Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура XII века

 В XII веке Киев уже не является законодателем художественных вкусов уступая другим культурным центрам.

Так, с середины XII века развертывается большое строительство в Галицко-Волынском княжестве, где можно наблюдать деятельность трех школ.
Зодчие Владимира-Волынского придерживаются архитектурной традиции Поднепровья; они строят из кирпича; в декоративной обработке здания есть общие черты с памятниками Черниговской школы (Успенский собор во Владимире-Волынском, 1160). Каменное строительство во Владимире было сильно развито: на территории города известно много развалин построек XII века.
В маленьком Гродненском княжестве на крайнем севере Волынской земли развивается своя оригинальная школа. Здесь зодчие создают весьма эффектную систему убранства кирпичных фасадов вставками глыб полированного валунного камня и цветной майолики, из фигурных плиток которой набираются изображения крестов и простые геометрические
фигуры. Гродненские храмы своеобразны и по своей композиции, обнаруживая отдельные  черты сходства с постройками Полоцка и Смоленска.
Зодчие Галича оставляют технику кирпичного строительства,  широко используя местный материал — разнообразные сорта известняка.
Белокаменный Успенский собор в Галиче (до 1157 г.) напоминает по композиции   своего плана   Благовещенский собор   Чернигова,   но   его   основу составляет четырехстолпный храм,   который окружают   закрытые  галереи.   Крещальня, как и в Елецком соборе Чернигова, введена внутрь храма.  Новый строительный материал позволил шире использовать возможности декоративной резьбы в архитектурных деталях (капители, базы и пр.) и в виде скульптурных вставок. В XII—XIII веках в Галиче было построено много каменных храмов, руины которых вскрыты раскопками. Сохранившаяся в сильно перестроенном виде церковь Пантелеймона (первая половина XIII в.) — типичный четырехстолпный храм, в наружном убранстве которого использованы романские детали (порталы с богатой резьбой, аркатурный пояс абсид, опирающийся на полуколонки с резными капителями).
Летопись   сохранила   нам   описание   княжеского   дворца   в Галиче   середины XII века. Он представлял совокупность ряда зданий:

  • жилого двухэтажного   строений;
  •  собственно дворца, переходов из его второго этажа к хорам придворной церкви Спаса и лестничной башне, вводившей на сени. Весь ансамбль, кроме храма, был деревянным. Описание Галицкого дворца показывает, что в дворцовом строительстве феодалов развивалась трехчленная система народного жилища клеть, меть, сени, изба).

021.gif
Успенский собор Елецкого монастыря в Чернигове. Реконструкция


Во второй трети XIII века центром большого строительства становится новая столица Галицкого княжества—Холм. Летопись описывает созданный князем Даниилом великолепный ансамбль храмов, группировавшихся вокруг высокой деревянной башни — вежи и окруженных «красным садом». Церковь Иоанна Златоуста была богато украшена резным камнем: на капителях были высечены человеческие головы, а над порталами — изображения Спаса и св. Иоанна; резьба была раскрашена и позолочена. Автором этого убранства был русский мастер Авдий. Столь же пышен был интерьер храмов с круглыми колоннами из цельного камня, полом из сверкающих медных плит и майолики. Развивалась, по-видимому, даже круглая монументальная скульптура — из летописи известно большое изваяние орла, поставленное на «столпе» близ Холма. Галицкое искусство широко использовало опыт зарубежных мастеров. В церкви Иоанна в Холме были «римские стекла», то есть витражи, князь Даниил вывез в Холм из Венгрии большую чашу («крестильницу») из багряного мрамора с изваянными по краю змеиными головами. Галицкие мастера довели до большого совершенства технику кладки из белого камня и широко применяли в убранстве храмов орнаментальную и изобразительную резьбу. Каменное строительство велось не только в стольных, но и в небольших удельных городах Галицкого княжества. Галицкие мастера-зодчие были многочисленны. Все это объясняет выдающееся значение галицкой архитектурной школы в истории русской архитектуры: ее важную роль в зарождении владимиро-суздальской школы зодчества XII—XIII веков.

 022.gif
 Резная капитель Борисоглебского собора в Чернигове

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!

Ждем всех на  www.gogol.ru


В избранное