Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

История русского искусства

  Все выпуски  

История русского искусства


Архитектура X - начала XII века

Соборы и храмы Новгорода начала XII века

Придворный храм Николы «на Ярославовом дворище» (1113) следует схеме Киево-Печерского собора; плоские лопатки фасадов и ярусы декоративных двухступенчатых ниш составляют все его внешнее убранство. Первоначальное пятиглавие верха, видимо, было сознательным     подражанием     Софийскому    собору. Возможно, что хоры собора непосредственно связывались переходом с княжескими хоромами.

Собор Антоньева монастыря (1117) очень близок собору Николы как по плану, так и  по обработке фасадов. Но здесь повторен старый прием постановки круглой лестничной башни у северо-западного угла здания. Храм завершен асимметричным трехглавием.

Эту композицию блестяще развивает третий и наиболее выдающийся памятник княжеского строительства в Новгороде — Георгиевский собор Юрьева монастыря (1119).
3.jpg
Георгиевский собор Юрьева монастыря в Новгороде (1119)
Здесь доведена до совершенства характерная для новгородской архитектуры лаконичность форм, строгость и ясность пропорций. Башня, примыкающая к высокому объему собора, получила квадратную в плане форму и органически слилась с ним. Их объединяла также и система убранства фасадов поясами ниш.

Предполагают, что строителем всех трех зданий был выдающийся новгородский мастер Петр — зодчий Георгиевского собора. В совершенствовании форм и композиции этих храмов отразился быстрый творческий рост этого мастера.

Зодчество Киева и Новгорода второй половины XI — начала XII века завершает  древнейший этап истории русского зодчества, связанный с раннефеодальным периодом русской истории, с расцветом могущественного древнерусского госу-дарства. Искусство и культура этого этапа сыграли важнейшую роль в процессе последующего исторического развития. Художественное и культурное наследие этой поры является основой единства русской художественной культуры в период феодальной раздробленности XII—XIII веков и общности культуры трех великих братских народов — великорусского, украинского и белорусского.

Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).

 Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавить свою!

Ждем всех на  www.gogol.ru


В избранное