Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура XII века

Крупнейшей постройкой зодчих князя Андрея Боголюбского является   Успенский   собор 1158—1161). Поставленный в средней   части   города на высоком краю береговой кручи, господствующей в широком ландшафте, он стал центральным звеном великолепного   городского ансамбля,   складывающегося в XII веке.  Хотя после пожара 1185 года соборp был обстроен   с трех  сторон галереями, получил новую алтарную часть и четыре угловых   главы, первоначальный   облик здания Можно  представить довольно легко. Обычная схема шестистолпного городского собора приобрела здесь исключительную   выразительность.   Стройные пропорции храма были подчеркнуты  изысканным   декоративным  убранством:   аркатурно-колончатый   пояс охватывает фасады  здания,   лопатки   осложняются   полуколонной с пышной лиственной капителью.
Широкие порталы украшаются  резьбой, в закомарах над окнами помещаются резные скульптуры,   в   частности   ряд   женских   масок,   символизирующих   культ Богоматери.    Резьба    сочеталась    с   фресковой   росписью   колончатого   пояса   и оковкой золоченой  медью   некоторых  архитектурных  деталей.   Шлем двенадцатиоконного   барабана главы сверкал золотом.   Столь же эффектен был обильно освещенный и богато   снабженный  драгоценной  утварью интерьер собора. Успенский собор был символом широких общерусских притязаний князя Андрея, мыслившего свою столицу церковным и политическим центром Руси.

Церковь Покрова на Нерли (1165)

Лучшим произведением владимирских мастеров этой поры является церковь на Нерли (1165), посвященная новому церковному празднику Покрова Богородицы, впервые установленному во Владимире. Церковь Покрова на Нерли (табл.16)   принадлежит к тому же типу четырехстолпных храмов, что и постройка Долгорукого. Однако в этом сооружении зодчие нашли столь изысканные пропорции, что массы храма приобрели исключительную стройность, легкость и вертикальную устремленность; абсиды с тонкими полуколонками, многообломные сложные пилястры, образующие пучки вертикалей, игра света и тени в деталях и барельефах, ритм колонок аркатурного пояса — все это было направлено к одной задаче: создать иллюзию невесомости и вертикального движения форм храма. Рельефы образуют повторяющуюся на трех фасадах композицию из центральной фигуры пророка Давида, окруженного птицами и львами, и грифонов, терзающих ягненка, — по сторонам и ряда женских масок (эти маски есть на всех храмах Владимирской земли, посвященных Богородице).

027.gif

Церковь Спаса-Нередицы в Новгороде. Разрез

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Поставленный среди равнинных заливных лугов и отражавшийся в зеркале реки стройный белоснежный храм Покрова сливался в одно поэтическое целое с окружающим пейзажем и как бы перекликался с ансамблем княжеского Боголюбовского замка.
Княжеский замок Боголюбов-город был построен в 1158—1165 годах близ устья Нерли на высоком берегу Клязьмы; его опоясывали земляные валы с белокаменными стенами. От дворцового ансамбля сохранилась лишь одна лестничная башня с переходом на хоры, примыкающим к древней стене собора, уцелевшей в составе церкви, построенной в XVIII веке. Основания стен древнего дворцового храма, как и остатки других частей ансамбля, были открыты раскопками.
Дворец, располагавшийся на площади, мощенной белокаменными плитами, представлял сочетание ряда зданий. Его центром был собор, связанный переходами с двумя шатровыми лестничными башнями; от северной башни шел переход во второй этаж собственно дворца, от южной — на башню замковой стены. Под переходами   были   арочные    проходы   и проезд.  

0210.gif

Успенский собор во Владимире. План

Все  эти   части   объединялись аркатурно-колончатым поясом в единое  очень живописное  целое.   Фасады были украшены барельефами, фресковой росписью и золоченой медью.
Дворцовый собор имел необычные в древнерусской архитектуре круглые столбы-колонны, расписанные под мрамор и завершенные вызолоченными лиственными капителями; полы хор были вымощены майоликовыми плитками, а в храме — медными плитами, спаянными оловом. По свидетельству летописи, в храме было много различной драгоценной художественной утвари. Перед собором на дворцовой площади стоял восьмиколонный киворий (сень) с золоченым шатром над белокаменной   водосвятной чашей на трехступенном пьедестале. На ее подножии, как и на одном из камней Золотых ворот,  высечен знак княжеских мастеров: владимирские зодчие были ведущей силой в составе строителей Владимира и Боголюбова. Их создания являются выдающимися памятниками не только русского, но и мирового искусства.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!

Ждем Вас и Ваше творчество на  www.gogol.ru


В избранное