Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

* Документ дня: Лист вiд 01.03.2004 № 25/1-43/2391-ЕП


Информационный Канал Subscribe.Ru

НОВОСТИ КОРПОРАТИВНОГО САЙТА
"WWW MDOFFICE"  
по вопросам внешнеэкономической деятельности в Украине
на 20/03/2004
* Документ дня: Лист вiд 01.03.2004 № 25/1-43/2391-ЕП

Количество просмотров: 5 (за период c 00:00 по 18:00 20/03/04), всего просмотров: 30
Лист вiд 01.03.2004 № 25/1-43/2391-ЕПДМСУ

Про посилення контролю за експортом товарів
Вступил в силу с 01.03.2004

∙ Все хиты документов


MDoffice

Литература: Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): теория и практика

Справочное Пособие: "Конвенция о договоре международной дорожной перевозки грузов (КДПГ): теория и практика", Киев 2004 г.
Объем издания - 72 стр.
Стоимость одного экземпляра - 9.60 Грн. с учетом НДС без доставки.

Договор международной дорожной перевозки на бланке международной товаротранспортной накладной повсеместно используется экспортерами, импортерами, перевозчиками и таможенными брокерами.

Любая внешнеэкономическая операция с товаром сопровождается определенной совокупностью факторов риска, которые также присутствуют при заключении договора перевозки и непосредственной перевозке товаров на пути от экспортера-грузоотправителя до грузополучателя-импортера.

В данном справочном пособии, кроме текстов "Конвенции и договоре международной перевозки грузов. (КДПГ)" на русском и английском языках, автором изложены комментарии по заполнению бланка CMR, практическому исполнению перевозки, а также в блок-схемах изложены права и обязанности перевозчика, экспортера и импортера.

Литература: Правила ИНКОТЕРМС 1990-2000. Комментарии и аналитические материалы.

"Правила ИНКОТЕРМС 1990-2000. Комментарии и аналитические материалы.", 2002 г.
Объем издания - 608 стр.
Стоимость одного экземпляра - 42.00 Грн. с учетом НДС без доставки.

Издание из серии сборников "Комментарии и аналитические материалы к современному законодательству".

"Правила ИНКОТЕРМС 1990-200" - сборник для практического использования при заключении внешнеэкономических сделок.

Сборник содержит: правила ИНКОТЕРМС 1990, правила ИНКОТЕРМС 2000 (публикуется по тексту Украинского национального комитета Международной Торговой Палаты); комментарии к терминам ИНКОТЕРМС; особенности применения правил ИНКОТЕРМС в Украине; подборку законодательства; аналитические материалы; подборку международных нормативных актов.

В сборнике представлены нормативные материалы, действовавшие на момент его создания.

Сборник рассчитан на юристов, руководителей предприятий, бухгалтеров, менеджеров внешнеэкономической деятельности.

Россия: Комбинированная таможенная пошлина на ввоз солода на территорию России, возможно, будет введена с 1 июня 2004 г.

МЭРТ внес предложение о введении комбинированной таможенной пошлины на солод в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 22 евро за тонну

Комбинированная таможенная пошлина на ввоз солода на территорию России, возможно, будет введена с 1 июня 2004 г., сообщил руководитель департамента тарифного регулирования МЭРТ РФ Андрей Кушниренко. Соответствующее предложение о введении комбинированной таможенной пошлины на солод в размере 10% от таможенной стоимости, но не менее 22 евро за тонну МЭРТ внес на рассмотрение правительства. Такая мера, по мнению А.Кушниренко, обеспечит равные конкурентные условия на рынке пива в России как для крупных пивоваренных компаний, которые сами производят солод, так и для более мелких российских пивоваренных предприятий-импортеров.
Напомним, предприятия пивоваренной отрасли России выступили с инициативой ввести комбинированную ставку ввозной таможенной пошлины на солод. Ныне действующая адвалорная ставка ввозной таможенной пошлины товара, установленная в размере 10% от таможенной стоимости товара, по мнению пивоваров, не позволяет эффективно защитить отечественного производителя и создать условия честной конкуренции на внутреннем рынке страны. Предложение пивоваров обосновывалось тем, что "некоторые российские импортеры искусственно занижают таможенную стоимость ввозимого солода, что является нарушением условий честной конкуренции, а государственный бюджет не добирает денежных средств". Об этом сообщает РБК.

Альта-Софт

Россия: Стоимость таможенной пошлины на иномарки может повыситься

Российские автопромышленники выступают с новым предложением. Они просят правительство повысить ввозные пошлины на иномарки с 25-ти до 35-ти процентов. По мнению отечественных автопроизводителей, это должно облегчить жизнь иностранцам, которые хотят организовать производство в России. Впрочем, и без этого количество ввозимых в страну иномарок в новом году значительно снизилось.

48 процентов от таможенной стоимости автомобиля - минимум, который может ждать владельца иномарки, если машина сошла с конвейера не позже, чем три года назад. Максимум - от 2,5 до 20 евро за один кубический сантиметр рабочего объёма двигателя. Платежи за иномарки старше трёх лет стали больше ещё до введения нового кодекса. Как раз такие машины были наиболее популярными у россиян.

По словам начальника ростовского таможенного автотранспортного поста Андрея Ровчака, количество оформляемых машин по сравнению с началом прошлого года уменьшилось почти в три раза. Если раньше оформлялось примерно 20 автомобилей в день, то теперь только пять - шесть.

Размеры таможенных платежей за автомобили возрастом более трёх лет зависят исключительно от рабочего объёма двигателя. В июле прошлого года правительство изменило ставки таможенных пошлин. В итоге стоимость "растаможки" подержанных иномарок увеличилась в полтора раза.

На только что купленном зарубежном автомобиле можно пересечь российскую границу только, если внести залог. В противном случае придётся оставить машину в приграничном городе, вернуться на родину за деньгами и только потом перегнать свою покупку.

Как отметила начальник отдела федеральных таможенных доходов и учёта денежных средств Ирина Глушко, если физическое лицо не знает технических параметров ввозимого автомобиля, оплачивается фиксированный размер обеспечения. Ставка составляют от трёх до 15 тысяч евро в зависимости от возраста и мощности ввозимого автомобиля.

За самые простые автомобили государству придётся заплатить три тысячи евро. За самые ходовые иномарки - от 15-ти до 25-ти тысяч. Чт обы перегнать новый зарубежный автомобиль необходимо иметь сумму в два раза превышающую стоимость машины.

Дон-ТР

Виртуальная таможня

Россия: Сертификат на товары

Вопрос:
- Я занимаюсь рекламной деятельностью, в том числе организацией выставок. Расскажите о сертификате соответствия на ввозимые товары.
Куробаева З.Н. Брянск

Ответ:
- Товары подлежат сертификации только в случае помещения их под таможенные режимы, которыми предусмотрена возможность их отчуждения.
Не требуется представления сертификатов соответствия при ввозе товаров в качестве экспонатов, расходных или рекламных материалов для демонстрации или использования на выставках, ярмарках, конференциях или подобных мероприятиях, а также при ввозе физическими лицами для личного пользования.
Товары, подлежащие обязательной сертификации, но ввозимые в единичных количествах и не предназначенные для отчуждения, могут условно выпускаться без представления сертификата соответствия при наличии соответствующего обязательства, представляемого в таможенный орган.
Сертификация товаров, бывших в употреблении, в Системе сертификации ГОСТ Р не предусмотрена. Основанием для отнесения товаров к данной категории может быть акт таможенного досмотра либо акт, составленный экспертами Торгово-промышленной палаты.
Автомототранспортное средство (товарные позиции ТН ВЭД России 8702, 8703, 8704, 8705, 8711, 8716) считается бывшим в употреблении при наличии в паспорте (ПТС) сведений о предыдущем владельце или, если с момента его выпуска прошло 3 или более лет, независимо от пробега.
При ввозе рыбы и морепродуктов, молочной продукции и меда, подлежащих государственному ветеринарному надзору, сертификат соответствия необходимо представлять только при наличии в ветеринарном свидетельстве, выдаваемом органами ветпограннадзора на ввозимую продукцию, записи: «Для реализации без ограничения». Представлять сертификат соответствия на вина (позиции 2204 и 2205) необходимо для емкостей не более 10 литров, а на спирт питьевой (2207 10 000 0) с объемной долей этилового спирта 95% - для емкостей не менее 0,25 литра и не более 0,5 литра.
Запасные части для ранее ввезенных готовых изделий, могут быть ввезены без предс тавления сертификата соответствия при условии представления в таможенные органы копий сертификатов соответствия на ранее ввезенные вышеуказанные готовые изделия, а также обязательства об использовании запчастей исключительно для комплектации указанных готовых изделий или для их технического обслуживания и ремонта.
Товары, ввозимые в качестве комплектующих к продукции, производимой на территории России, могут выпускаться без представления сертификата соответствия (при наличии соответствующего разъяснения Госстандарта) и обязательства о представлении в таможенный орган сертификата соответствия на готовую продукцию до ее отчуждения.
«Виртуальная таможня» по материалам журнала «Таможня»

Виртуальная таможня

Россия: Вступление в ВТО: игра в русскую рулетку?

Ради решения каких проблем России нужно вступать в ВТО? Насколько гарантировано решение этих проблем? Стоит ли оно той цены, которую придется уплатить, ведь бесплатный сыр бывает только в мышеловках? Вразумительных ответов на все эти вопросы правительство российскому обществу до сих пор не предъявило... Наш собеседник - директор Института стратегий развития и национальной безопасности Игорь ОЛЕЙНИК.

- Игорь Витальевич, похоже, что после президентских выборов тема присоединения нашей страны к Всемирной торговой организации станет центральной в политической жизни России?
- Мы действительно приближаемся к судьбоносному для страны решению. Нам нужно не позднее конца 2004 года выбрать "меньшее из трех зол": ничего не менять и, зарыв голову в песок, самозабвенно кричать о необходимости защиты отечественного производителя любой ценой; азартно сыграть ва-банк, как это сделал Ельцин, подписав в 1994 году соглашение о партнерстве и сотрудничестве с Европейским союзом, в котором дал гарантию открытия российских рынков в 1999 году (нам об этой "загогулине" Запад вежливо не напоминает); искать решение не в крайностях, а в каком-то соразмерном и разнесенном во времени компромиссе.
- Какие страны не являются членами ВТО и почему?
- В ВТО входят 144 страны, и отношения между ними составляют около 94% международной торговли. Не входят в ВТО 52 страны, из крупных - Белоруссия, Вьетнам, Ирак, Иран, Ливия, Россия, Саудовская Аравия и Украина. За исключением Саудовской Аравии, связанной приватными "союзническими" договоренностями с США, все остальные государства, не входящие в ВТО, - это в большинстве своем либо страны-изгои, либо малоинтересные для остального мира мельчайшие страны типа островов Вануату.
- В чем здесь экономический интерес России?
- В обороте нашей внешней торговли доля стран - членов ВТО составляет 85%, а остальные 15% оборота приходятся на страны с низкой платежеспособностью. Динамика российского экспорта за 90-е годы в стоимостном выраже нии имеет понижательную тенденцию. У нас развален и не скоро восстановится рынок внутреннего потребления, поэтому бюджет страны критически зависит от предотвращения дальнейшей потери внешних рынков.
- А как относятся ведущие участники ВТО к возможному вступлению России в эту организацию?
- Это смотря о каких условиях вхождения идет речь. К примеру, Совет промышленных и предпринимательских конфедераций Европы требует, чтобы до присоединения к ВТО наша страна уравняла свои внутренние и экспортные цены на энергию и газ. Китай и Индия заявляли, что не дадут согласия на вступление России, пока мы не распахнем свой рынок труда для рабочих из этих стран. Аргентина, Австралия, Новая Зеландия предлагают нам вообще прекратить заниматься животноводством и закупать мясомолочную продукцию у них. И так далее по формуле: "Запрашивай невозможное, чтобы получить реальное". Если мы будем ради политических дивидендов соглашаться на все экономические требования, разумеется, от нас будут в восторге. Но наша цель не в том, чтобы нами восторгались, а в том, чтобы нас уважали и считались с нашими интересами.
Нужно сказать, что условия вступления, по поводу которых идут переговоры, закрыты от российского общества и Госдумы мраком ведомственной тайны. К примеру, после визита Касьянова в Пекин было объявлено о том, что наконец-то Китай не будет возражать против вступления России в ВТО. Автоматически возникает вопрос о том, на какие уступки Китаю пошел тогда наш премьер-министр? Может быть, было подписано соглашение о квоте, разрешающей приезд в нашу страну 100 миллионов китайцев ежегодно? Ничего толком неизвестно - сказано было лишь, что проблема решена.
- А каковы основные аргументы сторонников и противников присоединения?
- Пока мы наблюдаем не государственный подход, а шоу отраслевых и транснациональных лоббистов. Бросается в глаза отсутствие публичных, открытых для проверки расчетов и у либералов, и у протекционистов. Союз российских товаропроизводителей заявляет, что после вступления в ВТО без работы останутся 30 миллионов человек, но методику получения своих выводов не раскрывает. Точно так же покрыты мраком тайны расчетов, на основании которых Герман Греф заверяет, что никаких трагических последствий в связи с вступлением в ВТО не будет и что "кабинет министров учел все чувствительные позиции в экономике страны". А заместитель Грефа и главный переговорщик с ВТО от России Максим Медведков декларирует, что "наш дивиденд от вступления" равняется 18 миллиардам долларов, но при этом не называет сумму доходов и сумму потерь, разница между которыми составляет эти самые 18 миллиардов.
- Какие отрасли потеряют от вступления в ВТО, а какие - приобретут?
- С точки зрения краткосрочных последствий, можно смело прогнозировать обострение проблем в сельском и лесном хозяйстве, автомобилестроении, секторе банковских и страховых услуг, авиастроении и авиаперевозках, телекоммуникационном и фармацевтическом бизнесе, угольной промышленности. Краткосрочные выгоды получат импортеры продовольствия, ширпотреба, бытовой и компьютерной техники, а также экспортно-ориентированные предприятия черной металлургии и производства минеральных удобрений.Что же касается более отдаленных перспектив, то здесь все зависит от того, как быстро наша управленческая элита научится работать в новых условиях. Та же самая черная металлургия в результате вступления России в ВТО рискует потерять жалкие остатки внутренних потребителей конструкционных материалов в лице автомобилестроения и сельского машиностроения.
- Получается, что Россия гарантированно проиграет от вступления в ВТО?
- Смотря с каким "злом" сравнивать. Само по себе членство в ВТО не гарантирует хорошую репутацию и поток иностранных инвестиций. Нам вручат не пропуск в райские кущи, а допуск к инструменту решения проблем национальной экономики. Если сможем научиться эффективно пользоваться этим инструментом, то через несколько лет число россиян, выигравших в конечном счете от вступления в ВТО, окажется больше числа проигравших. Не научи мся - навсегда останемся загнивать в качестве сырьевого придатка развитых стран.
- Предположим, что сбудется пессимистический прогноз...
- Сия перспектива означает, что через 15-20 лет большая часть россиян окажется в роли фактически безработных и социально деградирующих иждивенцев, живущих "гуманитарной помощью" от транснациональных нефтяных корпораций. Как племена в Центральной Африке. Это не художественный образ из фильмов "ужасов будущего". Это стремительно приближающаяся к нам реальность, уклонение от столкновения с которой с каждым годом будет организовать все труднее. Поэтому главный аргумент в пользу вступления в ВТО - это получение (может быть, последнего в нашей отечественной истории) шанса на выживание и постепенное повышение нашей конкурентоспособности.
- Как затронет вступление в ВТО интересы населения, интересы малого и среднего бизнеса?
- Наше уязвимое место при вступлении в ВТО - это не столько слабость отечественного производителя, сколько слабость отечественного потребителя за пределами энергосырьевой сферы. При вступлении в ВТО рядовые россияне как производители в краткосрочном плане однозначно потеряют часть доходов в связи с уступкой части отечественных рынков сбыта, но в перспективе, возможно, вернут потерянное и даже завоюют новое за счет привлечения западных инвестиций и технологий. Как потребители - выиграют, потому что импортные товары станут заметно дешевле и вырастет предложение высококачественных услуг со стороны зарубежных компаний. Как бюджетники, по-видимому, смогут немного выиграть на увеличении государственных доходов от экспорта. Как граждане, возможно, немного выиграют на увеличении уровня цивилизованности и снижении уровня коррумпированности чиновников, потому что после вступления в ВТО российский госаппарат будет гораздо чаще попадать под международный "аудит" спорных ситуаций.
- Создается впечатление, что для России процесс вхождения в ВТО не менее, а может быть, и более важен, чем результат.
- Во всяком случае, те процедуры, которые нужно пройти для получения членства, для нашей страны небесполезны. К примеру, Россия больше десятка лет жила без внятной стратегии вообще и без промышленной политики в частности. И никого из высокопоставленных чиновников это не заботило. Сейчас ВТО хочет видеть в России предсказуемого партнера и требует представить для экспертной оценки детализированные документы по нашей будущей промышленной политике. Так что какой-то позитивный эффект в смысле нарабатывания стратегической культуры уже есть. Кстати, правила ВТО запрещают вводить в действие новые пошлины без предупреждения. Может быть, наше родное государство даже станет менее непредсказуемым не только для иностранцев, но и для собственных граждан.
- Как будет происходить вступление в ВТО, если это произойдет?
- Говоря о вступлении в ВТО, нужно иметь в виду, что это не какой-то одномоментный акт, а растянутый на многие годы процесс с рядом промежуточных контрольных точек. Первая контрольная точка -это избавление от статуса страны с переходной экономикой и получение статуса страны с рыночной экономикой. В несырьевой торговле Россия пока является неравноправным партнером не только де-факто, но и де-юре. При статусе страны с рыночной экономикой антидемпинговая пошлина применяется лишь в отношении продукции фирмы, проводящей недобросовестную конкурентную политику. А при статусе страны с нерыночной экономикой торговые репрессии идут против всех экспортеров данной отрасли из этой страны.
- Как же нам получить этот статус?
- Для получения рыночного статуса Россия должна пройти ряд экспертиз, для которых у нас регулярно запрашивается детальная информация о ходе реформ. Наши же министерства часто вместо требуемого предоставляют огромную по объему "отписку", не имеющую ничего общего с конкретикой запроса. К примеру, ВТО уже много лет не может добиться от России ясного ответа на "технический" вопрос о размерах дотаций сельскому хозяйству. Так что, несмотря на все публичные гарантии западных лидеров на саммитах, не исключено, что нам придется ждать рыночного статуса от Запада еще много лет. К тому же Россия при всем желании не сможет получить права полноправного члена ВТО, пока не решит проблему сертификации и стандартизации товаров на удовлетворительном для ВТО уровне. А Госстандарт уже заявил, что меньше, чем за семь лет, с этим не справиться.
Кстати, перед вступлением в ВТО нам придется отказаться от нашей нынешней системы бухучета, ориентированной на интересы налоговиков, и принять признанные во всем мире правила финансовой отчетности, ориентированные на инвесторов. Этот переход займет не один год. Не обойти при вступлении в ВТО и проблемы соблюдения интеллектуальной собственности, борьбы с пиратским распространением программного обеспечения, неправомерным использованием торговых марок, нелицензированным производством копированных с Запада лекарств.
Поскольку вступление в ВТО будет иметь весьма серьезные последствия для отраслей, чья продукция по качеству или себестоимости сильно уступает зарубежным аналогам, во избежание социального взрыва нужно сначала принять ряд бюджетно обеспеченных социальных программ. А откуда взять на них деньги? Ведь помогать-то придется не меньше, чем половине населения страны...
- И все же чего больше - плюсов или минусов - будет для рядовых граждан от вступления России в ВТО?
- А здесь не может быть одинакового ответа для всех, потому что мы все очень разные. И по конкурентоспособности отраслей, с которыми связаны наши доходы, и по своему отношению к возникающим проблемам. Кто-то выиграет, а кто-то проиграет. Кто-то выиграет в краткосрочном плане, но проиграет в перспективе. Кто-то потеряет вначале, но с лихвой отыграется. Пока же, по официальным оценкам Минэкономразвития, российские производители теряют каждый год примерно 2 миллиарда долларов на дискриминации своего экспорта. И это, поверьте, не самая большая дыра и не самый большой резерв нашего бюджета, если вспомнить о сохранении при Путине "ельцинского" уровня утечки капиталов на сумму примерно 2 5 миллиардов долларов в год. Российское общество должно осознать, что вступление в ВТО без обеспечения перелома в ситуации с бегством капиталов - это попытка потушить пожар, черпая воду дырявым решетом.
Решающий аргумент, по большому счету, не в "коротких" деньгах, а в том, чтобы перестать быть страной без стратегии развития и, соответственно, без сколько-нибудь достойных перспектив. Если страна не имеет собственных вразумительных целей, то она обречена на реализацию целей своих конкурентов. В том числе и на мировом потребительском рынке.

Столяренко Людмила, Вечерняя Москва

Специально для ТКС информация предоставлена Центром региональных прикладных исследований

Украина превращается в ремонтный док

Президент Украины Леонид Кучма подписал принятый Верховной Радой Закон "О внесении изменений в статью 206 Таможенного кодекса Украины". Как сообщила пресс-секретарь главы государства Елена Громницкая, этот документ вступает в силу со дня его опубликования.

17 февраля Верховная Рада приняла Закон Украины „О внесении изменений и дополнений в Таможенный кодекс Украины”, внесенный народными депутатами Владимиром Матвеевым и Владимиром Демёхиным.

Закон предусматривает изменения в новый Таможенный кодекс Украины, согласно которым в товары, в отношении которых может предоставляться разрешение на временный ввоз (вывоз) с условным полным освобождением от налогообложения, включаются суда, ввозимые с целью ремонта; оборудование и материалы, предназначенные нерезидентам Украины для строительства и ремонта воздушных и морских судов.

Деловая неделя

Россия: ГТК выстраивает стратегию на завтра

В целом таможенная система оказалась готовой к работе по новому Таможенному кодексу, считает председатель ГТК РФ Михаил Ванин. Об этом он заявил на третьем Всероссийском совещании руководителей таможенных органов Российской Федерации, прошедшем 26-27 февраля 2004 года в Москве. В работе совещания приняли участие 440 человек - от начальников постов до руководителей региональных управлений и центрального аппарата ГТК. Участники совещания подвели итоги работы за 2003 год, рассмотрели вопросы совершенствования системы таможенного администрирования в условиях реализации нового таможенного законодательства и приняли Целевую программу развития таможенной службы России на 2004-2008 годы.

Предыдущая программа на 2001-2003 годы была не только успешно выполнена, но и создала предпосылки для нового этапа модернизации системы таможенных органов. Так, была проведена большая работа по оптимизации таможенного тарифа, упорядочению правовой базы, упрощению таможенных процедур, внедрению новых информационных технологий таможенного оформления и таможенного контроля. Отношения между таможенными органами и участниками ВЭД переместились в плоскость цивилизованного сотрудничества. С введением нового Таможенного кодекса изменились приоритеты таможенной службы, на первый план выдвинулся вопрос содействия торговле. Результаты работы первых двух месяцев в новых условиях показали, что большая подготовительная работа, которая велась всю вторую половину 2003 года, была успешной. Так, несмотря на традиционное снижение деловой активности в начале года, за январь-февраль таможенники перечислили в федеральный бюджет более 140 миллиардов рублей, превысив плановое задание. Об итогах работы и новых задачах, стоящих перед таможенной службой, рассказал в своем выступлении председатель ГТК России Михаил Ванин.

ПЕРЕЛОМНЫЕ МОМЕНТЫ

В третий раз за годы своей новейшей истории руководящий состав таможенных органов Российской Федерации собрался на свой большой совет - третье Всероссийское совещание. Такие совещания стали одной из форм к оллективного обсуждения и выработки стратегических задач и направлений деятельности таможенной службы России на тот или иной период. Первое такое совещание состоялось в феврале 1994 года. Необходимость его проведения была вызвана тем, что в 1993 году были приняты Таможенный кодекс Российской Федерации и Закон «О таможенном тарифе Российской Федерации». К концу 1993 года в основном было завершено и организационно-структурное оформление таможенной службы России в постсоветский период.

Второе Всероссийское совещание руководителей таможенных органов в силу разных причин состоялось только через 6 лет - в ноябре 2000 года. На совещании была обсуждена и принята Целевая программа развития таможенной службы Российской Федерации на 2001-2003 года. Утвержденная на совещании «Целевая программа» была одобрена Правительством Российской Федерации. Цель программы состояла в том, чтобы качественно изменить уровень таможенного администрирования и заложить основу для перехода таможенных органов на работу в соответствии с требованиями новой редакции Таможенного кодекса Российской Федерации.

Перед участниками сегодняшнего, третьего Всероссийского совещания руководителей таможенных органов стоит триединая задача - подвести итоги работы по выполнению «Программы», итоги работы таможенных органов в 2003 году, а также определить основные направления развития таможенной службы Российской Федерации в условиях действия нового Таможенного кодекса. Итогом Совещания станет принятие Целевой программы развития таможенной службы Российской Федерации на 2004 -2008 годы. Реализация данной программы должна решить две очень важные задачи. Во-первых, обеспечить адаптацию таможенной системы России к требованиям и условиям нового таможенного законодательства и, во-вторых, вывести таможенную службу России по уровню и качеству работы в пятерку наиболее развитых таможенных служб мира.

КАЧЕСТВО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Опыт работы по реализации программы 2001-2003 годов показал, что при ее правильном администрировании и надлежащем кон троле можно добиться высокой степени эффективности выполнения намеченного и достичь нужных результатов. Сформирована практически новая правовая база таможенного дела, повысилась экономическая эффективность таможенной деятельности. Системный характер приобрели меры по борьбе с недостоверным декларированием, занижением таможенной стоимости, повысилась эффективность работы правоохранительных подразделений. Наиболее значительные результаты были достигнуты именно в 2003 году.

В бюджет государства было перечислено 757,6 миллиарда рублей (в 2002 году - 588,3 миллиарда рублей), или 100,8 процента от задания. Доля таможенных платежей в доходной части бюджета 2003 года составила около 40 процентов. Ежедневные перечисления в бюджет составили почти 120 миллионов долларов. Отрадно отметить, что увеличение собираемости таможенных платежей достигнуто не только за счет роста объемов внешней торговли, но и в значительной мере за счет улучшения качества таможенного администрирования. В частности, мероприятия по борьбе с недостоверным декларированием позволили ежемесячно, в течение последних трех лет, выводить из теневого оборота значительные объемы налогоемких товаров, увеличить количество декларируемого дорогостоящего импорта, такого как телевизоры, стиральные машины, пылесосы, видеомагнитофоны и другие товары.

Проведение корректировок таможенной стоимости в 2003 году позволило дополнительно взыскать почти 237,2 миллиона долларов, а платеж с одной грузовой таможенной декларации при импорте вырос с 7,7 тысячи долларов в 2001 году почти до 12 тысяч долларов в 2003 году. Сложившаяся система валютного контроля позволила снизить уровень невозврата валютной выручки от экспорта товаров. Если в 1998 году невозврат составлял 620 миллионов долларов, то в 2003 году - 31,3 миллиона долларов, или менее 0,03 процента стоимости экспортированных товаров. Удалось сохранить тенденцию сокращения случаев недоставления товаров, перевозимых под таможенным контролем. В 2003 году по сравнению с 2002 годом количество товарных партий, офор мленных по процедуре МДП, возросло на 26 процентов, при этом количество недоставленных партий товаров снизилось в 13,2 раза и составило 0,023 процента.

Об уровне эффективности работы таможенных органов в 2003 году убедительно свидетельствует и тот факт, что на каждый рубль, вложенный в развитие таможенной системы в минувшем году, в бюджет государства возвращено 48,5 рубля. В 2003 году каждый таможенник обеспечил в среднем перечисление в федеральный бюджет 12,3 миллиона рублей, что в 1,3 раза больше 2002 года.

ПОЛИГОНЫ ДЛЯ ЭКСПЕРИМЕНТОВ

За последние годы коренные изменения претерпела система организации таможенного контроля: разработаны специальные, упрощенные процедуры таможенного оформления, предусматривающие возможность предварительного декларирования и условный выпуск товаров в тех случаях, когда еще не все документы представлены, но платежи уплачены. Созданы экспериментальные полигоны для внедрения таких новых технологий, как электронное декларирование с применением электронной цифровой подписи (таможенный пост «Каширский» Московской южной таможни); дистанционный контроль за незаконным вывозом биоресурсов на Дальнем Востоке; реализация проекта «Зеленый коридор» на базе пункта пропуска «Торфяновка» Выборгской таможни. Меняется система организации таможенного контроля товаров и транспортных средств в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. Смысл этих изменений состоит в том, чтобы: минимизировать таможенные формальности в пограничных таможенных постах и сконцентрировать основное таможенное оформление во внутренних таможенных органах; в больших объемах использовать предварительную информацию, получаемую из различных источников, до прибытия товаров; активизировать работу по внедрению системы анализа и управления рисками, более активно применять систему оперативного контроля, минимизировать применение фактического контроля товаров; перенести таможенный контроль с этапа основного таможенного оформления на последующие (после выпуска) этапы обращения товаров, осущес твлять таможенный контроль путем проведения таможенных ревизий.

Перечисленные меры призваны упростить и ускорить таможенные процедуры в пунктах пропуска на границе, сделать их «воротами» на таможенную территорию Российской Федерации, где таможенные органы будут выполнять только те действия, которые позволяют идентифицировать транспортное средство, водителя, получателей товаров для их поиска и обнаружения в случае недоставления товаров в таможенный орган назначения. Определен и утвержден четкий, поминутный регламент контрольных действий таможенных органов в автомобильных пунктах пропуска.

ВРЕМЯ НОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

Важным результатом выполнения Целевой программы 2001-2003 годов стали разработка и повсеместное внедрение в деятельность таможенных органов новых, современных таможенных и информационных технологий, осуществление на этой основе оперативного мониторинга за процессами таможенного контроля и таможенного оформления. Всего за последние три года разработано и модернизировано 237 комплексов программных средств. Только в 2003 году в таможенные органы поставлено более 67 тысяч единиц современной техники, реализованы новые программные продукты. Определенные успехи достигнуты также и в дальнейшем развитии Единой автоматизированной информационной системы ГТК России.

В 2003 году ГНИВЦ ГТК России прошел государственную аккредитацию и в соответствии с законом «О науке и государственной научно-технической политике» включен в государственный реестр аккредитованных научных организаций. Это важное событие как для ГНИВЦа, так и в целом для повышения технического и научного уровня развития таможенного дела в России.

Хочу заметить, что разработка и внедрение в деятельность таможенных органов современных информационных технологий и автоматизированных систем изменили не только практику работы таможен и таможенных постов, подразделений центрального аппарата ГТК России и региональных управлений, но и психологию должностных лиц таможенных органов, которые, что называется, «почувствовали вкус» к работе с умной техникой.

Подводя в целом итоги работы за годы после второго Всероссийского совещания руководителей таможенных органов, следует сказать, что к сегодняшнему дню таможенная служба России подошла в состоянии, соответствующем всем основным критериям степени развитости таможенной службы любого государства. Мы имеем одну из наиболее современных законодательных баз, необходимую таможенную инфраструктуру в сочетании с современными технологиями и высококвалифицированные кадры.

ПО МИРОВЫМ СТАНДАРТАМ

Избрание России в 2003 году вице-президентом Совета Всемирной таможенной организации - координатором Европейского региона и итоги проведения в январе этого года в Москве первой конференции руководителей таможенных служб Европейского региона - убедительное свидетельство тому, что таможенная служба России способна и готова работать по мировым стандартам. Это достигнуто во многом благодаря скоординированной и слаженной работе как подразделений ГТК России, так и таможенных органов на местах.

Должен отметить, что за последние три года значительно «прибавили» в работе таможенные органы Центрального, Южного таможенных управлений. Больше инициативы и деловитости стало в работе таможенных органов Уральского, Приволжского Дальневосточного таможенных управлений. Определенные изменения к лучшему наблюдаются в Северо-Западном и Сибирском таможенных управлениях.

Напряженными были минувшие три года для подразделений центрального аппарата ГТК России. Приходилось, что называется «на марше», изменять законодательную и правовую базу, разрабатывать новые таможенные и информационные технологии, обеспечивать перевод ряда должностей на новые условия службы, сохраняя при этом кадровый потенциал и выполняя в полном объеме задачи по обеспечению экономической безопасности государства. Хочу поблагодарить всех вас, уважаемые коллеги, за сделанное, за ответственное отношение к делу и стремление работать на конечный результат. Спасибо вам и всему личному составу таможенных органов России!

Вместе с тем сделанное - это достояние прошлого и основа для продвижения вперед. Фундаментом этой основы является вступивший в действие новый Таможенный кодекс. Первые результаты показали, что в целом таможенная система России оказалась подготовленной к работе в новых условиях. Таможенной службе России предстоит решить триединую задачу. Это всемерное содействие развитию торговли; обеспечение эффективности таможенного контроля и полнота собираемости таможенных платежей.

СЛУЖБА ВЫДЕРЖАЛА ЭКЗАМЕН

Многие оппоненты с недоверием относились к данной постановке задач и предрекали в первые же дни текущего года повальные срывы установленного кодексом трехдневного срока оформления товаров и транспортных средств. Но, как показывают итоги работы в январе-феврале, ожидаемого коллапса не произошло. Так, в январе 2004 года таможенными органами оформлено более 95 тысяч грузовых таможенных деклараций, из них более 62 процентов - в первый день, 22 процента - за два дня, 13 процентов - на третий день после подачи деклараций. Данная тенденция сохраняется и в феврале текущего года.

Не оправдались и предсказания тех, кто полагал, что введение нового кодекса приведет к резкому снижению объемов таможенных платежей, поступающих в бюджет государства. Более того, расчеты показывают, что, при благоприятных обстоятельствах, в 2004 году таможенные органы смогут перечислить в бюджет государства примерно один триллион рублей при задании в 852,7 миллиарда рублей.

В этой связи хочу сказать о том, что опасными представляются предложения отдельных министерств и ведомств уже сейчас вносить какие-либо изменения в новый Таможенный кодекс. Закон нужно менять в тех случаях, когда без таких изменений невозможно двигаться вперед. Необходимо хотя бы в течение первых шести месяцев оценить ситуацию с применением Таможенного кодекса, провести мониторинг результатов и тогда уже готовить предложения по корректировке кодекса, если это будет признано необходимым. На наш взгляд, в настоящее время более актуальным является вопрос внесения изме нений и дополнений в смежные с таможенной отраслью законодательства.

В частности, пока еще не приведен в соответствие с новым Таможенным кодексом и требованиями Всемирной торговой организации закон «О таможенном тарифе». Не внесены изменения и дополнения в Налоговый кодекс, касающиеся возмещения налога на добавленную стоимость, в частности, в отношении продуктов переработки, вывозимых с таможенной территории России. Не внесены изменения в кодекс об административных правонарушениях, которые требуются

в силу изменившегося объема обязанностей участников таможенных правоотношений, а также понятийного аппарата, использованного в Таможенном кодексе. До сих пор ГТК России и иные таможенные органы не наделены статусом соответственно органа и агентов валютного контроля.

Решать эти проблемы необходимо настойчиво и последовательно в ходе дальнейшей работы над законодательной и правовой базой деятельности таможенных органов. Самое же главное и важное в настоящее время - это добиться единообразия в применении действующего законодательства на всем таможенном пространстве России, не изобретать никаких местных схем и технологий.

СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД К ПРОБЛЕМАМ

Проверки, проведенные в таможенных органах в канун нашего Совещания показали, что в Северо-Западном, Сибирском, Дальневосточном региональных таможенных управлениях данные установки ГТК России не соблюдаются в полном объеме. Выявлены случаи несоответствия действующих технологических схем таможенного контроля и таможенного оформления товаров и транспортных средств таможенному законодательству. Среди наиболее часто встречающихся недостатков следует назвать недоведение приказов и распоряжений ГТК России до личного состава таможенных органов, особенно таможенных постов (Николаевский, Де-Кастринский таможенные посты Амурской таможни) и нарушение установленных сроков и технологических схем таможенного контроля и таможенного оформления (Хабаровская, Тюменская таможни).

Уже почти три месяца работает Временный консультационный центр ГТК Ро ссии. Как показала практика, он стал эффективным инструментом оперативного анализа и контроля за применением нового Таможенного кодекса на местах. Чаще всего участники ВЭД спрашивали о временном ввозе транспортных средств, зарегистрированных в иностранных государствах гражданами России или возможностях предоставления льгот при ввозе автомобилей иностранного производства лицами, переселяющимися в Россию на постоянное место жительства. Кроме того, участников ВЭД интересовали вопросы изменения норм беспошлинного ввоза товаров физическими лицами не для коммерческих целей и порядок перемещения международных почтовых отправлений.

Среди проблем, наиболее часто поднимаемых таможенными органами перед ГТК России, выделяются: правовая неурегулированность применения таможенных режимов переработки, временного ввоза (вывоза) и порядка завершения этих режимов, а также вопросы, связанные с функционированием, либо отсутствием отдельных программных продуктов.

Хочу еще раз подчеркнуть, что без серьезного мониторинга проблем, возникающих в ходе реализации положений нового Таможенного кодекса, их анализа и принятия необходимых мер, нам трудно будет выполнить одну из главных задач 2004 года -адаптировать деятельность таможенных органов к требованиям нового таможенного законодательства.

ТАКТИКА И СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ

Одна из задач нашего совещания - определить стратегию и тактику развития таможенной службы России до 2008 года, сформулировать приоритетные направления деятельности таможенных органов на 2004 и последующие годы. Можно выделить следующие задачи.

1. Проблемы стратегии и движения к новому уровню информатизации.

2. Правовые проблемы и вопросы нормотворчества.

3. Взаимодействие с бизнесом, управление рисками, развитие таможенной инфраструктуры,

4. Правоохранительная деятельность, борьба с коррупцией и повышение эффективности контроля после выпуска товаров.

5. Проблемы подготовки кадров, социальной защиты и финансирования деятельности таможенных органов.
Хочу заметить, что решение проблем, связанных с движением к новому уровню информатизации, мы видим в реализации проекта «Модернизации информационных таможенных систем за счет займа Всемирного банка». Данный проект является неотъемлемой частью общей стратегии развития таможенной службы России на 2004-2008 годы. Его реализация только за счет упрощения и ускорения таможенных процедур позволит ежегодно дополнительно приносить в бюджет до 1 миллиарда долларов. Поэтому дело чести всех и каждого организовать работу так, чтобы максимально эффективно реализовать запланированные проектом мероприятия. От реализации проекта модернизации информационных таможенных систем во многом будет зависеть и уровень организации таможенного контроля, основанной на системе анализа и управления рисками. Эту систему должны понимать и уметь применять все должностные лица таможенных органов, а не только те, кто непосредственно занимается таможенным контролем и таможенным оформлением.

В части кадровых проблем хотел бы обратить внимание на необходимость изменения сформировавшейся ранее психологии таможенника-контролера-администратора, обязанности которого были расписаны инструкциями ГТК России от «А» до «Я». Новый кодекс - это закон максимально прямого действия и важно научить наших таможенников самостоятельно принимать решения в пределах своей компетенции и быть готовыми отвечать за их последствия.

В проекте итогового документа Совещания обозначены как стратегические цели деятельности таможенных органов РФ до 2008 года, так и основные пути их достижения. П омимо этого, предлагается впервые решением Совещания утвердить приоритетные направления работы каждого регионального таможенного управления и таможен, непосредственно подчиненных ГТК России. На наш взгляд, это поможет более системно организовать работу таможенных органов и достичь тех результатов, которые мы ожидаем получить в 2008 году: сокращение времени таможенного оформления до 1 дня; времени оформления в пунктах пропуска до 10 минут; единообразие применения таможенного законодательства на всей территории РФ; сокращение объема досматриваемых товаров до 8-10 процентов; увеличение собираемости таможенных платежей до 1,5 триллиона рублей; уменьшение количества ведомственных документов до 100, создание баз информационных данных с министерствами и ведомствами; максимальная унификация таможенного законодательства стран-участниц СНГ, ЕврАзЭС, союзного государства.

журнал «Таможня»

Виртуальная таможня

Россия может "в самые короткие сроки" стать членом ВТО

При снятии "некоторых нестандартных и порой политизированных требований" Россия может "в самые короткие сроки" стать членом Всемирной торговой организации (ВТО). Об этом заявил в четверг, выступая в Нью-Йорке на 8-й ежегодной конференции "Инвестиции в России и СНГ", заместитель министра экономического развития и торговли РФ Юрий Исаев.
По его словам, повышение открытости отечественной экономики является одной из важнейших задач российского правительства.
"В ближайшее время планируется завершить работу по приведению российского законодательства в соответствие с нормами и правилами ВТО, - сообщил Исаев. - Здесь уже немало сделано: например, в мае 2003 года был принят Таможенный кодекс России, соответствующий нормам и правилам Всемирной торговой организации. И хотя многое в этом направлении еще предстоит сделать, в том числе в такой важной сфере, как защита прав интеллектуальной собственности, есть все основания считать, что российская экономика сегодня уже ничуть не более закрыта или субсидируема, чем экономики многих стран, давно являющихся членами ВТО. Исходя из этого, оценки сроков вступления России в ВТО представляются вполне оптимистичными".
Как отметил замглавы МЭРТ, повышению открытости российской экономики призвана содействовать и проводимая работа по модернизации системы финансовой отчетности. "Внедрение в России Международных стандартов финансовой отчетности важно, прежде всего, потому, что оно облегчает встраивание национального финансового рынка в международный рынок капитала за счет использования общепринятого языка", - подчеркнул он.
С проблемой открытости российской экономики тесно связаны вопросы инвестиционного имиджа России, продолжил Исаев.
"За 2003 год к предыдущему году рост ВВП в России составил 7,3%, объем промышленного производства увеличился на 7%. По темпам экономического роста в последние годы Россия опережает большинство стран мирового сообщества. Так, прирост ВВП за 2003 год в США составил 2,9%, в Японии - 2,6%, а в Еврозоне - лишь 0,5%", - на помнил заместитель министра.
Заметно повысилась инвестиционная активность в экономике, в том числе иностранных инвесторов в России, продолжил Исаев. Рост инвестиций в 2003 году составил 12,5% против 2,6% в 2002 году. Общий объем накопленных иностранных инвестиций в российской экономике на конец 2003 года составил $57 миллиардов, что почти на 33% выше уровня 2002 года. В сентябре 2003 года Россия вошла в первую десятку самых привлекательных для иностранных инвестиций стран согласно рейтингу агентства A.T.Kearney. В октябре международное рейтинговое агентство Moody's впервые в истории России подняло ее суверенный рейтинг до инвестиционного уровня Baa3.
Как отметил замглавы МЭРТ, в русле повышения инвестиционной привлекательности России "назрела необходимость дальнейшей либерализации законодательства, связанного с вывозом капитала". "В выдаче разрешений на инвестиционные операции за рубежом, как и в ряде других разрешительных функций государства, уже нет смысла", - заявил Исаев.

РИА "Новости"

trs.ru

Анекдот из Интернет

- Сколько надо заплатить российским футболистам, чтобы они выиграли?
- Бесполезно: им уже заплатили, чтобы они проиграли.

Фраза дня

Оказывается, в футболе выражение:"Принял на грудь" имеет немного другое значение.

Перейти на WWW MD OFFICE http://www.mdoffice.com.ua
E-mail: mdoffice@mdoffice.com.ua
Рассылки Subscribe.Ru
Новости  ВЭД в Украине от
WWW MDOffice



http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru
Отписаться
Убрать рекламу


В избранное