровождает многолопастная ползучая декоративная кривая.
В середине XV века создаются два храма, в которых чувствуется стремление воспроизвести некоторые приемы Троицкого собора. Церковь погоста Мелетова (1462) имеет характерный разрыв в перекрытии фасада — угловые
части куба опущены, а своды архитектурного креста подняты и перекрыты на два ската; подъем подпружных арок получил снаружи обработку в виде восьмерика, завершавшегося, вероятно, фронтончиками на каждой грани. В церкви Кузьмы и Демьяна с Примостья в Пскове
(1462—1463) при редкой для этого времени архаической конструкции перекрытия с пониженными под-пружными арками повторяется лишь разрыв завершения фасада. Оба памятника построены псковскими боярами — посадниками в период усиления московского влияния в Пскове.
Как и в Новгороде, перед нами здесь пример нарочитой архаизации постройки, долженствовавшей напомнить формы Троицкого собора —памятника «псковской свободы». Обширная строительная практика псковских зодчих, их превосходный художественный п конструкторский талант создали им общерусскую славу и обусловили их крупную роль в широком строительстве «царственной Москвы» времени Ивана Ш. Зодчество Новгорода и Пскова оказало влияние на развитие русской архитектуры XV—XVI веков,
которая использовала некоторые типы зданий и отдельные мотивы новгородско-псковского наследства.