В Российском центре науки и культуры в Афинах в пятницу открылась выставка кукол военных лет, передает РИА Новости .
Представлено около двадцати кукол из коллекции Государственного академического Центрального театра кукол имени Сергея Образцова, в котором собрано около 6 тысяч кукол.
В годы Второй мировой войны театр Образцова и еще около шести десятков государственных театров кукол со всего Советского Союза находились в постоянных гастролях на фронтах, представляя солдатам Красной Армии небольшие сатирические представления.
"Все представленные куклы - участницы Второй мировой войны, среди них нет ни одной, которая не заслужила бы свои ордена", - рассказал РИА Новости заместитель директора театра Образцова Борис Голдовский, автор книги "Куклы. Энциклопедия".
На выставке представлены куклы трех основных разновидностей - тростевые, механизм которых построен вокруг поддерживающей оси-трости, перчаточные (надевающиеся на руку) и мимирующие - куклы из материи, лица которых способны менять выражение.
"Вот эта кукла Гитлера создана в 1942 году мастером Екатериной Беклешовой. Это невероятно сложная работа. Одно дело - гениально высечь скульптуру в мраморе, а эта скульптура из материи создана так, чтобы при движении менялась мимика, но не характер скульптуры. С этой куклой Образцов много работал на Белорусском и Сталинградском фронтах", - рассказывает Голдовский.
"Простая деревянная кукла фашистского солдата показывает, что он - обыкновенная дубина. Это позволяет сделать врага смешным и убрать страх, а ведь война - это страшно", - продолжил он.
В экспозиции также присутствуют сатирические образы Геббельса, маршала Кейтеля и других нацистских бонз и генералов Рейха. С их участием в полевых условиях разыгрывались небольшие агитационные представления под названиями вроде "Коричневая чума", "Кухня Геббельса", "Петрушка и фашист". В одном из таких спектаклей, поставленном в 1942 году, Гитлер и его военачальник рассуждают о том, что необходимо взять Сталинград: там хорошая икра, а рядом на Кавказе делают отменные шашлыки. Однако их планам не суждено сбыться: появившийся живой красноармеец сгребает куклы в охапку и объявляет, что победа будет за Красной Армией.
На выставке представлены и работы времен Первой мировой войны - созданные самодеятельностью российских солдат фигурки вражеских генералов. Представлены и тростевые куклы второй половины ХХ века, печально-лирические, резко контрастирующие по настроению с агитационными образцами войны.
По словам Бориса Голдовского, "в куклах их создатели порой отражают свое отношение не только к врагу, но и к власти вообще. Это отношение, как заложено в человеческой природе, часто критическое".
Впрочем, фигуру Сталина среди кукольных персонажей Второй мировой представить себе все-таки невозможно: в сатирических спектаклях изображались только отрицательные персонажи вроде Гитлера и его окружения. Голдовский отмечает и то обстоятельство, что кукол Сталина не делали и в германских фронтовых театрах, где предпочитали выставлять собирательные сатирические образы русских, украинцев, евреев...
"Во времена революций, войн всегда возникают и сатирические кукольные театры", - считает Голдовский. Впрочем, по его словам, влияние куклы на человечество не ограничивается военным временем.
"В куклах есть элементы странной магии - будь это маленькая кукла, которую вы повесили в автомобиле или увидели на витрине, или детская кукла. По-разному можно относиться к разным кукольным персонажам, например, к Барби, но нельзя отрицать, что с начала 40-х годов она изменила цивилизацию, воспитав несколько поколений", - сказал Голдовский.
Театр Образцова дает в субботу в Афинах три представления спектакля "Необыкновенный концерт".