Согласно оперативным данным руководства Одесского порта, по итогам двух первых месяцев т.г. грузооборот предприятия составил 5.404 млн.т. (+0.1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Доля сухогрузов составила 35.7% (-4.8%), наливных - 64.3% (+3%).
В структуре сухих грузов преобладал экспорт (1.3 млн.т., -5.2%); по темпам роста превалировал импорт (+18.8%, до 0.317 млн.т.). Доля транзита - 0.313 млн.т. Основную сухогрузную номенклатуру составили черные металлы (1.25 млн.т., +39.2%), контейнерные грузы (0.32 млн. т., +57.6%), зерногрузы (0.167 млн.т., -71.4%).
В структуре налива лидировал транзит (5.449 млн.т., -1.1%). Распределение экспорта и импорта составило 0.894 млн.т. (+16.5%), 7.1 тыс.т. (+36.5%). В номенклатуре лидировали сырая нефть (1.927 млн.т., -5.8%), мазут (1.092 млн.т., +15.7%). Отмечен почти 3-кратный рост перевалки дизтоплива (+190%, до 0.31
млн.т.).
Портам украинского Дуная не хватает судового тоннажа
Согласно информации руководства Измаильского морского торгового порта (украинский Дунай), предприятием изменен порядок, регламентирующий взаимоотношения с грузоотправителями и перевозчиками. С февраля т.г. портом принимаются к переработке только те грузы, относительно которых имеется подтверждение судовладельца на вывоз.
Причина нововведения - нехватка тоннажа для вывоза грузов из порта, порядка 100-150 тыс.т. в месяц. По состоянию на февраль т.г. из запланированных 515 тыс.т. совокупного месячного грузооборота порта на долю основных украинских перевозчиков - партнеров порта (ОАО "Украинское Дунайское пароходство" и АСК "Укрречфлот") пришлось 327 тыс.т. Доля УДП - порядка 62%, УКФ - 38%. Остальной тоннаж обеспечивают суда "третьего флага", в т.ч. австрийский, болгарский, югославский, российский флот.
Если украинские и австрийские перевозчики (последних представляет компания
DDSG) обеспечивают планомерный и гарантированный вывоз, то остальные перевозчики не являются стабильными и не практикуют предварительное оповещение относительно графика захода судов. Это приводит к неопределенности в планировании работы порта в условиях стабильного роста грузооборота (порядка +10-15% в год в течение ряда последних лет).
По оценкам порта, годовая доля грузооборота порта, осуществляемого флотом УДП, превышает 2 млн.т., УКФ - порядка 1.3 млн.т. Оставшиеся грузы - порядка 1.5 млн.т. - вывозятся судами DDSG, "Болгарского речного флота" и др.
На стапелях ГП "Судостроительный завод им. 61-го коммунара" (Николаев) состоялась закладка буксира ледового класса нового типа по заказу ГО "Укрморпорт" и Одесского порта. Исполнителем заказа стоимостью 30 млн. гривен (порядка $5.66 млн.) выступило ЗАО "Металлист" (Николаев), судостроительный завод - субподрядчиком. Схема финансирования - вклад в равных долях Объединения и порта.
Проект судна разработан ЦКБ "Черноморец" (Севастополь). Размерения судна: 38 м длина, 12 м ширина в миделе, осадка 4.8-5.2 м. Район плавания - Черное, Азовское, Средиземное моря. Судно не имеет аналогов в СНГ ввиду ряда конструктивных особенностей. Винторулевые колонки сдвинуты к середине корпуса, что резко повысило маневренность судна и улучшило защиту от намотки буксирных тросов. Наличие бокового упора обеспечило возможность буксировки лагом; при буксировке носом, кормой и лагом судно развивает равный
упор на гаке.
Указанные особенности определены потребностями Одесского порта в мощном маневренном буксире в условиях сжатости портовой акватории, ее сложной конфигурации и необходимости работать с "панамаксами", доля которых в порту возрастает.
Согласно информации руководства ГО "Укрморпорт", ведомством принято решение об оказании финансовой поддержки Государственной судоходной компании "Черноморское морское пароходство" (ЧМП). Цель - выведение ГСК ЧМП из кризиса и сохранение судоходного брэнда ЧМП.
Советом Объединения одобрено предоставление ГСК ЧМП финансовой помощи в размере 4.5 млн. гривень (порядка $0.85 млн.) сроком на 18 месяцев. Источник финансирования - Уставный фонд ГО "Укрморпорт".
Данная мера осуществляется в контексте декларированных Минтрансом намерений финансового оздоровления ЧМП. Министерство категорически выступает против признания ГСК ЧМП банкротом, рассматривая возрождение судоходной компании как путь восстановления национального флота. На настоящий момент существует программа мероприятий по выводу из кризиса ГСК ЧМП (совместная программа Минтранса и Одесской облгосадминистрации; принята в июле
2003 г.), предусматривающая создание целевого стабилизационного фонда в размере 50 млн. гривен (порядка $9.43 млн.).
Согласно оперативным данным Минтранса Украины, по итогам финансового года совокупный доход морских портов государственного подчинения (18 портов) составил 3.735 млрд. гривен (порядка $0.704 млрд.), +16.7% по сравнению с аналогичным показателем предыдущего года. Для сравнения: аналогичный показатель динамики годом ранее составил +8.4%. Доля портов в совокупном доходе ГО "Укрморпорт" (помимо портов, включает ряд государственных профильных предприятий морского сектора) составила 98.1%.
Совокупная чистая прибыль портов за отчетный период составила 110.6 млн. гривен (порядка $20.8 млн.), + 4%. Для сравнения: аналогичный показатель предыдущего года составил +19.4%. Доля портов в совокупной чистой прибыли ГО "Укрморпорт" - порядка 30%, что говорит о высоком уровне затрат на поддержание инфраструктуры портов.
Совокупный объем платежей в бюджет портами господчинения составил 682.4
млн. гривен (порядка $128.7 млн.), +34.7%. Для сравнения: аналогичный показатель предыдущего года составил +5.4%.
Данные финансовые показатели получены на фоне годовой динамики грузооборота портов на уровне +4.1% (до 110.662 млн.т.), что говорит о превалирующем, по сравнению с грузооборотом, росте рентабельности профильной деятельности морских портов Украины.
С целью повышения уровня контроля хозяйственной деятельности предприятий сферы услуг морского профиля, находящихся вне ведомственной подчиненности Минтранса Украины объявлен курс на повышение качества услуг в сфере морского транспорта, в т.ч. оказания услуг агентскими, экспедиторскими, экспертными хозяйствующими субъектами.
Для контроля квалификации специалистов в сфере услуг морского профиля Минтрансом планируется создание Реестра документов морских специалистов сферы услуг. Данный Реестр будет постоянно обновляемым ресурсом Минтранса, аналогом Реестра документов моряков.
В порядке приближения к мировым стандартам услуг ведомством расширена номенклатура специалистов морского профиля за счет введения специальности "морской эксперт" (аналог сюрвейера). Направления деятельности специалистов: исследования грузов и грузоперевозок; исследование судов и оборудования; исследования
гидротехнических сооружений и судоходных путей.
Ведомством планируется усиление контроля качества услуг в части повышения квалификационных требования в области страхования, консалтинга, экспертизы. В рамках Минтранса проведена дополнительная сертификация специалистов - морских инспекторов. Квалификационные требования к последним расширены за счет включения вопросов: оценка судна; аварийные случаи с судами.
Минтрансом Украины произведена перестановка руководящих кадров в морских портах государственного подчинения. Федор Бедин, начальник Ренийского морского торгового порта, назначен и.о. начальника Николаевского морского торгового порта. Его обязанности в Ренийском порту поручены Сергею Строе, заместителю начальника Одесского порта по экономике.
Предыдущее место работы С.Строи - зам. начальника Ренийского МТП по СЭЗ "Рени", Ф.Бедина - начальник Днепро-Бугского морского порта (Николаевский морской регион).
Данное решение принято вслед рабочему визиту министра транспорта Георгия Кирпы в Николаевскую область, сопровождавшемуся критикой министра по поводу тенденций усиления позиций частного капитала в региональном морском секторе грузоперевалки.
Руководством ГО "Укрморпорт" поддержан инвестиционный проект по развитию комплекса для перевалки продуктов нефте- и коксохимической промышленности, выдвинутый по инициативе Ренийского морского порта (Украинский Дунай). Цель проекта - обеспечение природным газом высокого давления систем разогрева химгрузов при их перевалке; в перспективе - подключение к магистрали котельных порта.
Перевалочный комплекс мощностью порядка 150 тыс.т. в год (жидкие химгрузы) введен в эксплуатацию на территории СЭЗ "Рени" в порядке реализации инвестиционного проекта компании "Укрчем" (Украина) стоимостью $292 тыс. Грузопоток - креозотовое масло направлением на страны Средиземноморья; планируется перевалка пека, битума и др. видов химического сырья направлением на Юго-Восточную Европу, Италию, США.
Стоимость проекта развития комплекса - 1.425 млн. гривен (порядка $0.268 млн.); схема финансирования
- частями, за счет средств фонда развития ГО "Укрморпорт". Доля финансирования первого этапа - порядка 49% суммарной стоимости проекта. Владимир
Согласно информации Ассоциации "Укрпорт" и ГО "Укрморпорт", пять портов Украины превысили абсолютные показатели рекордов своих годовых грузооборотов за все годы существования предприятий. Таковыми по итогам 2003г. явились три морских порта государственного подчинения, два рыбных и речной. Для сравнения: в предыдущем году среди портов Украины аналогичного итога достигли два государственных предприятия.
Рекордного результата в группе морских государственных портов достигли: Южный (повторно), 16.07 млн.т., +3.7% годового роста; Феодосийский (повторно), 11.06 млн.т., +64.3%; Керченский - 2.26 млн.т., +32.8%.
Рекорд Севастопольского морского рыбного порта - 3.03 млн.т., +14.6%; Керченского рыбного - 0.924 млн.т. (+49.7%). Рекорд ОАО "Херсонский речной порт", входящее в состав акционерной судоходной компании "Укрречфлот") - 0.92 млн.т. (+58.4%).
Вопрос армянскому радио: - Почему женщины так любят говорить о любви, а мужчины говорят только об одном сексе ? Ответ армянского радио: - Женщины всегда говорят не то, что думают...