Строительство второй половины XIV века было связано с подготовкой к решительной схватке с Ордой. Московский Кремль расширяется и получает каменные стены и башни (1367). Строительство белокаменных храмов ведется также в Коломне и Серпухове — важнейших стратегических пунктах приближавшейся национально-освободительной борьбы.
Успенский собор на Городке в Звенигороде. Реконструкция
Крупнейшей постройкой был Успенский собор в Коломне (1379— 1382). Законченный накануне Куликовской битвы, храм потерпел разрушение верха и немедленно после этого был восстановлен. Облик его мы можем представить себе лишь в общих чертах по археологическим данным, сведениям письменных источников и аналогиям . Это был большой шестистолпный храм, какого тогда не было и в самой Москве. Поднятый на подклетный этаж с лестницами, ведущими
к порталам, он был подчеркнуто величествен и торжествен. Пониженной ступенью притвора, выделявшей высокий центральный четверик, объем храма напоминал полоцкий Спасо-Евфросиниев собор и Троицкий собор Пскова. Но его завершение было весьма своеобразным. Над закомарами фасадов выступали диагонально поставленные декоративные закомары, связанные по осям архитектурного креста большими закомарами третьего яруса. В основании барабана мощной главы был положен венок из восьми кокошников; две маленькие главки на восточных
углах создавали живописную асимметрию верха. В отличие от псковского Троицкого собора XIV века, проникнутого динамикой и завершенного легкой главкой, ком-позиция Коломенского собора имзет иной характер. Ярусы закомар, подобно пышной короне, увенчивали мощный, почти неподвижный массив храма и служили подножием его величавой главы. Великокняжеская Москва, возродив искания русских зодчих XII века, создала свой вариант общерусской архитектурной темы: Коломенский собор 1382 года был памятником Куликовской победы,
воплощением торжества и могущества русского народа, апофеоза московской великокняжеской династии. В этом последнем отношении Коломенский собор напоминает Дмитриевский собор во Владимире. Владимирское зодчество не только в силу культурной преемственности, но и по своим идеям было прямым предшественником московского. Последующие постройки конца XIV и первой половины XV века менее значительны по своим задачам и масштабам — это небольшие четырехстолпные дворцовые и монастырские храмы.
Фрагмент резного пояса церкви Успения но Городке в Звенигороде
Три из них связаны с заказом соперника Василия II князя Юрия звенигородского. Его придворный Успенский собор на Городке в Звенигороде (конец XIV в.; ) несколько напоминает Коломенский собор. Стройный и изящный, приподнятый на высоком цоколе, храм изысканно, но сдержанно украшен. Тонкие лопатки с полуколонками членят его фасады, завершенные килевидными закомарами, тройная лента плоского резного орнамента опоясывает здание на уровне хор, идет по верху абсид и барабана главы. Маленькие
оконца, освещающие идущую внутри стены лестницу на хоры, оформлены в виде нарядных фигурных розеток; узкие окна обрамлены тонкими тягами; перспективные порталы с килевидным архивольтом ведут внутрь. Над сводами возвышаются диагональные закомары, а подножие барабана украшено кокошниками. В архитектурном образе здания движение выражено еще слабее, чем в Коломенском соборе. Столбы храма широко раздвинуты, усиливая значение центрального пространства. Зодчим этого собора был выдающийся московский мастер, блещущий
превосходной техникой кладки и тонким пониманием архитектурной композиции.
Подобные по типу и композиции собор Саввина-Сторожевского монастыря под Звенигородом (1405) и Троицкий собор Сергиевского монастыря в Загорске (1423) более строги в отношении внешнего убранства и лишены светского изящества и стройности звенигородского храма, их объемы спокойнее и статичнее. Весьма существенной чертой этих монастырских храмов является исчезновение хор, типичных для предшествующей
церковной архитектуры. В то же время в них наблюдается стремление к преодолению дробности внутреннего пространства — столбы расставлены широко; этому же отвечает и высокий подъем подпружных арок. Верх Троицкого собора был подобен верху звенигородского княжеского храма. Строителями этих монастырских храмов были мастера, уступавшие по своей квалификации зодчему Успенского собора на Городке. Наиболее ярким произведением московских зодчих является собор Андроникова монастыря в [Москве (до 1427 г.; -дошел до нас
в крайне искаженном виде; ). В его замысле, возможно, участвовал великий художник Андрей Рублев. Зодчие весьма смело и резко опустили угловые части здания, над которыми энергично поднялись закомары архитектурного креста. Высоким подъемом подпружных арок был создан мощный выступ второго яруса закомар, несущего на приземистом постаменте барабан главы храма. В целом композиция несколько напоминает верх церкви Параскевы Пятницы в Чернигове конца XII века. Однако и здесь выступает та же характерная
для московского зодчества сдержанность. Если в Чернигове зодчий всеми средствами подчеркивал остроту движения венчающих частей храма, то строители Андроникова собора, создав все конструктивные условия для выявления энергичного движения масс, как бы стремятся потушить его: алтарные абсиды приземисты и тяжеловесны, закомары, несмотря на их кнлевидную форму, распластаны, так как их кривые описаны из пониженного центра; горизонталь постамента под барабаном главы, плотно «прижимающей» своим объемом всю композицию,
утверждает перевес статических сил. Образ храма полон предельного напряжения, внутренней борьбы, в которой побеждает сила тяжести и покоя.
Спасский собор Андроникова монастыря в Москве. Реконструкция
Можно сделать общее заключение, что зодчество великокняжеской Москвы этой поры весьма противоречиво. В нем сталкиваются новые идеи, знакомые нам по памятникам Новгорода и Пскова, — стремление к свободному интерьеру и интерес к дальнейшей разработке новой динамической композиции храмового верха — с мощной владимирской традицией. Вкусы московских строителей привязаны к величественному спокойствию
масс крестовокупольного храма, архитектурный образ которого отвечал возраставшему значению московской династии. Поэтому по сравнению со смелой и новаторской композицией Троицкого собора XIV века ее московский вариант весьма сдержан. В целом в архитектурном образе рас-смотренных памятников господствует идея спокойного торжества и властной силы, резко отличающая эти храмы от Псковского собора. Противоречивость архитектуры Андроникова собора свидетельствует о назревании в московском зодчестве решительных сдвигов.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).