Крупной ветвью архитектуры XII века было смоленское зодчество, начало которому было положено постройкой в 1101 году Владимиром Мономахом большого городского Успенского собора в Смоленске. От обширного строительства смоленских князей, имевших «любовь несытну о зданьих», до нас дошли немногие памятники. Только собор Мономаха и «великая церковь» Борисоглебского монастыря на
Смядыни (1145—1146) были шестистолпными, остальные принадлежали к типу четырехстолпных храмов, частью являвшихся приходскими, городскими, а не княжескими постройками (церковь Иоанна Богослова, церковь Петра и Павла, XII в.). Их облик характеризуется монументальностью и сдержанной простотой. Кирпичные фасады белились или подвергались обмазке известковым раствором; полуколонны лопаток или
пучковые пилястры, глубокие теневые пятна перспективных порталов, бровки над окнами, аркатурный поясок пли кирпичный узор из крестов подчеркивали суровую мощь и пластичность здания.
Особое значение имеет собор Михаила Архангела на дворе князя Давида Ростиславовича
(1191 —1194), имеющий эффектную и своеобразную композицию. Высокий основной объем храма осложнен примыкающими по сторонам притворами, которые вместе с высокой и сильно выступающей абсидой образуют соподчиненные основному «четверику» объемы. Динамика сложных масс здания усилена пучковыми пилястрами и трехлопастным
завершением фасадов, отражающим своды в четверть окружности, которыми перекрыты углы храма. В основании барабана главы были поставлены четыре декоративные «закомары» — кокошники. В целом образ здания, в отличие от обычных четырехстолпных «кубических» храмов, неподвижных и замкнутых, характеризовался энергичным и сильным движением ввысь.
Теми же качествами отличалось свободное и высокое внутреннее убранство храма, лишенное хор. Эта постройка восхищала современников своей красотой и богатством внутреннего убранства; летопись отметила необычность этого храма «в полунощной стране». На территории Смоленска кроме сохранившихся зданий XII века известно около двадцати лежащих
под землей руин каменных построек. Это свидетельствует о большом размахе каменного строительства в Смоленской земле. Возможно, что к числу смоленских зодчих при надлежал знаменитый Петр Милонег, построивший в 1199 году каменную подпорную стену под горой Выдубицкого монастыря в Киеве. Успенский собор во Владимире-Волынском Меньше мы знаем о полоцкой архитектурной школе. Церковь
Благовещенья в Витебске (XII в.) характеризуется вытянутостью шестистолпного плана и строгостью внешней обработки стен плоскими лопатками; здание еще сохраняло незакрытую обмазкой «полосатую» кладку из кирпича и желтоватого известняка. В первой половине XII века были выстроены три храма в княжеской резиденции на речке
Бельчице под Полоцком, характеризующиеся единством кирпичной "полосатой» кладки. Большой собор имел три притвора. Рядом с ним была маленькая бесстолпная церковь — усыпальница с необычной прямоугольной абсидой и двухскатным покрытием, свидетельствующими о проникновении в каменную архитектуру черт деревянного зодчества. Третий храм Бориса и Глеба, особенностями своего плана с тесно поставленными массивными западными столбами и мощными лопатками
фасадов говорит о необычной композиции его верха. Невидимому, он был похож в этом отношении на сохранившийся собор Спасо-Евфросиньевского монастыря в Полоцке. Бельчицкая усыпальница, храм Бориса и Глеба и собор Спаса (о нем см. ниже) являются произведениями одного зодчего — полоцкого мастера Иоанна — и позволяют проследить развитие его творческой мысли в процессе разработки им замечательной «башнеобразной» композиции Спасского собора. Связанное
с Черниговом Рязанское княжество в своем строительстве отражало архитектурные вкусы своей метрополии. Раскопками в столице княжества Старой Рязани на Оке открыты развалины трех каменных храмов второй половины XII века. Два из них — большие шестистолпные соборы. Главный повторяет композицию черниговского Елецкого собора с крещальней в углу, имея план, осложненный тремя притворами. Притворы имел и малый четырехстолпный храм. Техника и убранство построек аналогичны черниговским — кирпичная кладка сочетается с декоративной
резьбой из белого камня.
Церковь Пантелеймона в Галиче. Деталь портала
Таковы в основных чертах памятники областных архитектурных школ периода феодальной раздробленности XII—XIII веков. Особого рассмотрения заслуживают крупнейшие из них: Новгородская и Владимиро-Суздальская. История искусства Великого Новгорода в XII—XIII веках тесно связана с его политической историей. Важнейшей ее вехой является 1136 год, когда боярство захватывает власть в свои руки и Новгород становится феодальной республикой, возглавляемой верхами боярства и архиепископом. При господстве
городской знати значительную роль все же играет торгово-ремесленное население — «черные люди», не раз заявляющие свои требования на вече. Общий облик новгородской культуры более демократичен; это сказывается и в новгородском искусстве. С середины XII века каменное строительство переходит в руки боярства, купечества и горожан. Характер архитектуры резко меняется. Строятся исключительно небольшие четырехстолпные храмы, являющиеся либо приходской церковью улицы, либо домовым храмом богатого заказчика. На хорах
появляются приделы, посвященные его патронам. Внутреннее пространство храма предельно упрощается, приобретая камерный, интимный характер. Наружный облик здания характеризуется скромной статичностью композиции.
Старая система убранства стены ярусами ниш исчезает, плоские лопатки членят гладкие фасады, завершаемые тяжеловесными дугами закомар. Зодчие не стремятся к геометрической правильности и четкости линий и форм, — их кривизна, неровность плоскостей, скошенность углов, как бы смятая форма арок и сводов сообщают новгородским постройкам XII века характерную пластичность. Исчезают парадность и грандиозность архитектурной композиции, свойственные княжескому строительству. В простых и скоромных
постройках XII века сказывается известный демократизм архитектуры.
Летописи сообщают о многочисленных каменных постройках этого рода как в Новгороде, так и в его пригородах. Типичными образцами храмов этого времени являются церковь Георгия в Старой Ладоге (вторая половина XII в.) и знаменитая своей росписью
церковь княжеского монастыря Спаса - Нередицы (1198), свидетельствующая, что даже княжеское строительство не выходит из русла этого нового течения .
Церковь Спаса-Нередицы (1198)
Церковь Спаса-Нередицы, варварски разрушенная фашистскими захватчиками, была одним из лучших памятников Новгорода XII века. Это небольшой одноглавый храм с пониженными боковыми абсидами и простым членением фасадов плоскими лопатками; пояс аркатуры идет лишь по карнизу барабана. Темные пятна узких окон подчеркивают мощь стены и каменного массива храма, производя-щего впечатление большой силы и монументальности. Его внутреннее пространство, погруженное в полумрак, кажется сдавленным толстыми
стенами, тяжелыми и массивными столбами с нависающим над головой бревенчатым накатом хор. Чувство подавленности и страха перед силой божества усиливала фресковая роспись с центральной композицией «Страшного суда», развернутой на западной стене храма. Особое место в ряду памятников XII—XIII веков занимает построенная новгородскими купцами в 1207 году церковь Параскевы Пятницы, свидетельствующая
о связях новгородского зодчества со смоленским; четырехстолпный «четверик» здания осложнен тремя притворами, фасады, расчлененные пучковыми пилястрами, завершаются трехлопастной кривой. Все эти черты напоминают приемы более грандиозной смоленской церкви Михаила Архангела.
Старая Рязань. Резной камень
Обилие построек и единство их стиля свидетельствуют о работе в новгородской земле XII века многочисленных местных зодчих.
В XII—XIII веках развивается псковская школа зодчества, теснейшим образом связанная с новгородской. Собор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове, построенный новгородским архиепископом Нифонтом (середина XII в.) и по своему духу близкий Нередицкой церкви, имел редкую в русском зодчестве крестообразную композицию массивного и приземистого объема: угловые западные деления и боковые абсиды были понижены, в построении плана
и наружного объема здания первоначально господствовал архитектурный крест средних нефов, завершенный тяжелой главой. Собор Ивановского монастыря (XII—XIII вв.) обнаруживает знакомство его строителей с новгородскими постройками мастера Петра, но в отличие от них собор лишен лестничной башни. О крупнейшей постройке Пскова XII века — не дошедшем до нас Троицком соборе — пойдет речь ниже. В княжение Андрея Боголюбского (1157—1174) архитектура переживает стремительный расцвет. Столица княжества переносится во Владимир. Город, исключительно красиво расположенный на высоком берегу Клязьмы, в 1158—1164 годах быстро обстраивается новыми зданиями; его выросшие части обносятся могучими валами с деревянными и белокаменными воротными башнями.
Из них сохранились Золотые ворота (1164) с огромной торжественной аркой проезда, над которой в центре боевой площадки помещалась надвратная церковь. Ворота были одновременно сильнейшим узлом обороны и триумфальной аркой столицы.
Собор Спасо-Мирожского монастыря в Пскове (середина XII в.)
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавитьсвою!