Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура XII века

Строительство времени Всеволода Ш (1176—1212) знаменует дальнейший блестящий подъем  зодчества.   Процесс   его  развития  осложняется:  наряду  с белым камнем строят и из кирпича; в архитектуре возникают два течения:  церковное — отрицательно относящееся к развитию   скульптурного   убранства  храма и приверженное к строгости его облика, и светское — широко использующее пластику.

Успенский собор во Владимире (1185-1189)


 

 

 

 

 

 

 

 

Крупнейшим памятником первого течения стал упоминавшийся Успенский собор   после его обстройки  (1185 —1189).   Его фасады почти лишены скульптур, лишь единичные  резные   камни были перенесены  на них со стен ста собора собора, созданного при Андрее Боголюбском. Здание стало фактически новым более грандиозным сооружением с величественными пропорциями; его объем приобрел ступенчатое построение, так как   окружавшие  старое здание галлреи были понижены.   На   углах  галереи были  поставлены новые главы, образовавшие тор жественное пятиглавие.   В  архитектурном  образе  нового  собора   были еще ярче выявлены идеи силы и царственного величия, проникающие все искусство времени могучего «самовластна»   Всеволода Ш.
Эта же   идея — апофеоз   власти   и   могущества   Владимирской   земли   с   еще большей силой выражена в   Дмитриевском   соборе   (1194—1197) — придворном храме  Всеволода III. 

Дмитриевский собор во Владимире (1194-1197)

 

 

 

 

 

 

 

 

Первоначально храм включался в дворцовый ансамбль,   имел   выступающие   у западных   углов лестничные башни и был связан с дворцовыми зданиями, располагавшимися к югу и северу от него. Собор также принадлежит к обычному типу одноглавых четырехстолпных храмов, как и церковь Покрова на Нерли. Но и здесь зодчие наполняют эту традиционную схему новым содержанием.

029.gif

Часть ансамбля княжеского дворца в Боголюбове. Реконструкция переходами

Здание характеризуется мужественной слаженностью и величавым ритмом своих членений. Легкость и устремленность ввысь церкви Покрова на Нерли отличается от медленного и мощного движения вверх Дмитриевского собора. Пышность, торжественная парадность и представительность храма особенно усиливаются его богатейшим резным убором от главы до пояса колонок, которые подобно бахроме гигантской узорной ткани ограничивают поле сплошных скульптур. Резные камни расположены горизонтальными рядами, обнаруживая преимущественно орнаментальную задачу декора; их содержание крайне разнообразно — растения и животные, всадники и чудовища. Ничтожно малое место занимают среди них религиозно-культовые изображения. Только центральная скульптура пророка Давида и фигуры святых в поясе напоминают о культовом значении здания. Резчики использовали в качестве образцов различные произведения русского и чужеземного прикладного искусства: художественное литье, изделия мелкой пластики, узорчатые ткани и т. п. В закомаре северного фасада, обращенного к городу, помещен скульптурный портрет Всеволода Ш с его сыновьями. В резьбе различаются две характерные манеры: плоскостная, идущая от традиций народной деревянной резьбы, и горельефная, округлая, свидетельствующая об овладении техникой ваяния в камне.
Дмитриевский собор   наиболее  ярко характеризует   второе течение владимирского зодчества, резко   отличное от епископского  строительства любовью к пышному резному убору здания.
После смерти Всеволода III Владимирское   княжество   дробится на ряд удельных княжений. В   зодчестве   определяются   две   основные   школы: ростовско-ярославская, работающая как в камне, так и в кирпиче, и суздальско-нижегородская, развивающая традиции белокаменного   строительства и декоративной скульптуры.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

Ждем Вас и Ваше творчество на  www.gogol.ru

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!


В избранное