Для нового исторического этапа в области архитектуры характерны меньшие масштабы зданий, в частности церковных. В этой связи прежние элементы архитектуры приобретают новое качество — хоры, столбы, арки, лопатки резче дробят пространство храма: оно становится более простым, ясно и строго расчлененным; наружный объем храма становится более компактным и статичным. Упрощается и внутреннее убранство — мозаика уступает место фреске, драгоценные мозаики и инкрустации полов сменяют
майоликовые или простые каменные плиты. Наиболее типичным становится четырехстолпный «кубический» одноглавый храм. Лестничные башни, как правило, не строят; ход на хоры делают в толще западной или северной стены. В XII веке исчезает система открытой «полосатой» кладки, сменяясь более простой, порядовой кладкой из кирпича или камня; фасады часто покрываются обмазкой или белятся. Иными словами, архитектурный стиль претерпевает серьезные изменения, определенные условиями исторической жизни. Ряд храмов Поднепровья
первой половины XII века, исходящих из образца собора Печерского монастыря, совершенно не имеет наружных пристроек, лестница на хоры помещается в толще стены. В строгом и величавом соборе черниговского Елецкого монастыря (вторая половина XII в.) крещальня введена
внутрь храма. Старые архитектурные традиции XI века оказываются особенно живучими во втором по величине городе Поднепровья — Чернигове. Борисоглебский собор (XII в.) сохраняет широкие, но закрытые галереи, опоясывающие ядро шестистолпного собора и используемые как усыпальница. В убранстве полов еще применяются инкрустированные шиферные плиты, а в
обработку фасадов вводится резной камень. Открытый раскопками Благовещенский собор, построенный в 1186 году князем Святославом, как бы стремился соперничать с Софией Киевской своими крупными размерами; его также окружает галерея. Внутри храма были великолепные мозаичные полы, воскрешающие
традиции великокняжеских построек X—XI веков. Эта стойкость старых художественных вкусов в Чернигове была, по-видимому, связана со стремлением черниговской княжеской династии к господству в феодальной Руси. Вместе с тем черниговское зодчество XII века обладает своеобразными чертами. В убранство фасадов вводится отрезающий закомары
арочный поясок, плоские лопатки дополняются полуколоннами, усиливающими пластичность стены при кирпичной кладке вводятся резные белокаменные детали (капители колонн и др.). Особенно интересны резные капители порталов Борисоглебского собора, украшенные
плетенкой с изображениями зверей и чудищ. В Благовещенском соборе был, по-видимому, белокаменный надалтарный киворий (сень), богато украшенный резьбой, также изображающей птиц и зверей.
В XII веке наряду с типом шестистолпного храма, связаным первоначально с монастырским строительством и вполне удовлетворявшим потребностям городского собора столицы княжества, возникает тип небольшого четырехстолпного храма, отвечавший нуждам как феодального двора, так и городского прихода.
Древнейшим примером этого типа является надвратная церковь Киево-Печерского монастыря (начало XII в.). Образном развитого храма того же типа в Киеве является Трехсвятительская церковь «на Великом дворе» (1183); как и черниговские памятники, она имеет полуколонны на фасадах (ее строил тот же князь Святослав
Всеволодович, который сооружал и Благовещенский собор в Чернигове). Этот тип храма нашел широкое распространение во всех городах XII—XIII веков. Но в XII веке Киев уже не является законодателем художественных вкусов уступая другим культурным центрам.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавитьсвою!