Княжеское строительство в Киеве и Новгороде (вторая половина XI - начало XII века)
В XI веке процесс феодализации охватывает всю территорию древнерусского государства; крестьянские восстания второй половины XI века в Киеве, Новгороде и Поволжье свидетельствуют о повсеместной победе феодального строя. В жестокой классовой борьбе против закабаляемых горожан и смердов крепнет и совершенствуется государственный аппарат угнетения — княжеская власть и все местные органы. Пережитки патриархальной старины в социально-экономической сфере и идеологии
постепенно исчезают. Усиливается роль церкви, утверждающее «божественные» права господ и бесправие подданных, неизменность и «богоустановленность» бытия. Возрастает значение монастырей. Все это накладывает определенный отпечаток и на развитие архитектуры,
В Киеве второй половины XI века сыновья Ярослава создают свои фамильные монастыри и сооружают в них каменные соборы. Большинство из них принадлежит к типу шестистолпных крестовокупольных храмов, напоминающих основное ядро Десятинной церкви.
Собор Дмитриевского (Михайловского-Златоверхого) монастыря (начало 60-х гг. XI в.) имел круглую лестничную башню у северо-западного угла, к юго-западному углу примыкал маленький храмик (может быть, крещальня). Вместе с этими старыми чертами композиции здание сохраняло и богатое внутреннее убранство: мозаику, декоративную резьбу.
Собор Михаила в Выдубицком монастыре (1070—1088) представлял вариант того же типа шестистолпного храма, но чрезвычайно вытянутого по продольной оси благодаря широкому притвору с запада. Лестничная башня постав-лена не рядом с храмом, но «вдавлена» в тело здания: зодчие как бы стремятся по возможности освободиться от этой части постройки, создающей живую асимметрию композиции. К восточным углам храма примыкали небольшие
усыпальницы.
Успенский собор Печорского монастыря (1073—1078) дает наиболее законченный образец здания данного типа. Башня исчезает вовсе; лестница на хоры помещается меж стеной храма и примыкающей к его северо-западному углу крещальней (в виде миниатюрной четырехстолпной церкви) Но и этот монастырский храм был богато убран внутри мозаикой и фреской.
В названных памятниках киевского зодчества еще сказываются старые художественные традиции времени Ярослава. Но они выступают уже вместе с новыми чертами — стремлением к большей строгости и простоте церковной архитектуры. Исчезает динамика в композиции строгого и замкнутого объема храма, отмирают башни, служившие парадным ходом на хоры, исчезают открытые галереи, площадь хор уменьшается.
Успенский собор Печерского монастыря в Киеве. План
Теми же переходными чертами характеризуются памятники княжеского строительства в Новгороде начала XII века.
Придворный храм Николы «на Ярославовом дворище» (1113) следует схеме Киево-Печерского собора; плоские лопатки фасадов и ярусы декоративных двухступенчатых ниш составляют все его внешнее убранство. Первоначальное пятиглавие верха, видимо, было сознательным подражанием Софийскому собору. Возможно, что хоры собора непосредственно связывались переходом с княжескими
хоромами.
Собор Антоньева монастыря (1117) очень близок собору Николы как по плану, так и по обработке фасадов. Но здесь повторен старый прием постановки круглой лестничной башни у северо-западного угла здания. Храм завершен асимметричным трехглавием.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавитьсвою!