Во втором крупнейшем городе Поднепровья — Чернигове — брат Ярослава князь Мстислав начал строить городской собор Спаса (около 1036 г.), законченный уже после смерти его основателя .
Спасский собор в Чернигове. Интерьер. XIв
Он уступает Софии в размерах — это трехнефный, продолговатый в плане пятиглавый храм с одной круглой лестничной башней у северо-западного угла и хорами. Хоры открывались во внут-реннее пространство собора торжественными тройными аркадами; арки нижнего яруса подчеркивались круглыми колоннами из полированного мрамора. Внутри собор был расписан фресками и имел полы из резных орнаментированных шиферных плит. Более строгий и сдержанный по внешнему облику по сравнению
с Софийским собором Киева черниговский храм почти не уступал ему в богатстве внутреннего убранства.
В том же XI столетии создаются каменные соборы в Новгороде и Полоцке. Новгородский Софийский собор (1045—1050) подобен Киевской Софии в своих основных чертах — это также большой пятннефный храм ; широкие просторные хоры огибают в виде буквы II западную часть помещения храма; лестница, ведущая на них, помещена в мощной башне у юго-западного угла.
Софийский собор в Новгороде
Собор окружен с трех сторон наружными двухэтажными галлереями. Однако при этих общих чертах сходства Новгородский собор имеет и ряд характерных особенностей: он выглядит строже и суровее, вместо парадного и динамичного 13-главия Киевской Софии собор завершен пятью тяжеловесными главами, башня также увенчана приземистой главой. В покрытиях полукруглая закомара сочетается с фронтоном и сводом в четверть окружности. В целом объем здания более монолитен и статичен. Внутреннее пространство храма также
отличается цельностью и компактностью, его живописность ослабляется, оно становится проще; вместо тройных аркад хор появляются двойные, опоры сложного сечения сме-няются простыми квадратными или восьмигранными в плане. Во внутреннем убранстве исчезает мрамор и шифер, мозаика уступает место фреске. Своеобразна и кладка собора, в которой главным материалом является камень, а кирпич исполь-зован преимущественно для кладки арок и сводов; местами камень выходил на поверхность фасада, выступая на фоне растертой цемянки.
Во всех этих чертах уже сказываются местные новгородские особенности искусства, а также признаки существенных изменений стиля, которые разовьются в русском зодчестве периода феодальной раздробленности.
Полоцкий Софийский собор (вторая половина XI в.) сохранил лишь древний план. Своей пятинефной композицией он в основном аналогичен Киевской Софии. Неизвестно, была ли лестничная башня для входа на хоры. План храма, как и членение его фасадов, характеризуется строгой симметричностью. В связи с этим можно предполагать, что собор увенчивался также симметричным пятиглавием.
Рассмотренные древнейшие памятники каменного зодчества X—XI веков являются органической частью культуры Киевской Руси. Прежде всего в них запечатлена идея величия и могущества русской державы, триумфа русского народа, объединенного в единое государство, выраженная в грандиозности и пышности зданий; многоглавие храмов, мощные лестничные башни способствуют выявлению этой идеи. Вместе с тем архитектура с огромной силой отразила резкую противоположность господствующих княжеских дружинных
верхов общества и их подданных. По сравнению с курными избами и полуземлянками гигантские храмы и дворцы с их светлыми, сверкающими роскошной отделкой интерьерами и обширными хорами являли разительный контраст.
Композиция крестовокупольного храма, сложившаяся в византийской архитектуре, уже в это время подвергается весьма серьезной русской переработке. Массы здания приобретают ступенчатый динамический характер и характеризуются сложным построением многоглавого верха; лестничные башни имеют своим источником теремные вышки гражданского деревянного зодчества. Несомненно, что строи-тельство Ярослава ведется в основном русскими зодчими.
Культовое здание этого времени лишено суровой строгости и отрешенности от внешнего мира: аркады галлерей Софийского собора связывают храм с окру-жающей площадью митрополичьего замка. Внутреннее пространство храма харак-теризуется сложностью и живописностью. Богатство и изысканность убранства, обилие света определяют его парадный, праздничный характер. При крупных масштабах здания членение храма хорами на две зоны еще не создает впечатления разобщенности пространства. В целом
архитектура проникнута торжественным и оптимистическим настроением.
Высокое художественное совершенство и своеобразие памятников древнейшего русского зодчества X — начала XI века ставят их в первом ряду шедевров мировой архитектуры.
Материал публикуется по энциклопедии "История русского искусства" под редакцией Н.Г.Машковцева ("Искусство", М., 1957г.).
Мы собираем коллекцию любимых фотожаб. Вы тоже можете добавитьсвою!