Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура X - начала XII века

Княжеское строительство в Киеве и Новгороде (вторая половина XI - начало XII века)

В XI веке процесс феодализации охватывает всю территорию древнерусского государства; крестьянские восстания второй половины XI века в Киеве, Новгороде и Поволжье свидетельствуют о повсеместной победе феодального строя. В жестокой классовой борьбе против закабаляемых горожан и смердов крепнет и совершенствуется государственный аппарат угнетения — княжеская власть и все местные органы. Пережитки патриархальной старины   в   социально-экономической сфере и идеологии постепенно исчезают. Усиливается роль церкви, утверждающее «божественные» права господ и бесправие подданных, неизменность и «богоустановленность» бытия. Возрастает значение монастырей. Все это накладывает определенный отпечаток и на развитие архитектуры,

В Киеве второй половины XI века сыновья Ярослава создают свои фамильные монастыри и сооружают в них каменные соборы. Большинство из них принадлежит к типу  шестистолпных  крестовокупольных храмов,   напоминающих   основное ядро Десятинной церкви.

Собор Дмитриевского (Михайловского-Златоверхого) монастыря (начало 60-х гг. XI в.) имел круглую лестничную башню у северо-западного угла, к юго-западному углу примыкал маленький храмик (может быть, крещальня). Вместе с этими старыми чертами композиции здание сохраняло и богатое внутреннее убранство: мозаику, декоративную резьбу.

Собор Михаила в Выдубицком монастыре (1070—1088) представлял вариант того же типа шестистолпного храма, но чрезвычайно вытянутого по продольной оси благодаря широкому притвору с запада. Лестничная башня постав-лена не рядом с храмом, но «вдавлена» в тело здания: зодчие как бы стремятся по возможности освободиться от этой части постройки, создающей живую асимметрию композиции. К восточным углам храма примыкали небольшие усыпальницы.

Успенский собор Печорского монастыря (1073—1078) дает наиболее законченный образец здания данного типа. Башня исчезает вовсе; лестница на хоры помещается меж стеной храма и примыкающей к его северо-западному углу крещальней (в виде миниатюрной четырехстолпной церкви) Но и этот монастырский храм был богато убран внутри мозаикой и фреской.

В названных памятниках киевского зодчества еще сказываются старые художественные традиции времени Ярослава.  Но они выступают уже вместе с новыми чертами — стремлением к большей строгости и простоте церковной архитектуры. Исчезает динамика в композиции строгого и замкнутого объема храма, отмирают башни, служившие парадным ходом на хоры, исчезают открытые галереи, площадь хор уменьшается.

Успенский собор Печерского монастыря в Киеве. План004.gif

 

 

 

 

 

 

Теми же переходными чертами характеризуются памятники княжеского строительства в Новгороде начала XII века.

Придворный храм Николы «на Ярославовом дворище» (1113) следует схеме Киево-Печерского собора; плоские лопатки фасадов и ярусы декоративных двухступенчатых ниш составляют все его внешнее убранство. Первоначальное пятиглавие верха, видимо, было сознательным     подражанием     Софийскому    собору. Возможно, что хоры собора непосредственно связывались переходом с княжескими хоромами.

Собор Антоньева монастыря (1117) очень близок собору Николы как по плану, так и  по обработке фасадов. Но здесь повторен старый прием постановки круглой лестничной башни у северо-западного угла здания. Храм завершен асимметричным трехглавием.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!

Ждем всех на  www.gogol.ru


В избранное