* Документ дня: Наказ вiд 26.04.2006 No 335 Про затвердження Класифiкатора митних органiв та iх структурних пiдроздiлiв, спецiалiзованих митних установ т...
НОВОСТИ
КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"
по вопросам внешнеэкономической деятельности в
Украине
на 17/06/2015
* Документ дня: Наказ вiд 26.04.2006 № 335 Про затвердження Класиф╕катора митних орган╕в та ╖х структурних п╕дрозд╕л╕в, спец╕ал╕зованих митних установ т...
Количество просмотров: 27 (за период c 00:00 по 18:01 17/06/15), всего просмотров: 2290
Экспорт металлолома сдвинулся с мертвой точки. Но правила вновь хотят изменить
После многомесячных дискуссий Минэкономразвития возобновило оформление документов на экспорт лома черных металлов. Однако в Верховной Раде Украины появилась инициатива по изменению согласованной всеми заинтересованными сторонами процедуры.
Вчера на рассмотрение в Верховную Раду Украины был подан законопроект об изменении правил экспорта металлолома. В этот раз группа депутатов, во главе с Олегом Ляшко, предлагает ввести формульный подход к расчету
объемов экспорта лома черных и цветных металлов, а также внедрить электронные аукционы по реализации объемов экспорта.
С конца прошлого года организация процесса экспорта вызывает вопросы и споры в экспертной среде. Противоречия, имевшиеся между ломозаготовителями, металлургами и чиновниками Министерства экономического развития и торговли Украины (МЭРТ), привели к многомесячному блокированию процедуры оформления экспорта. Вплоть до середины мая экспорт лома
осуществлялся по документам, оформленным еще в 2014 году. Подвижки произошли лишь в конце апреля, когда в МЭРТ состоялось первое в 2015 году заседание комиссии по вопросам лицензирования хозяйственной деятельности по заготовке, переработке, металлургической преработке металлолома черных и цветных металлов, на котором распределялись квоты на экспорт лома. Как стало известно delo.ua, в четверг 11 мая 2015 года в Минэкономразвития состоялось второе в этом году заседание
комиссии.
Краткие результаты первого заседания, проведенного 30 апреля, были оперативно размещены на сайте ведомства. Тогда сообщалось, что распределение квот велось с учетом расчетного баланса формирования и потребления металлолома черных металлов на внутреннем рынке на 2015 год. Он включает показатель экспорта металлолома на уровне 1,25 млн т. “От 154 субъектов хозяйствования в Министерство поступили на рассмотрение заявления с просьбой о регистрации контрактов,
в отношении которых были приняты соответствующие рекомендации”, — говорилось в сообщении ведомства. В нем также анонсировалось, что следующее заседание комиссии состоится в течение мая.
Второе заседание комиссии состоялось в середине июня. Его результаты пока неизвестны. Генеральный директор ООО “Укрметко” Валентин Макаренко осторожен в прогнозах: “Мы подали
документы (на второе заседание комиссии — ред.), но результатов не знаем. Впервые за многие годы комиссия собирается в очень ограниченном составе. Если раньше там присутствовали представители общественных организаций с правом совещательного голоса, то сейчас, по моим данным, в заседании отказались участвовать даже представители силовых структур”. Наш источник, знакомый с тем, как проходило заседание, говорит, что это не совсем так. Как минимум, присутствовали представители ГФС и
МВД.
Однако до сих пор нет информации, на каких условиях проводится распределение квот. Более того, по словам участников рынка заготовки стального лома, они не оформлены официальными документами и представляют собой что-то типа “джентельменского соглашения”, в котором экспортеры “добровольно” согласились на “рекомендации” МЭРТ. Несколько участников рынка, а также источник, близкий к одному из членов комиссии, рассказали delo.ua в чем же заключаются “рекомендации”
Министерства. Есть два варианта оформления карточки экспортера на одно юридическое лицо: 3 тыс. т лома сроком на 2 месяца или 10 тыс т лома сроком на 1 месяц. “Если в указанные сроки не воспользовался, то следующее заявление — во втором полугодии”, — рассказал источник delo.ua. При этом имеется возможность подавать заявки от нескольких юрлиц, входящих в одну бизнес-группу. “Единственное ограничение — наличие действующей лицензии на операции с ломом черных металлов”, — рассказал чиновник МЭРТ на условиях
анонимности, напомнив, что с 28 июня лицензии будут отменены. По его словам, документально оформить упомянутые условия документально достаточно тяжело. Однако в Министерстве уже подготовили проект изменений к постановлению Кабинета Министров Министров Украины №155 от 15 февраля 2002 года, в которых предлагается сократить срок действия карточек экспортера с 12 до 2 месяцев.
Руководитель крупной компании-экспортера, подававшей заявки на оба заседания комиссии, на
условиях анонимности сказал, что такие объемы экспорта и сроки действия карточек экспортера полностью удовлетворяют ломозаготовителей. “Оба заседания проходили абсолютно прозрачно”, — сказал он, выразив надежду, что работа и далее продолжится в таком ключе.
Генеральный директор ЧАО “Керамет” Владимир Бублей более сдержан в оценках: “Это пока не правила, т.к. правил (по крайней мере, хотя бы как-то сформулированных на бумаге) нет. Я бы назвал это экспериментом. Его
суть — 1) дать возможность экспортировать всем, кто пожелает; 2) уйти от практики перепродаж полученных согласований за счет сокращения сроков действия карточек и ограничения объемов до 3 и 10 тыс. т. Если первый вопрос, я думаю, решить таким образом можно, то что мешает тому, кто получит 3 тыс. т, перепродать такое согласование “не отходя от кассы” тому, кому нужно больше, не понятно”.
Один из экспертов рынка стального лома обращает внимание, что условия, на
которых сейчас распределяются квоты, в первую очередь удовлетворяют предприятия, которые имеют ломозаготовительные площадки и запасы лома на них. По его словам, 3 тыс т лома — это корабельная партия. А 10 тыс т под силу накопить и вывезти в указанные сроки лишь тем вторметам, которые имеют площадки в портах Украины. По данным delo.ua к таким относятся ООО “УкрМет”, ПИИ ООО “Евро Финанс ЛТД” и несколько других компаний. В то же время упомянутый выше руководитель компании-экспортера, рассказал, что
возможность экспорта получили и небольшие компании: “Мой знакомый начал отгрузки на Молдавский МЗ. И это не корабельные партии”.
Те, кто не имеет площадок, вряд ли уложатся в срок 1-2 месяца из-за необходимости оформления экологического сертификата на партию лома. На круглом столе по вопросам экспорта металлолома, состоявшемся в апреле, представители Минэкономразвития — Максим Нефедов и Денис Гутенко сообщили, что совместно с Министерством Экологии и природных
ресурсов ведется работа по его отмене. Однако до сих пор этого не произошло. Владимир Бублей отмечает, что из-за этого требования уложиться в сроки действия карточки экспортеров можно лишь в том случае, если документы на ее оформление подаются “по контракту, на который уже есть разрешение Минэкологии”.
Несмотря на все старания МЭРТ и согласованный объем экспорта на 2015 год, со стороны металлургов продолжается достаточно сильное сопротивление, что объясняется
недостаточной прозрачностью процесса.
Чиновник Минэкономразвития, связанный с организацией работы комиссии на условиях анонимности рассказал, что не публичность процесса во многом связана с действием внутренних документов Кабмина. В частности уже упомянутого постановления №155. Например, в нем фактически запрещено раскрытие детальной информации о распределении квот. “В публикации материалов задействовано много сотрудников министерства, к которым может прийти
прокуратура”, — посетовал чиновник, объясняя нежелание нарушать требования постановления. По его словам сейчас ведется работа по отмене указанных ограничений, после чего появится возможность публиковать в открытом доступе гораздо большее количество информации.
Также металлургов настораживает динамика экспорта лома. По данным ГП “Укрпромвнешэкспертиза” (УПЭ) за 5 месяцев 2015 было экспортировано 507 тыс т стального лома, что на 63% больше аналогичного показателя
2014 года. Металлурги недовольны ростом экспорта и настаивают на уменьшении годовой квоты. Так, в компании Интерпайп (один из крупнейших потребителей стального лома в Украине) уже настаивают на устранении дисбаланса между экспортом и внутренним потреблением. Компания напоминает, что Приказ МЭРТ №381 “О расчетном балансе образования и потребления лома черных металлов” предполагает возможность корректировки экспорта на 2-е полугодие в зависимости от результатов работы в первом. “Документ устанавливает объем
экспорта на 2015 год на уровне 1,25 млн т, основываясь на допущении о заготовке 5,5 млн т металлолома в текущем году. Однако фактические показатели сбора за 5 месяцев на уровне 1,858 млн т (сумма внутреннего потребления и экспорта) позволяют усомниться в реалистичности такого прогноза и дают основания говорить о заготовке не более 4,5 млн т. лома к концу года. В 2014 году за январь-май было собрано 1,9 млн т, за весь год — 4,8 млн т”, — говорится в сообщении Интерпайпа. В компании ссылаются на данные ОП
“Металлургпром”, согласно которым за 5 месяцев текущего года предприятия металлургической отрасли недополучили 345 тыс. т металлолома или 20,3% от потребности.
Начальник отдела маркетинга ГП “Укрпромвнешэкспертиза” Юрий Добровольский говорит, что сейчас ежемесячно заготавливается около 400 тыс т металлолома, то есть на экспорт отправляется 30-35% от общего объема. “1,5-2 года назад на экспорт шло 5-10%”, — вспоминает Добровольский. В то же время представитель МЭРТ
считает, что сравнивать эти временные периоды не корректно, так как два года назад выплавка стали в Украине была гораздо выше, а, начиная с лета 2014 года, существенно сократилась из-за боевых действий в Донбассе. “Поэтому доля экспорта увеличилась”, — резюмирует собеседник.
Экспортеры лома также не всем довольны. “Прогресс состоит в том, что хоть что-то начало происходить. Но фактически идет не дерегуляция, а зарегуляция экспорта”, — сетует Макаренко, обращая внимание на три факта. Во-первых, МЭРТ предложило внести поправки в постановление №155, сократив срок действия карточки экспортера с 12 до 2 месяцев. Во-вторых, Кабмин не согласовал законопроект народного депутата Татьяны Черновил, в котором предлагалось ввести полную либерализацию экспорта лома. В-третьих, в повестку дня Верховной рады Украины внесен законопроект №2031а “Про внесення
зм╕н до деяких закон╕в Укра╖ни щодо п╕дтримки в╕тчизняно╖ металург╕йно╖ галуз╕”, в котором предлагается ввести формульный подход к расчету объемов экспорта лома — не более 20% от поставок на внутренний рынок.
А вот Владимир Бублей считает, что даже в нынешнем виде более свободный доступ к внешним рынкам в результате отразится и на украинском рынке: “Позиция комбинатов однозначно сейчас будет более рыночной, т.к. конкурировать возможность есть с экспортом и по цене,
и по условиям оплаты”.
Почему металлоломщики стремятся экспортировать? Основные причины: цена сырья и условия оплаты. По словам Юрия Добровольского сейчас на экспорт лом идет по $232/т (на условиях FOB порты Черного моря). Еще в январе его средняя стоимость была $267/т, а в феврале $206/т. В то же время закупочная
цена метзаводов (без учета компенсации железнодорожного тарифа) составляет 4270 грн./т (по действующему курсу НБУ — около $200/т). Разница на первый взгляд не существенная, однако, экспортные контракты, как правило, выполняются на условиях предоплаты, а украинские металлурги закупают лом с существенной отсрочкой платежа.
Изменения, происходящие на рынке заготовки и экспорта лома вторичных металлов, к сожалению, идут не с той скоростью, как это декларировалось в
начале года. Однако сам факт, что они происходят, вселяет определенный оптимизм.
Директор Департаменту
орган╕зац╕╖ митного контролю та оформлення
С.М. Сьомка
Додаток
Алгоритм форматно-лог╕чного контролю прийняття в ╢А╤С (╤нспектор-2006) митних декларац╕й на п╕дакцизн╕ товари п╕сля ввезення ╖х в Укра╖ну
1. Типи митних декларац╕й до яких застосову╓ться цей алгоритм: ╤М АА, ╤М ТК, ╤М ТФ, ╤М ТН, ╤М ДЕ, ╤М ДР.
2. Форматно-лог╕чний контроль не зд╕йсню╓ться, якщо у першому п╕дрозд╕л╕ графи 37 "Процедура" митно╖ декларац╕╖ проставлено так╕ коди попереднього митного режиму:
╤М 31, 41, 42, 51, 52, 72, 73, 74;
ТР 80, 82.
3. При перев╕рц╕ графи 40 "Загальна декларац╕я/Попередн╕й документ" митно╖ декларац╕╖ врахову╓ться наявн╕сть одного ╕з таких документ╕в:
- попередня митна декларац╕я, по як╕й зд╕йснено випуск товар╕в в╕дпов╕дно до частини 4 статт╕ 259 Митного кодексу Укра╖ни (код 1800);
- попередня митна декларац╕я (код 1801);
- пер╕одична митна
декларац╕я (код 1301);
- пов╕домлення про транзитне перем╕щення м╕жнародного експрес в╕дправлення (код 1805).
4. При перев╕рц╕ митно╖ декларац╕╖, зд╕йсню╓ться контроль щодо обов’язкового заповнення графи 40 "Загальна декларац╕я/Попередн╕й документ" ц╕╓╖ митно╖ декларац╕╖.
5. У раз╕ не заповнення графи 40 митно╖ декларац╕╖ зазначено╖ в пункт╕, або в╕дсутност╕ в ц╕й граф╕
рекв╕зит╕в документ╕в зазначених у пункт╕ 3 Алгоритму, така митна декларац╕я в ╢А╤С (╤нспектор-2006) не прийма╓ться.
На сайте ГФСУ размещен проект Закона Украины «О внесении изменений в Таможенный кодекс Украины относительно оптимизации территориальных органов государственной фискальной службы».
Законопроект разработан с целью реализации структурного маяка рекомендаций миссии МВФ по реформированию системы органов фискальной службы.
Целью указанного проекта является внесение комплексных изменений в Таможенный кодекс Украины для возможности оптимизации
территориальных органов ГФСУ, в частности, путем исключения предписаний о закреплении за таможнями статуса юридического лица публичного права, а также установления одноуровневой процедуры административного обжалования.
Введение норм законопроекта обеспечит возможность оптимизации территориальных органов Государственной фискальной службы, уменьшит сроки административного обжалования, следовательно, будет способствовать скорейшему поступлению налогов и сборов в бюджет, обеспечит
равенство всех категорий налогоплательщиков при обжаловании решений органов ГФСУ.
Замечания и предложения к законопроекту можно направлять в течение одного месяца с даты его обнародования в адрес ГФСУ и Госрегуляторной службы.
Затверджено новий Порядок контролю за перем╕щенням ос╕б, ТЗ та товар╕в через л╕н╕ю з╕ткнення в межах Донецько╖ та Лугансько╖ областей
Антитерористичний центр при Служб╕ безпеки Укра╖ни
Наказ
"Про затвердження Тимчасового порядку контролю за перем╕щенням ос╕б, транспортних засоб╕в та вантаж╕в (товар╕в) через л╕н╕ю з╕ткнення у межах Донецько╖ та Лугансько╖ областей"
в╕д 12.06.2015 N 415ог
Антитерористичний центр при СБУ наказом в╕д 12.06.2015 N 415ог
затвердив Тимчасовий порядок контролю за перем╕щенням ос╕б, транспортних засоб╕в та вантаж╕в (товар╕в) через л╕н╕ю з╕ткнення у межах Донецько╖ та Лугансько╖ областей.
Затвердженим Тимчасовим порядком визначаються окрем╕ питання зд╕йснення контролю за перем╕щенням в район╕ проведення АТО на територ╕╖ Донецько╖ та Лугансько╖ областей, вздовж л╕н╕╖ з╕ткнення у межах Донецько╖ та Лугансько╖ областей, ос╕б, транспортних засоб╕в та вантаж╕в (товар╕в), а також види блокпост╕в, контрольних
пункт╕в в'╖зду-ви╖зду, порядок ╖х функц╕онування, правила ╖х перетинання.