Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура Новгорода и Пскова

Во второй половине XIII и начале XIV века Псковская земля ведет ожесточенную борьбу с агрессией Ливонского ордена. Силы псковских зодчих поглощены в это время строительством крепостей.
В XIII веке строится каменный Детинец Пскова на высоком мысу при впадении Псковы в реку Великую. В 1309 году разросшийся город опоясывается новой каменной стеной. В 1330 году создаются твердыни пограничного Изборска с его могучими стенами и башнями.
В это тревожное время почти не строят каменных храмов. Собор Снетогорского монастыря (1310) является почти точной копией Мирожского собора XII века с его уже надстроенными западными углами, свидетельствуя о том, что архитектура этой тревожной поры прочно держится старых традиций.
В 1348 году Псков становится самостоятельным, обособляясь из политической системы Великого Новгорода. С этим связаны подъем и быстрое развитие каменного строительства в Пскове  и его области.
Крупнейшим памятником псковского зодчества был недошедший до нас Троицкий собор Пскова, созданный в 1365 —1367 годах «на старой основе» собора XII века. Есть основание полагать, что его автором был псковский зодчий Кирилл. Собор, известный нам по весьма точному рисунку конца XVII века, сохранял основные особенности композиции храма XII века — пониженный нартекс (западная часть шестистолпного храма) и боковые притворы; композиция же верха была сильно переработана. Угловые своды в четверть окружности были опущены, так что центральные закомары фасадов поднялись кверху, разорвав сплошную кривую перекрытия. Постамент под барабаном, отражающий повышенные подпружные арки, был завершен восьмериком треугольных и полукруглых кокошников,  то есть получил композицию «восьмерика на четверике», характерную для деревянного зодчества. Глава, играющая столь значительную роль в крестовокупольном храме, здесь имеет небольшие размеры, превращаясь, как и в деревянных шатровых храмах, в деталь, завершающую композицию. Сложность динамики нарастания масс храмового верха была усилена постановкой главок на западных углах храма и понижением притворов.

6.jpg
Троицкий собор в Пскове (по рисунку XVII в.)

Вся композиция храма была такова, что деревянная кровля, сделанная в 1465 году, органически вошла в сложный силуэт собора. Позже к нему примкнули симметричные восточные приделы в виде маленьких храмиков с восьмискатной кровлей. Мастер Кирилл продолжил ту творческую переработку крестовокупольной системы, которая была начата русскими зодчими еще в XII веке, на более решительно, чем они, обратился к образам народной деревянной архитектуры, как бы предвосхищая приемы русского зодчества XVI века (ср. ниже церковь Иоанна Предтечи в селе Дьякове под Москвой). Троицкий собор как памятник, отметивший начало псковской самостоятельности, стал символом «псковской свободы».
Последующая история Пскова более не выдвигала перед архитектурой задач такого масштаба и идейного значения, какие выпали на долю Кирилла. В XV веке развертывается строительство многочисленных небольших приходских и монастырских храмов и продолжается постройка крепостей. Строят из местного доступного материала — известковой плиты, обмазывая поверхность стены раствором; эта техника еще более, чем в Новгороде, сообщает постройкам пластический, как бы "лепной" характер.
Крупнейшей работой псковских мастеров было расширение укреплений Пскова, опоясывавших каменными стенами новые участки быстро росшего города: общее их протяжение к XVI веку составляло около 9 км. Стены венчались зубцами, прикрывавшими боевую галерею, и имели тридцать семь высоких башен.
На крепостном строительстве воспитывался вкус к суровым и лаконичным архитектурным формам. В строительстве храмов   сказывался   трезвый   практицизм горожан, их простой и ясный вкус к целесообразности и скромной красоте постройки.    Храм   иногда   поднимается   на   хозяйственном   этаже — подклете,    его окружают непринужденно и живописно расположенные пристройки культового и бытового назначения. Своеобразие псковских храмов усиливают появляющиеся, по-видимому, еще в XIV веке, звонницы в виде стенки с пролетами наверху для колоколов: их прорезной силуэт придает особую прелесть композиции здания. Убранство храма неприхотливо и дышит мудрой простотой народного искусства; это — характерные, похожие на вышивку, пояски треугольных и квадратных впа-динок и арочек по карнизам главы и абсид, бровки — над окнами, иногда арочные тяги   на   абсидах;   многолопастная   арка   фасада,   стягивающая   плоские лопатки, становится декоративной, храм кроется, как правило, по щипцам на восемь скатов. Силуэт храма с его прямолинейными кровлями, звонницами и пристройками органически   связывается   с   окружающей   жилой   застройкой,   «дом  божий»   внешне сближается с жилым домом, церковная архитектура «обмирщается». Внутреннее пространство храма стремятся упростить; оно часто лишено столбов и росписи; его «звонкость» усиливают многочисленные вложенные в кладку глиняные кувшины — «голосники».
Читайте эти и другие материалы на www.gogol.ru 


Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
 Выставка работ наших пользователей:  Попрощайтесь с осенью! 


В избранное