Древнейшим каменным храмом на Руси является Десятинная церковь в Киеве (989-996), о которой мы судим лишь по ее открытым раскопками фундаментам. Первоначально это был шестистолпный монументальный храм, вскоре расширенный путем обстройки открытыми пониженными галлереями; они придавали его объему ступенчатый характер. По свидетельству письменных источников храм был 25-главым, напоминая многоглавие деревянной Новгородской Софии. Внутри были хоры для князя и знати, открывавшиеся
аркадами в пышно убранное пространство храма. От его убранства сохранились обломки мраморных колонн с резными капителями, остатки шиферных плит, покрытых барельефным орнаментом, плитки от наборных полов, фрагменты фресок и мозаик. Первый каменный храм на Руси отличался величием архитектурных форм и художественным богатством внутреннего убранства.
Собор стоял на главной городской площади («Бабином торжке»), по сторонам которой располагались каменные двухэтажные дворцовые здания (стр. 9), родственные по убранству и стилю Десятинной церкви. Об этом свидетельствуют найденные здесь обломки полированного камня, круглые оконные стекла, мозаика и фреска, резной мрамор, плитки от наборных полов. Площадь была украшена бронзовой квадригой коней и античными статуями, вывезенными Владимиром из Херсонеса. По периметру площади, вероятно,
располагались хоромы феодальной знати. Над обрывом городского холма стоял старый дворец киевских князей с его златоверхим теремом. Город опоясывал земляной крепостной вал с монументальными каменными воротами. Таков был центр Киева на рубеже X—XI веков, представлявший уже в этом древнейшем виде сложный и живописный архитектурный ансамбль.
Уже к 30-м годам XI века Киев далеко перерос границы «Владимирова города», и Ярослав Мудрый в 1037 году оградил новой линией валов выросший город. В эту новую обширную часть столицы вводили трое каменных ворот. Главные из них «Золотые»—величественная проездная башня с высокой аркой пролета и надвратной церковью Благовещения — находились на одной оси с воротами «Владимирова города»; Лядские и Львовские ворота образовали поперечную ось. Почти в центре их пересечения
в 1037 году вырос ансамбль каменных зданий, образовавших новый центр растущего города: в него включался новый собор Софии, окруженный каменной стеной митрополичьего замка, и два монастыря. Как по именам новых сооружений, так и по широте архитектурного замысла ярославов Киев соперничал с Царьградом. В его строительство включились и рус-ские мастера.Киевский Софийский собор — прекраснейшее и наиболее величест-венное создание зодчих XI века.
Софийский собор в Киеве (XI в)
Его постройка имела два этапа. Первоначально это был пятинефный храм с пятью абсидами, окруженный одно-этажной галлереей. Но вскоре над галлереей был надстроен второй закрытый ярус, сооружена вторая наружная галлерея и башни для входа на хоры. Галлереи образовали ступенчатый объем здания; открытые аркады внешней галлереи связывали храм с окружающей средой. Могучие лестничные башни с шатровыми верхами, расположенные в живописной асимметрии у западных углов собора, усиливали величавую торжественность
храма. Над его закомарами поднимались (как и у деревянной новгородской Софии) 13 куполов, образующих пирамидальную композицию верха. Внутреннее пространство собора было сложным и живописным. Его основное членение — хоры для князя и высшей знати и нижнее пространство для простого народа, над головами которого находились его земные владыки, — выразительно отражало глубочайшую противоположность классов феодального общества. Вереницы массивных крестчатых в плане столбов членили пространство под
хорами на ряд тонувших в сумраке помещений, окружающих богато освещенную подку-польную часть, куда выходили стройные тройные аркады хор.
Софийский собор в Киеве. Поперечный разрез
Эта центральная часть храма, как и алтарь, была украшена драгоценной мозаикой, второстепенныее части были расписаны фресками. Грандиозность и пышность внутреннего пространства храма подчеркивалась сверкающей по-верхностью мозаичных полов, тонкой резьбой парапетов хор, обилием драгоценной утвари и богатых тканей. По сравнению с византийскими храмами пятинефного типа Софий-ский собор является более крупной и монументальной постройкой. Смелостью и оригинальностью замысла зодчие Ярослава превзошли
своих византийских собратьев. В целом образ Софийского собора был проникнут идеей величия и силы русского народа, объединенного в могучем государстве, чувством его торжества и ликования. Подобными Софии, но более скромными по масштабам были стоявшие рядом с ней монастырские храмы Ирины и Георгия.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавитьсвою!