Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

* Документ дня: Постанова вiд 23.03.2004 № 359


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 27/03/2004
* Документ дня: Постанова вiд 23.03.2004 № 359

Количество просмотров: 15 (за период c 00:00 по 18:02 27/03/04), всего просмотров: 87
Постанова вiд 23.03.2004 № 359КМУ

Деякі питання пов'язані із справлянням податку на додану вартість
Вступил в силу с 23.03.2004

∙ Все хиты документов


MDoffice

Россия: Контроль в виде сервиса

К 2008 году российская таможня может войти в пятерку лучших таможен мира

Петр Орехин

40% всех поступлений в федеральный бюджет – именно столько обеспечивает сегодня таможенная служба. На этот год в планах таможенников стоит задача собрать ни много ни мало, а 1 триллион рублей. Очевидно, что такие впечатляющие показатели можно обеспечить не только за счет слаженной и интенсивной работы всех таможенников – очень важна еще и поддержка правительства. О перспективах развития таможни и о ее роли в российской экономике рассказал в интервью «НГ» первый заместитель руководителя Государственного таможенного комитета РФ Леонид Лозбенко.

-Леонид Аркадьевич, президент Владимир Путин и премьер-министр Михаил Фрадков одной из главных задач государства называют повышение национальной конкурентоспособности. Таможенная служба будет как-то участвовать в решении этой задачи?

– На мой взгляд, в нынешних экономических условиях таможенная служба, наверное, является одним из важнейших игроков на том поле, на котором президент обязал нас всех обеспечить конкурентоспособность российской экономики. Объясню, почему. В прошлом году рост ВВП составил около 7%. Из них 3,5% было обеспечено за счет внешней торговли. Я думаю, что здесь даже и объяснять особо не нужно, что реально работает с внешней торговлей именно таможня, именно она реально создает благоприятные условия либо барьеры и реально собирает деньги в бюджет. То есть вот вам ответ о роли и месте таможни в повышении конкурентоспособности российской экономики.

– А таможня готова в принципе решать задачи повышения уровня национальной конкурентоспособности?

– Одним из показателей качества нашей работы является отношение к нам в мире. В июне прошлого года на сессии Всемирной таможенной организации в Брюсселе Российская таможенная служба была единогласно избрана вице-президентом Всемирной таможенной организации и главным координатором Европейского региона, то есть от Атлантики до Тихого океана. До этого в течение 25 лет подобную роль выполняли то лько страны – члены Европейского сообщества. Мы полагаем, что это уже оценка, но мы далеки от иллюзий, что больше ничего не надо делать, что мы достигли идеала, но абсолютно точно понимаем, сколько еще предстоит сделать. Таможенная служба РФ имеет большую программу собственной модернизации. Российское правительство получило заем в размере 140 миллионов долларов на информатизацию таможенной службы, и на этой базе уже полностью отработаны программы по месяцам, если хотите – по неделям. Нас легко будет проверить в течение каждого года. Можно посмотреть наши цифры и сказать: здесь выполняете, а здесь нет – и спросить, почему. Мы готовы будем ответить. Но по большому счету мы перед собой уже поставили чрезвычайно амбициозную цель – к 2008 году попасть в пятерку лучших таможенных администраций мира.

– Леонид Аркадьевич, продолжим тему про 140 миллионов долларов: во что в 2008 году выльется этот заем?

– Он выльется в то, что мы будем иметь Таможенную службу РФ, которая будет уже по всем основным показателям отвечать критериям современной таможенной службы. Поясню. Любая таможенная администрация может считаться состоявшейся, – это я вам говорю как бывший заместитель генерального секретаря Всемирной таможенной организации, – если в ней есть четыре компонента. Первое – это инфраструктура, то есть наличие пунктов пропуска через границу, обустроенных таможенных постов внутри страны и связь между ними. Второе – это правовая база, которая зиждется на международных стандартах и принципах. Третье – это кадровый потенциал, который в состоянии все это реализовать. Четвертое – это информационные технологии, без которых на сегодняшний день охватить миллиардные потоки просто невозможно. Так вот, к 2008 году основные элементы будут подготовлены. Это даст нам возможность в значительной степени в электронном виде начинать работать с информацией, которую мы должны заблаговременно получать до того, как товар поступит на территорию России. Это даст нам возможность работать по системе оценки рисков, так, как работают другие таможенные администрации. Мы хотим, чтобы нас не было видно, совсем никак и нигде, но чтобы мы были везде. А в целом ставится такая задача, которую я недавно выдвигал на Всероссийском совещании начальников таможенных органов: мы хотим осуществлять контроль в виде сервиса. Вот задача, которую мы хотим реализовать. Контроль в виде сервиса. Это сложно, это трудно. Но для этого все подготовлено. Это не девиз и не лозунг, я могу показать конкретную программу, расписанную по дням и часам.

– А вы не боитесь, что ваши планы модернизации как-то пострадают из-за реорганизации правительства?

– Вопрос любопытный и непростой. В принципе сама реорганизация комитета в службу – это, бесспорно, продуманный и понятный шаг. У нас есть Федеральная пограничная служба, Федеральная служба безопасности, теперь есть Федеральная таможенная служба. Главный наш куратор – это Минэкономразвития, а в части, касающейся финансов, – Министерство финансов. Мы очень надеемся, что эти два министерства помогут нам реализовать нашу программу модернизации. Если будет поддержка, мы это сделаем. Служба готова.

– Нет ли у вас опасения, что у таможни отберут ряд функций? Например, правоохранительную?

– На сегодняшний день исходя из того, что мы знаем от наших кураторов, таких опасений нет.

– С 1 января вступил в силу новый Таможенный кодекс. Что изменилось в работе таможенной службы?

– Было очень много пессимистических прогнозов относительно того, что мы не справимся со сроками, установленными в законе. Да, мы единственная таможенная служба в мире, которая записала в своем законодательстве три дня и не больше на таможенное оформление. Все остальные пока не решились. Прошло три месяца с начала введения кодекса. Никаких серьезных сбоев, никаких серьезных жалоб не было. Сегодня в среднем в первый день мы «растамаживаем» 63% всех грузов, поступающих на территорию России. Во второй день – 22%. Всего около 5–6% грузов оформляется в срок более трех дней. Эти показатели говорят о том, что таможня благодаря своим новы м методам работы в этот период смогла помочь интенсификации внешнеторгового оборота. Соответственно выросло поступление денег в казну. Кроме того, мы получили большое количество благодарностей, в том числе от крупных зарубежных компаний.

– Насколько увеличились поступления в бюджет?

– Если за первые два месяца прошлого года таможенные органы перечислили в федеральный бюджет 99,05 миллиарда рублей, то за первые два месяца этого года перечислено уже 140,54 миллиарда. Эта цифра выше запланированной почти на 10%.

– Леонид Аркадьевич, а что дает больше казне – экспорт или импорт?

– Сейчас больше импорт. За прошлый год на его долю пришлось более 60% всех таможенных платежей.

"НГ.Ру".

Виртуальная таможня

Россия: Взаимная неудовлетворенность

Отношения России и объединенной Европы приблизились к черте, за которой должно последовать критическое переосмысление пройденного за последние годы. Очевидная взаимная неудовлетворенность, если не сказать раздражение, имеет глубокие причины, носящие объективный характер.
Во-первых, конфликт в сфере энергетики. В 2003 г. стало окончательно ясно, что российское руководство намерено сохранять стратегический контроль над колоссальными природными богатствами страны и использовать энергетический рычаг во внешней политике. Это идет вразрез с планами ЕС по обеспечению своей энергетической безопасности. В результате в состоянии стагнации пребывают основные совместные проекты - энергетический диалог, построение общего экономического пространства, сложно идут переговоры о вступлении России в ВТО.
Во-вторых, Россию и ЕС все больше разделяет постсоветское пространство. После расширения Евросоюза на восток он просто вынужден активизировать свою политику в СНГ, что приводит к конфликту с Россией, предложившей постсоветским государствам собственный интеграционный проект. Сложности наглядно проявились в ситуации с урегулированием в Приднестровье, когда европейцы дали Москве понять, что будут блокировать ее попытки самостоятельно действовать на пространстве СНГ.
В-третьих, вступление в ЕС стран Центральной и Восточной Европы привносит доставшиеся им от прошлого антироссийские эмоции в европейскую политику. Ряд восточноевропейских столиц может быть заинтересован в сохранении конфликтного потенциала отношений с Россией, что даст им статус псевдоприфронтовых государств и соответствующие дивиденды.
Наконец, на отношения с Россией проецируются внутриевропейские сложности. Провал проекта конституции и проявлявшаяся уже не раз неспособность ЕС к проведению единой внешней политики толкают европейцев к желанию показать свою эффективность хоть на каком-нибудь, в данном случае российском, направлении.

Партнеры-соперники

На этом фоне в Европейском союзе делается попытка сформироват ь новую российскую политику. Старт этому процессу был дан на европейском саммите в декабре 2003 г., когда главы государств ЕС поручили Европейской комиссии подготовить предложения по ревизии отношений с Россией. В феврале эти предложения были рассмотрены и одобрены Советом министров иностранных дел ЕС.
С одной стороны, все официальные документы, выпущенные за последнюю пару месяцев органами Евросоюза, содержат тезис о необходимости восприятия Россией базовых европейских норм и ценностей, т. е. ее европеизации. С другой стороны, все более явственно прослеживается принципиально новая установка на защиту собственно европейских интересов. В ЕС на глазах ослабевает никогда не доминировавшее, но всегда присутствовавшее представление о принципиальной возможности интеграции России в сообщество наций, разделяющих сходные ценности, превращения ее в часть Севера на оси Север - Юг. Взамен этого усиливаются настроения о принципиальной неинтегрируемости России, естественности ее пребывания за пределами европейского пространства в статусе партнера-соперника.

Новая старая политика

Но как же в таком случае быть с тезисом о необходимости восприятия Россией "базовых европейских ценностей", формирующих сейчас моральный кодекс страны - строителя единой Европы? Ведь именно регулярные провалы на этом поприще остаются главным упреком со стороны ЕС. При этом ни Россия, ни Европейский союз не желают признать тот факт, что сейчас они представляют собой совершенно разные политико-экономические системы. А стало быть, и интеграция между ними, по меньшей мере в среднесрочной перспективе, совершенно нереальна.
Если же нет перспективы членства в ЕС, то зачем принимать его политические и правовые стандарты?
Именно здесь и кроется первопричина некоторой шизофреничности российско-европейских отношений. С самого начала осознанного диалога и Москва, и Брюссель всегда настаивали на том, что Россия сделала европейский выбор, и это, то есть общность стратегических интересов, определяет двустороннюю пов естку дня. Однако как только дело доходит до обсуждения действительно важных вопросов, все разговоры о европейских перспективах России забываются и начинается торг, более похожий на отношения ЕС с неевропейскими Китаем или Японией.
Объективный анализ современного состояния отношений России и Европейского союза свидетельствует о том, что обеим сторонам не хватает стратегического видения будущего. В результате все новые инициативы, будь то зона свободной торговли, энергетический диалог, общее экономическое пространство или уже "четыре общих пространства" образца 2003 г., остаются в рамках формально-интеграционной модели, сверстанной в начале 1990-х гг. и неоднократно доказавшей свою неэффективность.

Как выйти из порочного круга

Одной из наиболее актуальных задач сегодняшнего дня становится совместное, открытое и честное обсуждение как всего комплекса накопившихся проблем, так и, что самое важное, перспектив российско-европейских отношений. Необходимо избавить административные органы России и единой Европы от несвойственной им функции определения стратегической повестки дня.
Для выработки подлинной стратегии взаимоотношений целесообразно создать неправительственный форум, задачей которого станет вовлечение широких политических и интеллектуальных слоев в открытую, недипломатическую и временами нелицеприятную, но честную дискуссию. Результатом такой дискуссии станет не только выявление потенциальных источников кризисов, но и совместное понимание будущего отношений России и Европейского союза. Кроме того, постепенно сформировался бы потенциал цивилизованного лоббирования двусторонних отношений, заменяющий собой существующую модель, на практике работающую на периодическое воспроизводство кризисов.
Конец европеизации России не выгоден никому. Для Москвы это будет означать резкое сокращение шансов на успешную реализацию столь важного модернизационного проекта и вытеснение на периферию мировой политики. Для Брюсселя это фактический крах большого европейского проекта, кото рый без органичного и стабильного включения России будет всегда выглядеть незаконченным.
Тимофей Бордачев - руководитель исследовательских программ Совета по внешней и оборонной политике, Аркадий Мошес - руководитель программы "Россия - ЕС" Финского института международных отношений. Полностью статья будет опубликована в журнале "Россия в глобальной политике".



Бордачев Тимофей, Мошес Аркадий, Ведомости



Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

trs.ru

Россия: Ближе к народу

На консультативном совете по работе с участниками внешнеэкономической деятельности при Удмуртской таможне, состоявшемся 18 марта, его председатель, начальник Удмуртской таможни Александр Кочнов объявил о предстоящих в ближайшее время преобразованиях. По его словам, в течение 2 лет ГТК РФ намерен произвести ревизию нормативной базы с целью ее сокращения. В итоге к 2006 году в системе государственного таможенного контроля должно остаться не более 100 приказов, определяющих порядок таможенного оформления и взаимоотношения участников ВЭД. Сейчас же таможенники работают, исходя из более 3 тысяч нормативных документов. Также к 2006 году, по словам Александра Кочнова, будет значительно сокращено время таможенного оформления. Эти новости наверняка будут приятны участникам ВЭД. Кстати, по информации Александра Кочнова, в 2003 году в Удмуртии был зарегистрирован 351 участник внешнеэкономической деятельности (в 2002 году – 350). За прошедший год Удмуртской таможней был собран в федеральный бюджет 1 млрд 421 млн 494 тыс. рублей, оформлено более 4,5 тысячи грузовых таможенных деклараций.

АиФ

Виртуальная таможня

Россия: Что взять в залог

ГТК России разъяснил ряд вопросов, связанных с обеспечением уплаты таможенных платежей. Рекомендации Комитета изложены в письме № 01–О6/ 8481 от 10 марта 2004 года «О заключении договоров залога».



При принятии таможенными органами в качестве способа обеспечения уплаты таможенных платежей залога товаров и иного имущества ГТК России рекомендует учитывать следующее.

В настоящее время наблюдается увеличение случаев представления на согласование в ГТК России проектов договоров залога, где предметом выступает имущество, в отношении которого возникают сомнения о возможности его реализации при обращении на него взыскания в случае неисполнения обязанности по уплате таможенных платежей по цене, которая в полной мере покроет задолженности по уплате таможенных платежей. Например, среди имущества, предлагаемого в качестве предмета залога, предоставляются персональные компьютеры, телефонные аппараты, лазерные принтеры, сканеры, ксероксы, аккумуляторные батареи, электропогрузчики, автомобильные полуприцепы и транспортные средства, срок службы которых к моменту заключения договора уже составил десять и более лет, и иное аналогичное имущество. Следует учитывать, что стоимость данного имущества, предоставляемого в качестве предмета залога, неизбежно существенно уменьшится к моменту наступления срока исполнения обязательства, обеспеченного залогом, путем естественного износа, а также в связи развитием новых технологий.

Эффективность залога как способа обеспечения исполнения обязательства зависит не только от финансового состояния залогодателя, но и от качества имущества, передаваемого в залог. Критерии качества имущества, выступающего предметом залога, могут быть определены ликвидностью и длительностью его хранения. Подразделениям таможенных органов, готовящим заключения о ликвидности предмета залога, следует помнить о необходимости независимой оценки стоимости предмета залога с учетом срока исполнения обеспеченного залогом обязательства. При этом стоимость предмета залога, предоставляемого в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, не должна быть менее сумм, указанных ст. 339 Таможенного кодекса Российской Федерации. Решение о возможности применения в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей залога принимается таможенным органом, который также вправе по своему усмотрению избрать любой из способов обеспечения уплаты таможенных платежей, предусмотренных ст. 340 Таможенного кодекса Российской Федерации (залог, банковская гарантия или гарантия иной кредитной организации, внесение на депозит подлежащих уплате сумм таможенных платежей, применение страхования), являющийся с точки зрения таможенного органа наиболее приемлемым для обеспечения уплаты таможенных платежей.

Определяя ликвидность заложенного имущества следует помнить, что в соответствии с п. 20 Стандартов оценки, обязательных к применению субъектами оценочной деятельности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.07.2001 № 519, итоговая величина стоимости объекта оценки, указанная в отчете об оценке, составленном в порядке и на основании требований, установленных Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»,стандартами оценки и нормативными актами по оценочной деятельности уполномоченного органа по контролю за осуществлением оценочной деятельности в Российской Федерации, может быть признана рекомендуемой для целей совершения сделки с объектом оценки, если с даты представления публичной оферты прошло не более 6 месяцев. Заключение о ликвидности предмета залога, а также предварительный расчет расходов таможенного органа на реализацию предмета залога готовится подразделением таможенного органа, ответственным за работу с товарами, обращенными в федеральную собственность, на основании п. 51 распоряжения ГТК России от 29.10.2003 № 596-р «Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей».

Принимая во внимание положения ст. 421 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соо тветствии с которой стороны свободны в заключении договора и выборе контрагента, включая право воздерживаться от вступления в договорные отношения, самостоятельны в принятии решения о заключении договора и выборе вида договора, а также учитывая, что договор залога по своей природе является гражданско-правовой сделкой,таможенным органам необходимо самостоятельно определять приемлемость имущества, составляющего предмет залога, для обеспечения уплаты таможенных платежей. Следует иметь в виду, что договор, заключаемый таможенными органами и лицами, осуществляющими деятельность в области таможенного дела, не является предметом регулирования административного права, поскольку строится на основе норм гражданского законодательства Российской Федерации, а не на отношениях власти и подчинения упомянутых субъектов.

На основании изложенного, а также учитывая, что правоприменительная практика по применению договора залога в качестве обеспечения уплаты таможенных платежей подлежит формированию, ГТК России рекомендует при рассмотрении указанных договоров залога руководствоваться распоряжением ГТК России от 29.10.2003 № 596-р «Об утверждении Порядка работы таможенных органов с обеспечением уплаты таможенных платежей» и письмом ГТК России от 06.06.2003 № 01-06/23287 «О методике работы с договорами залога», а также обратить внимание на заключение договоров залога, предметом которых выступает имущество, ликвидность которого вызывает сомнение.

Статс-секретарь -заместитель председателя Комитета Ю.Ф. Азаров

журнал "Таможня"

Виртуальная таможня

Россия: "Затраты компаний на таможенное оформление уменьшились в 2 раза"

2004 года вступил в силу новый Таможенный кодекс, который должен был заметно облегчить жизнь участникам внешнеэкономической деятельности. О первых итогах работы кодекса корреспонденту ГАЗЕТЫ Марии Селивановой рассказал руководитель Главного управления федеральных таможенных доходов ГТК России Эльчин Сафаров.

'Более 98% товаров оформляется в трехдневный срок'

- Каковы первые результаты работы нового Таможенного кодекса?

- По первым результатам за текущий год можно сделать вывод:

таможенники выполняют план по сбору платежей. Контрольные показатели за январь перевыполнены ГТК на 6% по всем видам налогов. На 15 марта квартальное задание выполнено на 88%.

- Авторы кодекса обещали сокращение сроков таможенного оформления с десяти до трех дней, упрощение процедуры оформления и возможность предварительного декларирования товаров. Соблюдаются ли сроки?

- Более 98% товаров по стране оформляется в трехдневный срок. Для задержки при оформлении оставшихся 2% всегда есть какие-то основания. Крупные и стабильные операторы на рынке переходят на предварительное декларирование, которое позволяет оформлять товар не за три дня, а за три часа.

- Сколько компаний пользуются разрешенным в ТК предварительным декларированием?

- На предварительное декларирование перешли 35-40% крупных налогоплательщиков-экспортеров и 10% импортеров. Кстати, по статистике, 75% общего объема платежей формируют всего 2 тыс. юридических лиц.

- На сколько подешевела растаможка?

- Затраты компаний на таможенное оформление товаров уменьшились в 2-3 раза, в основном за счет оборота: участникам ВЭД уже не нужно несколько дней хранить товар на складе. Раньше одну фуру импортер оформлял за три дня, а теперь за тот же срок - три фуры. Чем быстрее грузы оформляются на таможне, тем быстрее платежи поступают в бюджет.

- Более быстрое таможенное оформление должно уменьшить цену товара? - Конечно.

- Но я как потребитель этого не чувствую.

- Уровень внутренних цен на импо ртные товары зависит от многих факторов: уровня инфляции, цены аренды помещения и многих других.

'Просто наши коммерсанты хотят работать с прибылью в 100-300%'

- Таможенные органы осуществляют контроль только при пересечении товаром границы?

- Кодекс особое внимание уделяет процедуре постконтроля: таможенник может прийти к импортеру и провести ревизию, аудит. Даже если товар выпущен в свободное обращение или продан. Таможенные органы проверяют документы и определяют, правильно ли была указана при ввозе номенклатура товара, его стоимость.

- И могут поправить таможенную стоимость?

- Могут. Если стоимость товара, указанная в декларации, существенно ниже, чем та, по которой он был продан, то у таможенника возникает вопрос: а не занижена ли таможенная стоимость? Существует шесть методов определения таможенной стоимости - в частности, есть метод вычитания. Например, ввезли автомобиль Volkswagen Passat, который стоит 25 тыс. долларов. Если в таможенных документах указана стоимость 5 тыс. долларов, а его продали в России за 30 тыс. долларов, то таможенники методом вычитания одной суммы из другой определяют ту стоимость, которая должна была бы быть задекларирована. В ситуации с Volkswagen импортер недоплатил пошлины с суммы около 20 тыс. долларов. Ну не может такая машина стоить 5 тыс. долларов! В этой ситуации участник ВЭД должен доказать заявленную стоимость машины или доплатить таможенный платеж в бюджет. Это мировая практика.

- Но ведь когда таможенники увеличивают таможенную стоимость, импортер будет вынужден увеличить цену товара?

- В 70% случаев увеличение таможенной стоимости для целей налогообложения никоим образом не отражается на цене товара. Просто наши коммерсанты хотят работать с прибылью в 100-300%, хотя, например, в советское время торговля работала при рентабельности не ниже 30-40%, а весь мир работает на прибыли в 10%.

'Челноки были, есть и будут, пока существуют рынки на стадионах'

- Какова доля платежей в казну от физлиц?

- От граждан в бюджет поступает 5-6 млрд. рублей, или 10% от неналоговых поступлений. Товары, ввезенные физическими лицами, составляют всего лишь 0,1% от общего объема ввоза.

- С вступлением в силу нового Таможенного кодекса сумма, на которую граждане могут ввозить товары беспошлинно, увеличилась с 1 тыс. до 2 тыс. долларов. Вы не боитесь увеличения ввоза товаров, например, челноками?

- Не боимся. Сегодня массового ввоза товаров челноками для последующей перепродажи уже нет, люди в основном возят вещи для себя. Хотя все же челноки были, есть и будут, пока у нас будут существовать вещевые рынки на стадионах. Болевая точка - это китайцы, которые везут ширпотреб. Поскольку беспошлинно граждане могут ввозить груз весом до 50 кг, китайцы на Дальнем Востоке везут тюки по 49 кг. Некоторые из них несколько раз в день пересекают границу.

- Каков критерий, согласно которому таможенники определяют, для себя или на продажу ввозится товар?

- Если импортер везет ящик, например, бантиков, таможеннику ясно, что они на продажу. Недавно был пассажир, который вез 5 тыс. колготок якобы для жены. У таможенников возник вопрос: сколько же у него жен? Даже по исламским законам разрешено иметь всего четыре жены. Можно, конечно, объяснить, что колготки - вещь разовая. Но пошлину за товар заплатить пришлось.

Очень сложно определять стоимость товаров, ввозимых гражданами: паспорта сделки нет, контракта нет, товар куплен на рынке. Бывает, конечно, что физлица признаются, что партия товара предназначена для последующей перепродажи. Они предоставляют информацию о цене товара и платят пошлину. Но даже в этой ситуации велика вероятность занижения таможенной стоимости. Ведь один и тот же товар, например, в Юго-Восточной Азии можно купить по разным ценам, и колебание может достигать 70-80% в зависимости от качества. Поэтому в спорных ситуациях приглашаются специалисты, которые делают экспертизу, определяя стоимость товара.

'Скоро жулик не сможет получить номера'

- Несколько месяцев назад прави тельство практически уравняло пошлины на ввоз иномарок для физлиц и организаций. Кого сейчас предпочитает потребитель: как и прежде, перегонщика или официального дилера автомобильных компаний?

- Статистика показывает, что с каждым годом увеличивается количество ввозимых машин именно официальными дилерами. Если раньше 80% ввозили физлица, то за последние несколько лет у нас появились регионы, где машины ввозят только дилеры. Потребитель тоже изменился, он стал более грамотным и хочет покупать машину у дилера, потому что понимает, что это юридически правильно оформленная машина. Дилер гарантирует, что машина не угнанная, новая, предоставляет сервисное обслуживание и кредит. Ее можно вернуть, если она окажется некачественной. Физлица, ввозящие в Россию машины, таких услуг не предоставляют.

В целом же платежи от импорта автомобилей составляют сейчас 4% доходной части бюджета.

- Если покупатель приобретает машину с рук, у него нет гарантии, что она не в угоне или прошла полное таможенное оформление. Что ГТК планирует делать в этом направлении?

- Мы начали серьезно взаимодействовать с ГИБДД. ГТК в год оформляет 500 тыс. ввезенных иномарок, такой же объем должен быть оформлен в ГИБДД. Я думаю, что в нынешнем году нам удастся навести полный порядок в этом направлении. В скором времени по поддельному ПТС жулик не сможет получить номера. Будет создана система, которая позволит моментально узнавать историю автомобиля и полноту его таможенного оформления.

- Больше ввозят дорогих или дешевых машин?

- Рынок уже дифференцирован: ввозят как дорогие, так и дешевые авто. Есть и супердорогие машины. Все марки, выпускаемые в мире, уже представлены в России. ГТК определил единственное место декларирования дорогих авто - это Центральная акцизная таможня.

- По словам налоговиков, самый трудный в администрировании налог - НДС. Что делают таможенные органы для пресечения незаконного возврата экспортного НДС?

- Таможенные органы не занимаются возмещением НДС. Но в ГТК формируе тся документ, необходимый экспортерам, который дает право на возврат этого налога и подтверждает факт пересечения товаром границы.

- Введение НДС-счетов может решить проблему незаконного возмещения этого налога?

- Мне сложно прогнозировать, насколько введение спецсчетов решит проблему незаконного возврата НДС. Может быть, в маленьких странах это и было бы правильно, но мне кажется, что в России только этой меры будет недостаточно.

Газета

Виртуальная таможня

Россия: Работа в условиях действия нового ТК РФ: взгляд брокера

Раздумьями о путях решения проблем, с которыми пришлось столкнуться таможенным брокерам с введением нового Таможенного Кодекса РФ, поделился Владимир Игнатьев -президент Региональной ассоциации таможенных брокеров "Северо-Запад".

- Какай, на ваш взгляд, преследовалась цель при введении в действие нового Таможенного кодекса РФ? И как это отразилось на деятельности таможенных брокеров?

- Все мероприятия в связи с введением таможенного кодекса проводились с прицелом на оптимизацию работы как таможенных органов, так и "околотаможенных" структур, осуществляющих деятельность в области таможенного дела. К таким по полному праву в соответствии со статьей 18 "Деятельность в области таможенного дела" относятся таможенные перевозчики, владельцы складов временного хранения, владельцы таможенных складов и таможенные брокеры (представители]. Оптимизация количества таможенных брокеров и СВХ на самом-то деле - дело благое. Но что получается в реальности? Размеры обеспечения деятельности для таможенных брокеров увеличили в 200 раз. Понятно, что цифра эта получилась не просто так:
и в рамках старого кодекса не раз пытались привести суммы в соответствие с проведенными платежами. Тогда минимальная сумма обеспечения была 250 тысяч рублей, и постоянно предпринимались попытки поставить размер обеспечения в зависимость от объемов обработанных грузов,естественно,скорректировав эту сумму в сторону увеличения. Но все попытки провести это тогда не увенчались успехом. Сумма "на выходе" возникла сумасшедшая. И получилось, что одному таможенному брокеру обеспечение выходило 250 тысяч рублей, другому - несколько миллионов. Видно, что нынешние цифры - результат анализа и расчета. Но, тем не менее, рост, по сравнению с тем, что было раньше, - в 200 раз.

- Как на работу таможенный брокеров повлияло введение Реестра таможенных брокеров (представителей)?

- Это, в принципе, предыдущий вопрос, только "вид сбоку". Понятно, что тем, кто сегодня вошел в реестр, - то ли с получением банковской гарантии, или с внесением д епозита, или при использовании поручительства - все это стоит денег. Причем денег достаточно больших.

- Те, кто вошел в реестр, получили ли какие-нибудь преимущества по сравнению с остальными?

- На сегодняшний день те, кто вошел в реестр, практически никаких реальных преимуществ перед остальными не получили. Это - основная проблема: люди деньги заплатили, в реестр вошли, но, по большому счету, для них ничего не изменилось. С другой стороны, ситуация понятна и объяснима: для таможенных органов ближайшая первоочередная задача была какой? Чтобы с введением нового Таможенного кодекса вообще все не рухнуло, не нарушился технологический процесс. Так что, скорее всего, до этих вопросов пока просто "руки не дошли". А ведь речь идет отнюдь не о привилегиях. Подчеркиваю: никто не хочет добиваться никаких привилегий. Речь идет о том, что есть Таможенный кодекс, который дает брокеру какие-то определенные возможности, которых не было раньше. Но ведь на деле-то их пока нет. И складывается ситуация, когда, с одной стороны, есть внесенный в реестр брокер, а с другой стороны, есть люди, которые работают "за печатью клиента", и разницы между ними фактически никакой. Понятно, что если вы внесли какие-то деньги, вы должны были при этом увеличить расценки, чтобы эти деньги "отбить" назад. А на деле получается, что расценки поднять нельзя по той простой причине, что есть и другие - кто их поднимать не будет, потому что дополнительной финансовой нагрузки по обеспечению своей деятельности не несут и, следовательно, продолжают практиковать "серые схемы", которые как были, так и остались. Таким образом, новые возможности продекларированы, но отсутствуют механизмы их реализации. Хотя, справедливости ради, необходимо указать на наметившийся прорыв в отношении таможенных органов к тем, кто осуществляет свою деятельность в области таможенного дела в соответствии с требованиями нового законодательства. "Первой ласточкой" здесь можно считать приказ ГТК России № 29 "О применении таможенных карт". Этим нормативным актом утверждена технология, цель которой - максимально упростить расчеты при уплате таможенных платежей и значительно сократить сроки таможенного оформления товаров для лиц, использующих при уплате таможенных платежей микропроцессорные пластиковые (таможенные] карты. Важным с точки зрения предоставления брокеру дополнительных возможностей, в том числе, и значительно упрощающих и доставку товара, в этом документе является пункт 8. "Если держателем таможенной карты является таможенный брокер, то с согласия таможенного органа резервирование денежных средств и уплату таможенных платежей из разрезервированных денежных средств таможенный брокер может осуществлять за третьих лиц". А это уже совсем другие возможности работы, при помощи которых проявляется существенная экономия времени и денежных средств не только самого брокера, но так же и его клиента.

- То есть "серые схемы" по-прежнему действуют?

- Да. Мы много обсуждали с таможенными органами эту проблему: "серые схемы" изжить не удается. Пожалуй, впервые у нас с таможенниками получился разговор "не по разные стороны баррикады": потому что и таможня напрямую заинтересована работать с нормальным брокером, который получил обеспечение своей деятельности, заявил о том, что никуда с этого рынка услуг не денется, что он будет продолжать работать дальше, будучи полностью открытым и прозрачным с точки зрения контроля со стороны государственных органов, перечисляя в федеральный бюджет все необходимые платежи. Да и брокерам тоже выгоднее работать по понятным правилам. В отличие от тех, кто участвует в "серых схемах" и практически не несет никакой ответственности перед клиентом за свои действия. Что же касается ассоциации таможенных брокеров "Северо-запад", она выражает общие интересы всех брокеров, в этом - смысл ее работы. Мы говорим не только о членах ассоциации, но и вообще о всех тех, кто вошел в реестр. Другой вопрос, что членам ассоциации поспособствовали вхождению в реестр, через механизм поручительства, и 21 организация из членов ассоциации у нас этими поручительствам и воспользовалась. Но это проблема шире - речь идет вообще обо всех тех, кто вошел в реестр.

- Л как у ассоциации складываются отношения с Государственным таможенным комитетом, с Москвой?

- Мы обратились в ГТК России с предложением разрешить ассоциации выступать в качестве поручителя и получили отказ. Но, в то же время, точно такой же механизм, который предложили мы, был разрешен СВТС и НАТБ (Национальной ассоциации таможенных брокеров). И он нормально реализуется. Что касается НАТБ - мы являемся коллективным членом этой организации. Но не стоит забывать о несколько разных условиях поручительства. Так, для того чтобы брокеру получить поручительство НАТБ и СВТС, ему необходимо внести разовый взнос в размере 50 тысяч долларов США и далее выплачивать ежемесячный взнос. Для получения поручительства Таможенной карты не требуется исключать из оборота организации суммы такого порядка для единовременного взноса, а размеры ежемесячного практически соизмеримы со взносами НАТБ и СВТС. Главное отличие заключается в том, что брокер обязуется 30% таможенных платежей проводить через Таможенную карту. Каким мне видится возможное развитие сотрудничества? Никто не мешает брокеру изменить вид поручительства, или, положим, получить банковскую гарантию, или, возможно, появится страховая технология: все это - вопрос времени. Но в любом случае вынутые из оборота 50 тысяч условных единиц - это деньги. С другой стороны, нет обязательств отчислений по платежам через Таможенную карту. На самом деле, когда знаешь правила игры, всем спокойнее. А что такое наибольшая выгода? Чем у тебя больше платежи, тем больше отчисления в Таможенную карту. И тогда, может быть, выгоднее внести 50 тысяч условных единиц и работать через НАТБ.

- То есть с введением нового ТК, с работой через "таможенную карту" фактически произошло укрупнение, выжили сильнейшие?

- Укрупнения как раз тут и не произошло, Услугами поручительств Таможенной карты у нас сегодня воспользовались не крупные брокеры, а средние. С мелкими брокерами понятно - их вообще на легальном рынке не осталось. Они-то как раз и "ушли в тень". И как работали, так и продолжают, и отбирают честный хлеб у "белых брокеров". Средним брокерам, там, где небольшие платежи, выгоднее работать через Таможенную карту. Там, где громадные платежи, вопрос "выгоды" перемежается с вопросом "удобства". Насколько выгоднее работать через Таможенную карту? Тут, скорее, дело привычки. Надо себя переломить и заставить работать по-новому. Ведь для того чтобы сделать эту услугу привлекательной, мы вместе с 000 "Таможенная карта" проговаривали новые условия. Разработали новый тариф. Почему не работала до недавнего времени в Северо-Западном регионе Таможенная карта? Потому что банки-эмитенты устанавливали достаточно высокие тарифы. Новый же тариф предусматривает, во-первых, овердрафт, во-вторых, независимо от объема платежей вводит размер комиссии 0,15%. Правда, для того чтобы получить такой тариф, нужно выполнить определенные условия: включиться в систему поручительств и получить еще одно поручительство от Таможенной карты на овердрафт. Брокер получает фактически беспроцентный кредит на одни сутки, но это - кредит в форме овердрафта. Деньги списываются с Таможенной карты, то есть банка, а на следующий день их необходимо возместить. Процентов за это платить не надо, Такая услуга должна быть достаточной. Не надо заранее вынимать деньги из оборота. А так - какая мне разница, если я загнал деньги в банк, а потом их списываю через Таможенную карту - я просто плачу лишние деньги таможенной карте в качестве комиссии. Вот почему мы делали упор на среднего брокера - там каждая копейка считается.

- Как вы охарактеризуете отношения, складывающиеся у ассоциации с СЗТУ?

- Что касается отношений с Северо-Западным таможенным управлением, то я их уже охарактеризовал как нормальные. Понятно, что новый Таможенный кодекс вносит свои определенные коррективы в эти отношения. Мы сейчас вышли с предложением дополнить рядом положений существующее Соглашение о сотрудничестве между СЗТУ и ассоциацией, чтобы сокра тить риски, поскольку в любом случае само поручительство - это риск. Смысл дополнений достаточно прост. Он вытекает из механизма коллективной гарантии для членов ассоциации, который нами разработан. Брокеры, использующие поручительство Таможенной карты, которая одновременно с выдачей поручительства брокеру, заключает точно такой же договор с ассоциацией, могут по новому законодательству сами выступать поручителями перед таможенными органами за других лиц. И если кто-то из брокеров допустит нарушения, он тем самым подведет всех. Таможенная карта, заплатив штрафные санкции, выставит счет ассоциации, и уже все члены ассоциации будут коллективно и солидарно погашать создавшуюся задолженность. Нами уже начата работа по мониторингу договоров поручительства брокеров за других лиц с целью сведения рисков до минимума. Можно было бы просто застраховаться и потом получить страховку. Но такое страхование финансового риска обойдется в месяц около 10 тысяч условных единиц. А за такие деньги можно содержать нормальную службу собственной безопасности. Поэтому, суть наших предложений сводится к тому, чтобы таможенные органы информировали ассоциацию в случаях, когда к ним обратился брокер - член ассоциации с не согласованным с ассоциацией договором поручительства. А мы уже будем принимать свои меры. Таможенным органам это в общем-то безразлично: согласован ли с ассоциацией договор поручительства брокера за другое лицо. В соответствии с действующим законодательством таможенный орган обязан принять договор поручительства и не согласованный с ассоциацией, но проинформировать об этом ассоциацию никто не мешает.

Еще одно направление деятельности - разграничение функций таможенного оформления и таможенного контроля. Логика последних событий (я имею в виду изменения в структуре Правительства Российской Федерации) как раз и состоит в том, что на федеральные службы, к которым теперь отнесены таможенные органы, как раз и возложены в основном контрольные функции. Это означает, что центр тяжести в работе таможенных органов, как мне ка жется, будет перемещаться именно в сторону таможенного контроля. Следовательно, на первые роли в работе по таможенному оформлению, по идее, должны выйти таможенные брокеры.

Беседовал Андрей КОПЛДНОВ

"Виртуальная таможня" по материалам журнала "Таможня"

Виртуальная таможня

Россия: Пошлины тормозят инвестиции

За ввоз оборудования приходится платить до 33 процентов его стоимости
Существующие в нашей стране высокие пошлины на инвестиционные товары тормозят развитие перерабатывающих отраслей. Так считает ведущий научный сотрудник центра "Банки и кредитная политика" Института Европы РАН Всеволод Ситнин. "Крайне недальновидно, - подчеркнул Всеволод Ситнин, - рапортовать о профиците, громоздить огромные валютные запасы и продолжать развивать добывающие отрасли и потребительский импорт". Валютные поступления надо использовать прежде всего для завоза в страну инвестиционных товаров.
"Сегодня, - утверждает Всеволод Ситнин, - необходимо вплотную заняться восстановлением и развитием производства средств производства. К сожалению, таможенные пошлины доходят до 33 процентов стоимости инвестиционных товаров. В результате хотя импорт промышленного оборудования для быстро окупающегося производства потребительских товаров и вырос за прошлый год на 25 процентов, но импорт для развития производства средств производства с его длительным циклом окупаемости практически отсутствует. В качестве примера такого недальновидного подхода Всеволод Ситнин назвал ситуацию с выпуском ПЭТ-тары. "Известно, что из ПЭТ-заготовок выдувают бутылки и любую другую тару и заполняют их товаром, напитками например. Но сами заготовки мы закупаем за границей. Конкретно - в Южной Корее", - отметил он. Между тем заготовки получают из газового конденсата. Страна, владеющая крупнейшими в мире запасами этого конденсата, не имеет соответствующих заводов, потому что инвестиционный импорт оборудования для выпуска соответствующих машин невыгоден.
Вторая сторона этой медали, считает Всеволод Ситнин, - продолжающееся падение экспорта собственного оборудования - на 9 процентов только за прошлый год. "Покупатели есть, но производство сокращается, потому что без поддержки государства и при нынешних таможенных пошлинах на инвестиционный импорт вкладывать деньги в отрасли, где окупаемость надо ожидать годами, - занятие невыгодное по определени ю. В результате получается, что сначала нашей экономике вредил дефицит, а теперь профицит", -подчеркнул Всеволод Ситнин.



Российская бизнес-газета



Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

trs.ru

Фраза дня

Иногда самое восхитительное в фокусах мага - это его ассистентки.

Анекдот из Интернет

Объявление на радиостанции: А теперь для всех людей, страдающих запорами и геморроем прозвучит красивая песня Ирины Алегровой: "Свечка, свечечка, свеча, разгони мою печаль"...

Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
Рассылки Subscribe.Ru
Новости  ВЭД в Украине от
WWW MDOffice



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное