Ветслужба Украины отменила ограничения при оформлении документов на экспорт подсолнечного шрота
Служба Главного государственного инспектора ветеринарной медицины Украины выпустила распоряжение №67 от 28 марта т.г., которым обязала свои региональные службы производить оформление ветеринарных документов при экспорте подсолнечного шрота вне зависимости от того, включен ли экспортер в Перечень предприятий, которым разрешен экспорт данной продукции. Об этом АПК-Информ стало известно из соответствующего письма ассоциации "Укролияпром".
Напомним, что ранее, в соответствии
с приказом Главного государственного ветеринарного врача Украины №22 от 19 февраля 2007 г. "О предоставлении права на экспорт шрота подсолнечного в 2007 г.", права экспорта данной продукции предоставлялось лишь при условии включения экспортера в вышеуказанный перечень.
Учитывая многочисленные обращения предприятий-экспортеров по данному вопросу, ассоциация "Укролияпром" 28 марта т.г. обратилась с официальным письмом к Главному государственному инспектору ветеринарной медицины Украины
с просьбой не усложнять процедуру таможенного оформления при экспорте подсолнечного шрота, т.к. подобные ограничения противоречат действующей законодательной базе Украины, отметили в ассоциации "Укролияпром".
Министерство экономики Украины в ближайшее время проведет совместное заседание с крупнейшими экспортерами страны с целью совершенствования экспортной политики. Об этом заявил министр экономики Украины Анатолий Кинах во время третьего делового круглого стола с правительством Украины и Economist Conferences, сообщила пресс-служба Минэкономики.
"Минэкономики посоветуется с основными фигурантами рынка, как стимулировать экспорт", - отметил Кинах.
Министр
экономики обратил внимание собравшихся на тот факт, что украинская экономика является экспортоориентированной. Потому, по мнению Кинаха, в контексте скорого вступления Украины во Всемирную торговую организацию этому направлению целесообразно уделить особое внимание. Неудовлетворительным и угрожающим назвал министр экономики отрицательное внешнеторговое сальдо Украины в 2006 году, которое составляет 6,7 млрд долларов. Кинах заявил о намерениях правительства преодолеть отрицательность сальдо. Министр экономики
отметил, что Украина имеет значительный экспортный потенциал, в том числе в таких отраслях, как ракето-, авиа-, судостроение, АПК, транзитные ресурсы, энергосбережение и тому подобное. Для реализации этого потенциала необходимо на уровне государства разработать и внедрить комплекс эффективных мер для совершенствования экспортной деятельности. "Государственная экспортная политика должна быть ориентирована на создание прозрачных условий для украинских экспортеров, чтобы они могли работать открыто и результативно.
Изменения назрели, в первую очередь, в инновационно-инвестиционной, банковской сфере и т.д.", - отметил Кинах.
С этой целью и будет созвано заседание с участием ведущих экспортеров. На мероприятии будет речь идти об усовершенствовании законодательства относительно экспортной деятельности, страховании рисков, валютном регулировании, государственной поддержке участия предприятий в международных тендерах и тому подобное.
В Украине повысились тарифы на грузоперевозки. Об этом сообщил директор ООО "Объединенный транспортный холдинг" Эльбрус Абдуллаев сегодня в ходе круглого стола.
"С 1 апреля 2007 года "Укрзализныця" повышает тарифы на грузовые перевозки на 2%. С 1 мая они также будут повышены на 2% по отношению к апрельскому уровню, в течение июня-августа они будут ежемесячно повышаться на 3% и до конца 2007 года - ежемесячно на 2%", - сказал он.
Абдуллаев также
подчеркнул, что указанное повышение тарифов создаст дополнительную нагрузку на остальные отрасли экономики и приведет к увеличению инфляционной составляющей.
Ранее первый заместитель министра транспорта и связи Украины Владимир Корниенко отметил, что повышение тарифов на грузоперевозки не повлияет на инфляционную составляющую макроэкономических процессов. "Размер повышения не будет превышать индекса повышения оптовых цен и никак не повлияет на инфляционную составляющую макроэкономических
процессов", - сказал он 6 марта. При этом Корниенко подчеркнул, что в 2006 году рост цен на материалы и услуги для "Укрзализныци" составил до 30%, а рентабельность снизилась до 2,06%.
Напомним, что с 1 марта на 5%. в Украине повысились тарифы на пассажирские перевозки. Кроме того, согласно приказу Министерства транспорта и связи номер 58 от 27 января 2007 года, предусмотрено дальнейшее повышение тарифов по отношению к действующим: с 1 мая - на 10%, с 1 июля - на 15%, с 1 сентября - на
20%, с 1 ноября - на 25%. Таким образом, в 2007 году повышение тарифов на пассажирские перевозки "Укрзализныци" составит 75%.
Про внесення зм╕н до Митного кодексу Укра╖ни (щодо спрощення умов вивезення громадянами товар╕в за меж╕ митно╖ територ╕╖ Укра╖ни)
Верховна Рада Укра╖ни постановля╓:
╤. Внести до Митного кодексу Укра╖ни (N 92-IV в╕д 11 липня 2002 року, В╕домост╕ Верховно╖ Ради (ВВР), 2002,
N 38-39, ст.288, ВВР, 2007, N 3, ст.28) так╕ зм╕ни:
1. У пункт╕ першому частини друго╖ статт╕ 250 цифри ╕ слова "200 ╓вро" зам╕нити цифрами ╕ словами "3000 ╓вро".
2. У пункт╕ десятому частини друго╖ статт╕ 250 слова ╕ цифри "80 в╕дсотк╕в" вилучити.
╤╤. Цей Закон набира╓ чинност╕ з дня його опубл╕кування.
Кабинет Министров уволил с должности руководителя Государственного департамента ветеринарной медицины Ивана Бисюка, назначив на эту должность Григория Иванова. Такое решение Кабмин принял на заседании в среду, сообщает proAPK.
По информации пресс-службы МинАП, в четверг, 29 марта, замминистра Петр Вербицкий представил коллективу Госдепартамента ветмедицины нового председателя и поблагодарил Ивана Бисюка за работу.
Иванов ранее возглавлял ветеринарную
службу г. Мариуполя (Донецкая обл.).
Иванов приступит к исполнению обязанностей во вторник 3 апреля, - сообщили в пресс-службе МинАП.
Продолжается набор в апрельскую группу тренинг лаборатории MDOFFICE
Специалистам ВЭД , новым пользователям «MD OFFICE» -
Уважаемые господа, для более эффективного использования Вашего рабочего времени предлагаем Вам профессионально освоить программный комплекс “MD OFFICE”.
Тренинг-лаборатория НПО “Поверхность” приглашает Вас принять участие в специальной образовательной программе для новых пользователей. Во время интенсивных практических занятий Вы познакомитесь со всеми возможностями системы и приобретете навыки работы, необходимые для профессионального роста и работы по новым правилам.
Мы предлагаем Вам:
проведение занятий сертифицированными инструкторами и специалистами НПО “Поверхность”;
использование
оригинальных методик обучения;
индивидуальный подход к каждому слушателю;
высокий уровень технического оснащения учебных классов;
обеспечение слушателей фирменными учебными материалами;
выдача сертификатов о прохождении обучения;
занятие в группах от 6 до 10 человек;
процесс обучения построен на решении реальных задач;
Учебная программа состоит из 2-х курсов учитывающих желания и уровень
подготовки клиентов:
MD STANDART
– подготовка специалистов по декларированию грузов (декларант, таможенный брокера). Программы MD Info + MD Declaration.
MD PROFESSIONAL – подготовка и переподготовка специалистов широкого профиля, повышение квалификации, обучение по расширенной программе. Программы MD Info + MD Declaration + MD Form+… +WWW.MDOFFICE.COM.UA
Вы можете выбрать любой из предложенных курсов.
Продолжительность курса MD STANDART 20 часов, стоимость 540 грн, MD PROFESSIONAL 32 часа, стоимость 660 грн.
Приглашаем Вас в группу, по курсу MD STANDART (20 академических часов, в течение 5 рабочих дней по 4 академических часа в вечернее время) и в группу по курсу MD PROFESSIONAL (32 академических часа, в течение 8 рабочих дней).
Каждый слушатель имеет возможность прослушать весь курс в целом или выбрать модули по своему усмотрению.
Предлагаем особые условия участия для специалистов, использующих версию программы под DOS «PST-broker».
Выражаем надежду, что тренинг будет способствовать профессиональному росту специалистов Вашего предприятия.
Для контактов: тел/факс: (044) 332-66-91, 332-66-92, 332-66-93
Национальный банк намерен постепенно перейти к более либеральной политике поддержания курса гривны с поэтапным отказом от поддержания жесткого фиксированного курса.
Об этом Укра╖нським Новинам сообщил заместитель председателя НБУ Александр Савченко.
Он подчеркнул, что точные сроки перехода к новой валютно-курсовой политике пока не определены, однако отметил, что это будет зависеть от таких факторов как политическая стабильность и предсказуемость
государственной экономической политики.
НБУ не планирует предпринимать резких шагов в сфере валютно-курсового регулирования.
Как сообщало агентство, ранее Международный валютный фонд неоднократно призывал НБУ либерализовать валютно-курсовую политику.
В частности, МВФ рекомендовал НБУ ввести плавающий обменный курс в пределах 4,95-5,25 UAH/USD.
20 апреля 2005
Нацбанк укрепил официальный курс гривны сразу на 14,0 коп. до 5,05 UAH/USD и с тех пор поддерживает его неизменным.
З метою врахування особливостей перем╕щення товар╕в через окрем╕ пункти пропуску на митному кордон╕ зал╕зничним транспортом та враховуючи встановлений алгоритм автоматизованого контролю правильност╕ заповнення графи 29 ВМД, внести наступн╕ зм╕ни до листа Держмитслужби в╕д 17.04.06 № 11/3-35/4146-ЕП.
При заповненн╕ графи 29 ВМД на товари, митний контроль яких почина╓ться в пунктах контролю
на зал╕зничних станц╕ях, що наведен╕ у таблицях, необх╕дно використовувати коди пункт╕в пропуску, вказаних у колонц╕ "Код пункту пропуску".
Зазначен╕ роз’яснення набувають чинност╕ з 01.04.07.
Начальникам рег╕ональних митниць, митниць:
- довести зазначен╕ роз’яснення до суб’╓кт╕в ЗЕД, розташованих у зон╕ д╕яльност╕, та до в╕дома особового складу з метою ╖х дотримання;
- забезпечити терм╕нове введення до ╢А╤С Держмитслужби Укра╖ни електронних коп╕й ВМД, як╕ ран╕ше не пройшли вх╕дний контроль правильност╕ заповнення графи 29 ВМД ╕ не були прийнят╕ до ╢А╤С Держмитслужби Укра╖ни як помилков╕ у зв’язку з в╕дсутн╕стю код╕в пункту пропуску зал╕зничних станц╕й проведення митного контролю.
Урожай картофеля в 2006 году в Венгрии уменьшился на 25%, по сравнению с предыдущим годом, причиной чего послужили плохие погодные условия.
Импортеры уже обдумывают пути удовлетворения спроса, и ожидают увеличения импорта уже в апреле нынешнего года. Андрас Жентирмай, президент национального альянса картофеля, прогнозирует повышение цены. Обычное годовое производство картофеля в стране составляет 600 тыс. тонн, а в прошлом сезоне было собрано только 450 тыс. тонн. Причиной
этой ситуации наряду с погодными условиями стало уменьшение площадей под картофелем на 7-10%. www.lol.org.ua
Евро становится популярнее доллара на депозитах в украинских банках. А швейцарский франк теснит штатовскую валюту по объемам кредитных операций.
Наши банкиры предупреждают: в случае возможных изменений мировой конъюнктуры, цена франка может измениться. Пока же проценты на нем значительно ниже по сравнению с другими валютами.
"В прошлом году мы увидели тенденцию, начиная с сентября и до декабря включительно, об огромном росте портфеля в швейцарском
франке. Это как раз валюта для тех людей, которые ориентированы на более низкую процентную ставку", - отмечает начальник управления международного бизнеса коммерческого банка Вадим Миронюк.
3.1. Довести цей наказ до в╕дома за╕нтересованих юридичних ╕ ф╕зичних ос╕б.
3.2. Забезпечити з 01.04.07 до 30.04.07 досл╕дне використання затверджених Класиф╕катора та Тимчасового порядку п╕д час оформлення вантажних митних декларац╕й.
3.3. За результатами досл╕дного
використання до 10.05.07 надати до Департаменту митно╖ статистики Держмитслужби пропозиц╕╖ щодо зм╕н та доповнень Класиф╕катора, а також пропозиц╕╖ та зауваження щодо Тимчасового порядку.
4. Департаменту митно╖ статистики (Овд╕╓нко Н.Т.) у м╕сячний строк п╕сля отримання пропозиц╕й та зауважень, над╕сланих в╕дпов╕дно до пункту 3.3 цього наказу, п╕дготувати пропозиц╕╖ щодо подальшого використання Класиф╕катора.
5. У раз╕ прийняття
позитивного р╕шення щодо подальшого використання Класиф╕катора внести в╕дпов╕дн╕ зм╕ни:
20-футовий контейнер з в╕дкритим верхом
(Open Top)
20 фут╕в
8 фут╕в
21 560
32,0
14
262
40-футовий контейнер з в╕дкритим верхом (Open Top)
40 фут╕в
8 фут╕в
31 570
66,7
15
271
20-футовий контейнер на баз╕ платформи (Flat Rack)
20 фут╕в
8 фут╕в
27 530
27,9
16
272
40-футовий контейнер на баз╕ платформи (Flat Rack)
40 фут╕в
8 фут╕в
39 470
54,8
17
281
Контейнер-цистерна (Tank)
20 фут╕в
8 фут╕в
26 000
24,0
╤нш╕ контейнери
18
811
Спец╕ал╕зований контейнер (Specialized container)
не визначено
не
визначено
не визначено
не визначено
19
911
Нев╕домий тип контейнера (Unknown container type)
не визначено
не визначено
не визначено
не визначено
Директор Департаменту митно╖ статистики
Н.Т.Овд╕╓нко
ЗАТВЕРДЖЕНО наказом Державно╖ митно╖ служби Укра╖ни в╕д 22 березня 2007 р. № 239
ТИМЧАСОВИЙ ПОРЯДОК використання Класиф╕катора тип╕в контейнер╕в
1. Цей Тимчасовий порядок розроблено з метою вдосконалення митного контролю та митного оформлення товар╕в, що перем╕щуються через митний кордон Укра╖ни в контейнерах водними транспортними засобами в морському, р╕чковому, поромному сполученн╕ та в прямих зм╕шаних перевезеннях ╕з застосуванням водного, автомоб╕льного або зал╕зничного транспорту.
2. Тимчасовий порядок застосову╓ться при митному оформленн╕ товар╕в ╕ транспортних засоб╕в за вантажною митною декларац╕╓ю (дал╕ - ВМД) для митних режим╕в ╕мпорту, експорту та митного складу, кр╕м митного оформлення запас╕в, призначених для споживання.
3. У раз╕ митного оформлення товар╕в ╕ транспортних засоб╕в, що перевозяться в контейнерах, посадова особа митного органу, яка проводить митне оформлення, на п╕дстав╕ ╕нформац╕╖, яка нада╓ться декларантом, на зворотному боц╕ ВМД з посиланням на графу
31 зазнача╓ номери контейнер╕в ╕ через символ "/" п╕сля кожного номера - код типу контейнера в╕дпов╕дно до Класиф╕катора тип╕в контейнер╕в (дал╕ - Класиф╕катор).
4. На етап╕ статистичного контролю в електронн╕й коп╕╖ ВМД код типу контейнера зазнача╓ться в окрем╕й форм╕ (додатковому в╕кн╕)
в спец╕ально в╕дведеному пол╕.
5. Якщо контейнер з товарами або транспортними засобами, представленими до митного оформлення, неможливо в╕днести за сво╖ми параметрами та характеристиками до жодного з перел╕ку контейнер╕в, наведеного в Класиф╕катор╕, то на зворотному боц╕ ВМД з посиланням на графу 31 посадовою особою митного органу проставля╓ться код, якому в╕дпов╕да╓ назва "Нев╕домий тип контейнера".
6. Якщо на момент подання до митного оформлення ВМД нев╕домо, у якому тип╕ контейнера буде проводитися перем╕щення через митний кордон
Укра╖ни товар╕в ╕ транспортних засоб╕в, то на зворотному боц╕ ВМД з посиланням на графу 31 ВМД посадовою особою митного органу проставля╓ться код, якому в╕дпов╕да╓ назва "Нев╕домий тип контейнера".
В январе 2007 года Россия впервые заняла первое место в списке крупнейших экспортеров в Эстонию. По этому показателю Россия обогнала даже Финляндию и Германию, сообщает издание Postimees со ссылкой на предварительные данные Департамента статистики Эстонии.
Из всех привезенных в прибалтийскую страну товаров 17,2 процента были из России. В то же время импорт из ЕС составил 71 процент, а из стран СНГ - только 19 процентов, передает "Лента".
Среди
импортеров эстонских товаров первое место занимает Финляндия с 17 процентами рынка. На втором месте оказалась Швеция (13 процентов), а на третьем - Латвия (10 процентов). Россия в этом списке занимает только на шестом месте с 7,3 процентами от общего объема экспорта из Эстонии.
Больше всего эстонцы закупают товары минерального происхождения, а также древесину и пиломатериалы. На эти отрасли приходится 85 процентов всего экспорта Эстонии.
Кабинет Министров намерен реорганизовать компанию "Укрспецэкспорт". Об этом журналистам сообщил первый заместитель руководителя Секретариата Президента Украины, представитель Президента в Кабинете Министров Александр Шлапак, ссылаясь на решение, которое рассматривалось сегодня на заседании правительства.
Шлапак отметил, что решение Кабмина о смене статуса монополиста по торговле оружием вызывает определенное замечание у Секретариата Президента.
По
словам Шлапака, Кабмин намерен реорганизовать государственную компанию в национальный концерн "Укрспецэкспорт".
Шлапак отметил, что может ошибиться в новом названии компании, так как решение было внесено с голоса и он не видел документа до заседания Кабмина.
Шлапак уточнил, что проект постановления на рассмотрение и утверждение Кабмина внес вице-премьер Андрей Клюев.
Шлапак также отметил, что Кабмин принял решение о смене руководства
"Укрспецэкспорта", но затруднился назвать фамилию нового руководителя.
Шлапак сказал, что не знает мотивов Кабмина по реорганизации "Укрспецэкспорта", поскольку они не изложены в документах, и на вопросы, которые он задал на заседании правительства, а также которые задавал министр обороны Анатолий Гриценко, о смысле преобразования и основаниях ожидать, что оно приведет к серьезному улучшению в торговле оружием, не было ответов.
Шлапак также отметил, что на сегодня
ни он, ни Гриценко не видят проблем с "Укрспецэкспортом", который, по их мнению, успешно работает.
Кроме того, по мнению Шлапака, реорганизация "Укрспецэкспорта" может негативно сказаться на уже заключенных контрактах по торговле оружием. "Убежден, что даже изменение банковского реквизита, не говоря уже об изменении статуса компании, может повлечь серьезные судебные споры между поставщиками оружия и покупателями", - сказал он.
Шлапак сказал, что в результате
обсуждения этого вопроса было принято решение, что Кабмин не будет вводить в действие это постановление до рассмотрения этого вопроса на заседании Совета национальной безопасности и обороны. Такое предложение внес премьер-министр Виктор Янукович. Заседание СНБО по вопросам военно-промышленного комплекса, на котором, в том числе, планируется обсудить торговлю оружием, по словам Шлапака, запланировано на 6 апреля.
Если же СНБО одобрит такую реорганизацию "Укрспецэкспорта", то Кабмин введет
в силу принятое постановление, это же касается и назначения нового руководителя "Укрспецэкспорта".
Шлапак считает, что торговля оружием относится к компетенции Президента, поскольку касается внешней политики. "Мне представляется, что вопрос торговли оружием существенным образом пересекается с компетенцией Президента и касается внешнеполитических вопросов. Это не хозяйственные торги, это не помидорами торговать", - сказал Шлапак. Об этом сообщают Укра╖нськ╕ новини.
Напомним,
Секретариат Кабинета Министров считает исключительным правом правительства организацию деятельности Государственной компании по экспорту и импорту продукции и услуг военного и специального назначения ("Укрспецэкспорт").
16 октября Президент Украины Виктор Ющенко просил Конституционный Суд признать несоответствующим Конституции постановление Кабмина №1336
от 20 сентября, которое ограничило его влияние на "Укрспецэкспорт". Ранее Ющенко своим указом приостановил действие этого постановления Кабмина.
По Конституции, Президент может приостанавливать действие актов Кабмина с одновременным обращением к Конституционному Суду относительно их конституционности.
Специальную и военную технику в Украине производят около 1,5 тыс. компаний, а ее основным экспортером является "Укрспецэкспорт" и 3 его дочерних предприятия: "Укроборонсервис",
"Укринмаш" и "Прогресс".
Украина и Россия сократили перечень документов для осуществления взаимных поездок граждан.
Как сказано в сообщении пресс-службы Министерства иностранных дел России, с 26 марта начало временно применяться заключенное путем обмена нотами соглашение между Кабинетом Министров Украины и правительством России о внесении изменений в соглашение о безвизовых поездках граждан Украины и России от 16 января 1997 года.
"Речь идет о сокращении перечней документов,
действительных для осуществления взаимных поездок гражданами Российской Федераций и Украины", - сказано в сообщении.
В соответствии с соглашением, граждане Украины въезжают, выезжают, пребывают и передвигаются по территории России на основании паспорта гражданина Украины, паспорта гражданина Украины для выезда за границу, дипломатического паспорта, служебного паспорта, проездного документа ребенка, свидетельства о рождении для детей в возрасте до 16 лет (при условии выезда в сопровождении
родителей (усыновителей), опекунов, попечителей или лиц, уполномоченных на это родителями (усыновителями), опекунами, попечителями), удостоверения личности моряка (при наличии судовой роли или выписки из нее), удостоверения личности на возвращение в Украину и удостоверения члена экипажа воздушного судна.
Граждане России въезжают, выезжают, пребывают и передвигаются по территории Украины на основании паспорта гражданина России, паспорта гражданина России, удостоверяющего его личность
за пределами России, дипломатического паспорта, служебного паспорта, свидетельства о рождении (для детей в возрасте до 14 лет) с указанием принадлежности к гражданству России, паспорта моряка (удостоверение личности моряка) - при наличии судовой роли или выписки из нее, свидетельства на въезд (возвращение) в Россию и летного свидетельства члена экипажа воздушного судна.
Соглашение вступит в силу с даты последнего письменного уведомления о выполнении сторонами внутригосударственных процедур,
необходимых для его вступления в силу, передают Укра╖нськ╕ новини.
Напомним, 15 января в России вступил в силу ряд нормативных актов в миграционной сфере.
По мнению украинской стороны, вступление в силу этих нормативно-правовых актов не должно влиять на действующий порядок въезда и пребывания украинцев на территории России, зафиксированный в договоре между правительствами Украины и России о безвизовых поездках граждан Украины и России от 1997 года и протокола
о внесении изменений к этому соглашению от 2004 года, если пребывание украинцев на территории России не связано с трудоустройством.
Кто бы мог подумать, что главная проблема средне- и центральноазиатских стран, чьи таможенные пункты пропускают контрабанду массово и "не глядя", на самом деле не ужесточить свои границы, а, напротив, сделать их доступнее? То ли из страха этой самой контрабанды, то ли из соседской "вредности" азиатские страны обставили транспортный транзит друг для друга максимальными и никому не нужными сложностями. Так, чтобы и без того не блистающую результатами экономику региона затормозить еще серьезнее.
Как цивилизовать транспортные коридоры между странами? Это обсуждалось – весьма неуспешно – в Душанбе на заседании транспортников центральноазиатских государств, Афганистана и Азербайджана в рамках спецпрограммы для экономик Центральной Азии, которую финансирует ООН.
В Таджикистан, Узбекистан и в несколько других азиатских стран, с одной стороны, въехать, как делать нечего – заплати таможеннику и вези что хочешь и сколько хочешь. Для этого давно созданы и удачно функционируют неофициальные
пограничные переходы. Границы центрально- и среднеазиатских стран по-прежнему представляют собой заборы с лазами, всем известными и широко используемыми. Но такой "режим благоприятствования" создан только для нелегалов. Легальные перевозчики часами – иногда сутками – стоят на таможенном контроле, платят высокие таможенные пошлины и другие налоговые сборы. После чего у них, понятно, интерес к легальной деятельности пропадает. Все похоже на то, что трудности санкционированного властями перехода – воспитательная
мера: граждане должны запомнить, что взятками действовать проще и мудрее.
Тем не менее правительства ближайших соседей – Таджикистана и Узбекистана – непрестанно ведут переговоры об "обустройстве" границ и упрощении приграничного экономического общения. Переговоры своеобразные. В основном они состоят из взаимных обвинений. Так было и в этот раз в Душанбе. "Почему-то узбекской делегации вообще на заседании не было. Мы двусторонние встречи с афганской и киргизской делегацией провели, а
с узбекской – нет", – первым пошел в наступление президент Ассоциации международных автомобильных перевозчиков Таджикистана Махмадали Шокиров.
"Вопросы снятия погранично-таможенных преград между Таджикистаном и Узбекистаном поднимаются регулярно как по дипломатическим каналам, так и при каждой рабочей встрече. Однако воз и ныне там, – сказал он. – Более того, в прошлом году Кабинет министров Узбекистана принял ряд постановлений о получении грузов на территории этой страны, которые еще
больше усугубили ситуацию. Они дают всего три дня на получение обратного груза, и чтобы этот груз получить в Узбекистане или отвезти его в третью страну, нужно получить официальное разрешение, причем не где-то, а в Кабинете министров. Если по каждой партии груза мы будем обращаться в правительство, то, думаю, говорить о каких-то международных перевозках будет сложно".
Логично. Но у Узбекистана есть по этому поводу собственные соображения. Вкратце их можно сформулировать: "с больной головы
на здоровую", как и назвало свое сообщение о заседании в Душанбе узбекское информагентство Press-uz.info.
"Нынешний Таджикистан снискал себе славу главного пути афганских наркотиков, который "стелется" много дальше. И не только в Российскую Федерацию, но и в Европу. Как в такой ситуации можно говорить об упрощении прохождения таможенного контроля на границе?.. – пишет корреспондент узбекского агентства. – Да, Европа должна быть безмерно благодарна, что только благодаря таким жестким
мерам таможенного контроля в Узбекистане не все еще молодые и средние умы Старого Света пребывают в постоянном наркотическом опьянении. Вот и выходит, что, обвиняя соседний Узбекистан в проблемах с пропуском грузов из Таджикистана, официальный Душанбе невольно показывает свои "уши, запыленные наркотическим порошком". – И продолжает: – Наверху в Таджикистане нам поют, что испытывают к нам самые теплые братские чувства, а при прохождении узбекско-таджикской границы погранцы и таможенники готовы буквально растерзать
всякого обладателя узбекского паспорта. Отделаться от таджикских "силовиков" и "законников" удается лишь за определенную мзду. Если же таковой в "казну" хранителей таджикской границы не поступает, то "виновника" тут же упекают в каталажку и обвиняют во всех тяжких грехах, вплоть до шпионажа, провоза наркотиков и другой контрабанды".
В общем, ситуация примерно понятна. Никакие международные конвенции, к которым уже присоединились обе республики – по дорогам, дорожным знакам, таможенным
процедурам, здесь уже не помогут. Прежде всего по той причине, что на границах азиатских соседних государств сходятся слишком много лоббистских интересов: как внутреннего лобби "в частности, таможенного и налогового, так и международных европейско-азиатских групп, заинтересованных в "рваных" границах. Такой перекресток слишком разных и слишком мощных лоббистов... Понятно, что на них руку не поднимет ни один из азиатских Кабинетов министров, даже если предположить – условно, – что у высоких чиновников нет личного
интереса в этом неурегулировании проблемы.
Как быть? Конечно, обустройство границ – слишком интимная проблема каждого государства, чтобы ее доверить кому-либо еще. Но здесь "третьи лица", возможно, были бы кстати. У среднеазиатских стран есть недавний опыт: Всемирный фонд дикой природы (WWF) создал для Узбекистана, Таджикистана, Казахстана, Туркмении и Киргизии экономико-экологический проект "Сети жизни". Одна из его составных частей – организация трансграничных территорий. В частности,
пойм рек Амударья и Сырдарья, горных комплексов Кугитанга и Тянь-Шаня, Устюрта. Проект учитывает тот факт, что у Таджикистана, Узбекистана и Киргизии до сих пор существуют территориальные и приграничные конфликты и претензии. Понятно, что WWF не та организация, которая будет обустраивать границы, – в задачи "Сетей жизни" входило организовать экономику азиатских стран, в том числе приграничную, так, чтобы не погубить окончательно их же экологию. Помочь могут только крупные, но независимые игроки азиатского рынка.
Они – есть. Во-первых, международные организации, кстати, спонсирующие и финансирующие разные экономические и гуманитарные программы в Азии, вроде ООН, Международного валютного фонда, Всемирного банка и прочих.
Во-вторых, бизнес, заинтересованный в реализации "дорожных" проектов, проходящих через территории спорящих стран. Даже навскидку можно назвать сразу несколько. Казахстан объявил, что примерно к 2010–2011 году создаст транспортный путь в точном соответствии с картой Шелкового пути,
пролегавшего здесь до нашей эры. А пролегал он, как известно, через территории всех современных центрально- и среднеазиатских государств.
Другой грандиозный проект – строительство Трансазиатской дороги длиной 140 тыс. километров, в котором участвуют 32 европейских и азиатских государства. В проекте задействованы территории "заграничных" азиатов – Японии, Южной Кореи, Китая, Индии, а также "наших" Киргизии, Узбекистана, Азербайджана, Таджикистана и прочих.
И наконец,
дружеское соглашение непосредственно конфликтующих сторон: возродить еще один "шелковый путь" договорились руководства Узбекистана, Таджикистана, Ирана и Афганистана. В их соглашении говорится о расширении трасс таким образом, чтобы открыть дороги среднеазиатским бизнесменам и путешественникам через Иран и Афганистан в Европу и к водам "общего пользования".