После смерти Всеволода III Владимирское княжество дробится на ряд удельных княжений. В зодчестве определяются две основные школы: ростовско-ярославская, работающая как в камне, так и в кирпиче, и суздальско-нижегородская, развивающая традиции белокаменного строительства и декоративной скульптуры. К последней принадлежат Суздальский собор Рождества
Богородицы (1222-1225) и собор Георгия в Юрьеве-Польском (1230—1234). Здесь декоративное начало получает исключительное значение. Зодчие большого шестистолпного Суздальского собора свободно относятся к требования конструктивной логики убранства фасада, пересекая лентой плетенки и резными камнями лопатки, покрывая резьбой и разрывая «бусиной» колонки порталов. Внутренняя роспись приобретает цветистый орнаментальный характер. Роскошные, «писанные золотом» медные врата собора
также отражают народную любовь к узорочью здания. В кладке зодчие применяют неровную плиту, создающую пластическую фактуру стены, на фоне которой особенно четко выделяются резной белокаменный пояс и рельефы. В этом как бы находят свое сочетание владимирская декоративность и новгородская простота. Храм в целом теряет свою церемонную парадную представительность, его облик приобретает жизнерадостную цветистость и узорчатость.
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском (1230-1234)
Эти близкие народному искусству тенденции достигают полного развития в трехпритворном Георгиевском соборе в Юрьеве-Польском. Он дошел до нас в перестройке XV века, которая крайне исказила его внешний облик. Первоначально он был значительно выше и стройнее. При перестройке была также нарушена первоначальная система его резного убранства. Собор был покрыт резьбой от цоколя до закомар. Роскошный ковровый растительный орнамент, мастерски нанесенный на поверхность стены, прозрачной сеткой оплетает
пилястры и порталы; аркатурно-колончатый пояс трактуется как широкая орнаментальная лента; его арочки, так же как архивольты порталов и закомары собора, приобретают килевидное очертание. На фоне плоского коврового узора выделяются исполненные в высоком рельефе изображения животных и чудищ, приобретающих фольклорную окраску, — львы получают добродушные кошачьи морды, кентавры одеваются в русский костюм, среди изображений появляются сказочные птицы — девы-Сирины. В закомарах
храма размещались крупные и ясные горельефные композиции на христианские темы (Распятие, Преображение и др.) Религиозная и народно-сказочная тематика сплетаются в неповторимо своеобразном резном уборе собора. Последние памятники владимиро-суздальского зодчества, проделавшего менее чем в столетие стремительный и блистательный путь, свидетельствуют об огромных творческих силах русского искусства, опирающегося на прочные связи с запросами действительности и все шире соприкасающегося
с животворными родниками народного искусства.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).