Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay

ИТ-рынок и бизнес

  Все выпуски  

Главные события ИТ-рынка


Главные события ИТ-рынка
30 марта 2010, вторник

К 2011 году более 50% пользователей предпочтут смартфоны

По данным исследования, проведенного аналитической фирмой Nielsen, к концу нынешнего года смартфоны составят 35% от всех продаваемых в США телефонов, а к началу следующего года этот показатель превысит 50%. В конце 2009 года доля смартфонов на американском рынке составляла лишь 21%.

Прогноз сделан на основе опроса 75 тысяч пользователей мобильных телефонов, которых спрашивали, каким будет их следующий телефон. При подсчете также учитывалось снижение цен на смартфоны, увеличение их функциональности и взрывной рост числа приложений.

"Мы находимся в начале новой беспроводной эры, в которой смартфоны станут основным устройством для связи с друзьями, с интернетом и миром в целом", – говорит аналитик Nielsen Роджер Энтнер. По его словам, 45% опрошенных заявили, что их следующим телефоном будет именно смартфон.

Данные Nielsen несколько противоречат последней тенденции, согласно которой крупные американские операторы начали делать акцент на более дешевых телефонах, не поддерживающих сторонние приложения. Например, на прошлой неделе на конференции CTIA представители AT&T сообщили, что хотя около 35% их абонентов имеют смартфон (в том числе iPhone), многие, тем не менее, хотят более дешевый телефон. В результате AT&T предложил целую серию бюджетных моделей с акцентом на работу с SMS-сообщениями.

В Nielsen отмечают, что мужчины покупают смартфоны чаще, чем женщины - 53% против 47%. (Тут можно вспомнить, что в первые дни продаж iPhone очереди в магазины в подавляющем большинстве состояли из мужчин). Исследователи также выяснили, что 66% владельцев смартфонов пользуются им в личных целях, а не деловых.



Для кого Apple придумала iPad

До начала продаж планшетника Apple осталось менее недели. Несмотря на то, что Apple рапортует о зашкаливающем предпродажном спросе на iPad, эксперты до сих пор гадают, на кого рассчитан новый гаджет - на поклонников технических новинок или пенсионеров-технофобов.

С момента январского дебюта iPad от Apple не раз от разных пользователей можно было услышать: "О, это понравилось бы моей маме!". Или папе, бабушке, дедушке, двоюродной бабушке и так далее - то есть родственнику старшего поколения, который не очень хорошо разбирается в компьютерах, мобильных телефонах и в любых других достижениях техники со времен бобинных магнитофонов, пишет журнал PCWorld.

Безусловно, познания в области hi-tech не зависят от возраста пользователя, отмечает издание. Однако в данном случае речь пойдет именно о той части старшего поколения, для которой ноутбук или стационарный компьютер, Mac или PC звучат устрашающе. Смартфоны же для такой аудитории - слишком маленькие, и на них слишком много крошечных кнопок, иконок и меню.

iPad как устройство устраняет пропасть между смартфонами и ноутбуками, и именно поэтому "таблетки" от Apple имеют все шансы стать персональными компьютерами для пожилых технофобов - или технофобов любых других возрастных категорий. iPad очень легок: он весит всего 1,5 фунта (менее 0,7 кг), а похожие на блокнот параметры позволяют его держать в руках без напряжения. И, что лучше всего, - iPad не выглядит как компьютер. Никаких предательской клавиатуры, складных конструкций или ковриков для мыши - ничего того, что отпугивало бы технофоба.

iPad напоминает гигантский пульт для телевизора, специально созданный для пожилых людей, считает PCWorld. Оба устройства являются гипертрофированными собратьями аналогичных "обычных" устройств - как iPad это, по сути, увеличенный iPod Touch. "Огромные иконки на экране iPad похожи на большие кнопки пультов для пожилых людей", - полагает издание. На этом, конечно, их сходства заканчиваются, оговаривается PC World.

iPad - это "диванный" девайс, устройство для пользователей, которые не просиживают много времени за рабочим столом, где ноутбук или стационарный компьютер был бы эргономичнее. И все это не значит, что это устройство вытеснит сматрфоны - скорее, iPad заполнит нишу, отвечающую потребностям более старших потребителей, полагает издание.

Однако лакмусовой бумажкой того, насколько удачным стал продукт, является, в конечном итоге, его коммерческий успех либо провал. Пока же о спросе на iPad можно судить лишь по данным с онлайн-магазина Apple: не всем заказавшим новые планшеты Apple удастся получить их к 3 апреля, как предполагалось. Предзаказы, оформленные после 27 марта 2010 года, удастся доставить покупателям лишь после 12 апреля, сообщает администрация сайта: запасов новых устройств в Apple попросту не хватило для всех желающих.

Конечно, специальное ограничение объемом первых поставок призвано как раз создать имитацию ажиотажного спроса, это является частью маркетинговой стратегии производителя, отмечает PCWorld. Аналогичным образом поступала компания Nintendo при запуске своей игровой приставки Wii. Стоит отметить, что ряд экспертов прогнозирует, что с iPad Apple наконец сможет представить конкурентоспособную игровую платформу. "С большим экраном iPad и его большими возможностями по обработке данных, игры на планшетнике становятся на шаг ближе к персональным компьютерам или консольным играм", - считает эксперт Flurry Analytics Петер Фараго.

Пока же, по результатам последнего опроса NPD, 51% потенциальных покупателей предпочтут нетбук планшету Apple. Среди тех, у кого уже есть какая-то продукция Apple, 44% предпочтут планшету более традиционный MacBook. 66% от всех опрошенных вообще не планируют покупать iPad в ближайшем будущем.

Партнеры-производители Apple рассчитывают поставить 2,5 млн iPad с марта по май 2010 года, отмечает в своем обзоре аналитик Morgan Stanley Кэти Хуберти. Поставки по итогам 2010 года могут составить 8–10 млн штук iPad, что намного выше первоначальных ожиданий в 5 млн единиц, считают его поставщики. По прогнозам эксперта Morgan Stanley, продажи к концу этого года превысят 6 млн штук.



Facebook пообещал "захватить" локацией каждого

Социальная сеть Facebook, число зарегистрированных пользователей которой превысило 400 млн, пообещала в следующем месяце добавить новую функцию - "локацию" в пользовательское меню. Впрочем, пока представители компании не уточняют, как именно сервис будет работать, но говорят, что он будет "захватывающим". Запуск нового функционала должен состояться в конце апреля, на конференции разработчиков приложений Facebook f8, сообщает CNN.

Этот функционал уже приобрел популярность на относительно новых сайтах, таких как Foursquare и Gowalla, которые тоже изначально не предусматривали возможности указания местоположения пользователей. Эти два сайта содержат мобильные приложения, разработанные в виде игр, которые поощряют пользователей смартфонов и ноутбуков "отмечаться", находясь в ресторанах и других публичных местах, чтобы оповестить друзей о своем местонахождении.

Локация стала одним из основных трендов в социальных сетях в последнее время. Буквально на днях микроблогинговый сервис Twitter научился "следить" за своими пользователями. Названия населенных пунктов или географические координаты автоматически добавляются к новым сообщениям блогеров, что довольно удобно с учетом ограниченной длины сообщений в постах Twitter.

Кроме того, у Google Buzz - нового конкурента Twitter тоже есть такой функционал. Правда, нововведение смогут опробовать только обладатели Mozilla Firefox, Google Chrome и Internet Explorer (после установки расширения Google Gears).

Соответственно, сети меняют и свою политику конфиденциальности. В ноябре прошлого года администрация Facebook опубликовала новые правила конфиденциальности сервиса, где говорится: "Когда вы сообщаете другим о своем местоположении или добавляете местоположение к какой-либо информации, мы относимся к этому так же, как к любому другому опубликованному вами контенту".

В минувшую пятницу заместитель главы юридического департамента Facebook Майкл Рихтер (Michael Richter) в корпоративном блоге подтвердил, что Facebook работает над функционалом локализации. Рихтер пишет, что дополнение к функционалу будет "гораздо более захватывающим", чем компания изначально планировала.

"Ранее, когда мы обновляли политику конфиденциальности, мы закладывали возможность описания местонахождения. В тот момент мы думали, что в основном эта функция будет использоваться как дополнение к посту или статусу. Однако у нас появилось несколько других еще более захватывающих идей на этот счет", - указывает Майкл Рихтер.

Ранее газета The New York Times, ссылаясь на анонимные источники, в своем блоге сообщала о том, что Facebook покажет новый сервис 21 апреля, на своей ежегодной конференции разработчиков приложений Facebook f8 в Сан-Франциско.

По данным The New York Times , Facebook предоставит пользователям возможность сообщать о том, где они находятся, в отдельном поле, напоминающем статусное сообщение. Информация о местоположении пользователя будет автоматически транслироваться в новостную ленту, которая по умолчанию видна друзьям участника соцсети.

Новая функция, по мнению экспертов, может существенно увеличить количество посещений Facebook с мобильных устройств. Также она позволит социальной сети внедрить новый тип сегментирования аудитории по местоположению. Затем этот инструмент может быть использован для показа пользователям рекламных сообщений от локальных компаний, которые ориентируются на определенную территорию.

В настоящее время из 400-миллионной аудитории Facebook около 100 миллионов регулярно выходят в сеть при помощи мобильных устройств. По оценкам блога Inside Facebook, в 2009 году доходы социальной сети превысили 700 миллионов долларов, большая часть которых пришлась на рекламу.

Обычно изменения подобного рода приводят к прениям и негативной реакции сообщества Facebook, однако в блоге говорится, что объявление об изменениях будет обсуждаться до того, как новый функционал начнет работать, так что у пользователей будет достаточно времени, что бы прочитать его и оставить свое мнение в комментариях.



К 2011 году более 50% пользователей предпочтут смартфоны

По данным исследования, проведенного аналитической фирмой Nielsen, к концу нынешнего года смартфоны составят 35% от всех продаваемых в США телефонов, а к началу следующего года этот показатель превысит 50%. В конце 2009 года доля смартфонов на американском рынке составляла лишь 21%.

Прогноз сделан на основе опроса 75 тысяч пользователей мобильных телефонов, которых спрашивали, каким будет их следующий телефон. При подсчете также учитывалось снижение цен на смартфоны, увеличение их функциональности и взрывной рост числа приложений.

"Мы находимся в начале новой беспроводной эры, в которой смартфоны станут основным устройством для связи с друзьями, с интернетом и миром в целом", – говорит аналитик Nielsen Роджер Энтнер. По его словам, 45% опрошенных заявили, что их следующим телефоном будет именно смартфон.

Данные Nielsen несколько противоречат последней тенденции, согласно которой крупные американские операторы начали делать акцент на более дешевых телефонах, не поддерживающих сторонние приложения. Например, на прошлой неделе на конференции CTIA представители AT&T сообщили, что хотя около 35% их абонентов имеют смартфон (в том числе iPhone), многие, тем не менее, хотят более дешевый телефон. В результате AT&T предложил целую серию бюджетных моделей с акцентом на работу с SMS-сообщениями.

В Nielsen отмечают, что мужчины покупают смартфоны чаще, чем женщины - 53% против 47%. (Тут можно вспомнить, что в первые дни продаж iPhone очереди в магазины в подавляющем большинстве состояли из мужчин). Исследователи также выяснили, что 66% владельцев смартфонов пользуются им в личных целях, а не деловых.


Сенаторы присмотрят за электронной валютой

Вчерашнее слушание в Совете Федерации (СФ) не добавило ясности в вопросе о будущем статусе электронных денег. Экспертная группа СФ не поддержала предложение Минфина смягчить требования к операторам систем электронных денег. Взамен эксперты СФ предлагают внести в законопроект "О национальной платежной системе" пункт об электронных деньгах, но разрешить осуществлять операции с ними только банковским организациям.

В распоряжении РБК daily есть документ, озаглавленный "Проект рекомендаций парламентских слушаний "О национальной платежной системе", подготовленный экспертной группой Совета Федерации. Эксперты предлагают поправки, полностью отменяющие нынешние достаточно либеральные условия, прописанные в проекте закона "О национальной платежной системе", подготовленные Минфином и ЦБ. В частности, в проекте прописан статус оператора электронных денег. Такой оператор должен "обладать чистыми активами в размере не менее 10 млн руб.", а также получить соответствующую лицензию ЦБ, не подразумевающую получения статуса "кредитной организации". Экспертная группа СФ предлагает такой статус исключить и вернуться к рассмотрению вопроса в рамках изменения закона "О банках и банковской деятельности".

"Наша позиция проста: операторы электронных денег не выдают кредитов и несут существенно меньшие риски, чем кредитные организации, то есть банки. Более того, если операторы будут называться кредитными организациями, то к ним автоматически будут применяться все многочисленные нормативные документы - текущие и будущие, относящиеся к банковскому регулированию. По этой причине мы согласны с требованием лицензирования, но хотим, чтобы нас лицензировали как организацию, не являющуюся кредитной", - говорит Евгения Завалишина, генеральный директор компании "Яндекс.Деньги".

"Позиция Банка России однозначна. В сфере электронных денег должно быть регулирование, учитывая то, что бизнес этот набирает обороты. Здесь у нас полное взаимопонимание (с Минфином. - РБК daily). Электронные деньги остаются. Осталось только решить, кто будет обязанным по части электронных денег: только кредитные организации, как предлагали мы, или небанковские кредитные организации, возможно, с каким-то особым статусом. Контрольная встреча с Минфином у нас состоится завтра", - сказала в ходе слушания в СФ зампред Банка России Татьяна Чугунова.

Необходимо обратить внимание на то, что в последней версии законопроекта предлагается величина чистых активов для операторов электронных денег и оператора платежной системы в размере 10 млн руб. Хотелось бы увидеть обоснования этих требований. В пояснительной записке их нет. Соответственно, сложно оценить именно эту величину вхождения для работы на рынке", - отмечает начальник управления контроля финансовых рынков ФАС Юлия Бондарева.

Президент Российского микрофинансового центра Михаил Мамута считает, что за последние две недели произошло сильное сближение позиций Центробанка и Министерства финансов, которое настаивает на стимулирующем регулировании выпуска и оборота электронных денег. Это правильный подход с точки зрения всех участников рынка, и Совет Федерации во многом принял данную позицию. На данный момент существует несколько разногласий между Министерством финансов, Центробанком и участниками рынка. До сих пор не ясно, кто будет иметь право осуществлять оборот электронных денег, должна это быть кредитно-банковская организация или простой оператор электронных денег. "В любом случае этот оператор будет находиться под надзором ЦБ, и его деятельность будет регулироваться пропорционально рискам, присущим электронным деньгам", - комментирует г-н Мамута.


Высшее руководство обеспокоено безопасностью

Корпорация IBM и исследовательская организация Ponemon Institute, специализирующаяся в вопросах конфиденциальности и управления информацией, сегодня опубликовали результаты опроса 115-ти бизнес-руководителей высшего звена в Великобритании.

Согласно данным, полученным в ходе этого исследования, 77% опрошенных сообщили, что их организации не раз сталкивались со случаями нарушения целостности и потери данных, причем все респонденты подтвердили, что их корпоративные данные действительно подвергались атакам за последние 12 месяцев. Кроме того, 76% директоров, принявших участие в исследовании, считают, что уменьшение потенциальных недостатков и ошибок в системах безопасности критичных для бизнеса приложений является самым важным аспектом их инициатив по защите данных.

Как показывают результаты опроса, высшие руководители компаний уверены, что эффективные методы защиты данных могут содействовать достижению важных организационных целей, таких как соблюдение регуляционных норм и поддержка деловой репутации и доверия клиентов. Фактически, лишь небольшая часть опрошенных главных исполнительных директоров – всего 18% – полагают, что их организации не пострадают от компрометации или потери данных в течение следующего года, тогда как 81% CEO убеждены, что инвестирование в стратегию обеспечения информационной безопасности может значительно уменьшить риск порчи или кражи данных.

"Находясь перед лицом растущих угроз информационной безопасности, руководители бизнеса окончательно осознают, что надежная и действенная стратегия защиты корпоративных данных играет важнейшую роль в достижении желаемых финансовых результатов, - подчеркнул доктор Ларри Понемон, председатель правления и основатель Ponemon Institute. - Когда-то вопрос об инвестировании в программные средства ИТ-безопасности считался чисто техническим, однако мнения респондентов, полученные в ходе нашего исследования, отражают коренное изменение в том, как теперь организации относятся к этому вопросу. Сегодня руководители высшего звена пришли к выводу, что экономия затрат как результат инвестирования в программу защиты данных существенно превышает оценочное значение потенциального экономического эффекта от восстановления испорченных или утраченных данных".

"Мы подтверждаем вывод, что бизнес-руководители высшего звена уделяют гораздо больше внимания и практических усилий реализации стратегий безопасности, чем когда-либо ранее, - отметил Дэниел Сабба, генеральный менеджер подразделения IBM Rational. - Результаты исследования Ponemon Institute подчеркивают возросшее понимание лидерами бизнеса важности устранения недостатков в корпоративной системе ИТ-безопасности на самых ранних стадиях, до того, когда решение этих проблем станет слишком дорогим и они приведут к необратимому ущербу для бизнеса".

Исследователи также отметили большое влияние стратегии обеспечения безопасности на итоговые финансовые показатели организации. В ходе проведенного исследования было установлено, что средняя экономия затрат или улучшение доходности как следствие инициатив по защите данных составила, в целом, 11 млн фунтов стерлингов для организаций. Согласно оценке руководителей высшего звена, принявших участие в исследовании, средняя величина издержек в результате порчи или утраты данных составляет 112 фунтов стерлингов в расчете на скомпрометированный блок (запись) данных, в то время как опрошенные респонденты в ранге главного исполнительного директора оценили эти "удельные" издержки в 143 фунта стерлингов.


Телефон средней бюджетности

В первом квартале 2010 года средняя стоимость трубки упадет на 18% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, прогнозируют аналитики "Евросети". Эксперты связывают резкое падение с отсутствием кредитования - пользователи тратят деньги на более дешевые модели.

В отчете "Евросети" говорится, что на розничном рынке РФ в первом квартале 2010 года будет продано почти 7 млн сотовых телефонов, что на 24,6% больше аналогичного показателя первого квартала 2009 года. При этом сохраняется отставание в 2% от показателей докризисного периода (2008 год). В денежном выражении продажи вырастут на 2,1%, до 31,6 млрд руб. При этом средняя цена трубки составила 4522 руб., что на 18% меньше прошлогоднего показателя.

Как считает ведущий аналитик J-Son & Partners Сергей Савин, снижение средней стоимости телефона в первую очередь вызвано свертыванием программ потребительского кредитования. Дорогие трубки не покупают в кредит, тратя наличность на более дешевые модели. Второй фактор - удешевление технологий. Телефоны с 3G и сенсорным экраном теперь присутствуют и в более дешевых сегментах.

Дмитрий Деев, ведущий аналитик Mforum Analytics, не отмечает существенного снижения средней стоимости телефонов. В целом по рынку падение средней цены не превысило 5%. "В первом квартале действительно хорошо продавались бюджетные модели, - констатирует г-н Деев, - но это было связано исключительно с их недавним выходом на рынок. В целом тенденции к падению средней стоимости трубки нет".


Обзор российского рынка CRM-систем

DSS Consulting опубликовала аналитический обзор российского рынка CRM-систем по итогам 2009 года.

В 2009 году число внедрений систем класса CRM составило 81% от количества завершённых проектов внедрения за 2008 год. Как поясняют аналитики DSS Consulting, снижение спроса на системы класса CRM произошло под влиянием на российскую экономику мирового экономического кризиса.

По данным исследования DSS Consulting, в 2009 году основными заказчиками CRM-решений являлись торговые компании, а также компании сферы услуг. Наибольший спрос со стороны именно этих компаний объясняется спецификой их хозяйственной деятельности.

По географическому признаку лидирующие позиции по числу внедрений CRM-систем относительно 2008 года занимает Центральный федеральный округ. Второе место делят Приволжский и Уральский ФО, на третьем - Сибирский ФО.

По отраслевой принадлежности проектов внедрения в 2009 году в тройку лидеров вошли компании, работающие в сфере торговли и услуг (по 27% доли рынка внедрений), а также представители производственного сектора экономики (14%) и сферы "Консалтинг и информационные технологии" (7%).

В 2009 году основными заказчиками по-прежнему являлись компании с численностью персонала менее 100 сотрудников (78%), еще 17% составляют компании с численностью сотрудников от 100 до 500. Как отмечают аналитики DSS Consulting, в основном CRM-системы внедряют небольшие компании, что в целом коррелирует с отраслевой структурой спроса: торговые и сервисные компании.


В 2009 году выбор в пользу внедрения CRM-систем сделали компании без филиальной структуры (61%) и компании с филиалами (29%). Доли управляющих и дочерних компаний составили по 5%.


Мобильный трафик генерируют смартфоны

Компания AdMob опубликовала данные отчета по исследованию мирового мобильного трафика в феврале 2010 года.

По оценкам AdMob, 48% мобильного трафика в феврале составили смартфоны, преимущественно на базе iPhone и Android. Объем сегмента в феврале прошлого года составлял 35%. По итогам года рост мобильного трафика, сгенерированного смартфонами, составил 193%.

Популярность смартфонов также стала причиной сокращения числа людей, использующих мобильные телефоны для доступа в интернет. В феврале доля мобильных телефонов в общем объеме мобильного трафика снизилась до 35% относительно 58%, зафиксированных годом ранее. Вместе с тем, в годовом разрезе доля трафика, исходящего от мобильных телефонов, выросла на 31%.

Категория MID (мобильные интернет-устройства) составила 17% в общем объеме мобильного трафика, большая часть из которых (93%) пришлась на iPod touch. Несмотря на отставание MID от смартфонов и мобильных телефонов по объему сгенерированного трафика, рост объема мобильного трафика внутри данного сегмента за год составил 403%.

В феврале 2010 года наибольшей популярностью для доступа к мобильному интернету пользовались устройства на базе iPhone OS, Android и Symbian. За год мобильная ОС iPhone увеличила свою долю с 33% до 50%, в то время как доля Symbian снизилась с 43% до18%. Стремительный рост популярности продемонстрировала мобильная ОС Android, увеличив свою долю с 2% до 24%. Наиболее востребованными устройствами на базе Android для выхода в интернет в феврале стали Motorola Droid, HTC Dream, HTC Hero, HTC Magic и Motorola CLIQ.


Тайваньские вендоры снижают цены на нетбуки и ультратонкие ноутбуки для освобождения складов

Поставщики ноутбуков Asustek Computer, Acer и Micro-Star International (MSI) снизили цены на нетбуки на базе Atom N280 и ряд ультратонких ноутбуков с целью высвобождения складских помещений.

Цена 10-дюймового нетбука Acer на базе Atom N280 теперь составляет 10 000 новых тайваньских долларов (314 долл. США). ASUS Eee PC 1005HA теперь стоит 9500 НТД (299 долл. США). Что касается ноутбуков, 13-дюймовый MSI X320 подешевел до 12 900 НТД (406 долл. США), 11- и 13-дюймовые модели Acer на Intel Celeron SU2300 теперь стоят меньше 20 000 НТД (629 долл. США).

Поскольку спрос на нетбуки и ультратонкие ноутбуки стал ниже прогнозируемого, большинство вендоров существенно снизили затраты на НИОКР и маркетинг и теперь уделяют больше внимания традиционным ноутбукам.


51% покупателей предпочтут нетбук, а не iPad

Согласно исследованию, проведенному NPD, 51% потенциальных покупателей не видят у iPad преимуществ над обычными нетбуками. Эта цифра существенна даже среди тех, кто уже имеет какие-то устройства от Apple - 44%. Опрос проводился среди людей в возрасте от 18 до 34 лет.

Многие из тех, кто планирует купить iPad, сделают это не сразу. 57% настораживает высокая цена планшета - 499 долларов даже за минимальную конфигурацию. С ними согласны 43% уже состоявшихся потребителей продукции Apple. Из всех опрошенных лишь 18% однозначно купят iPad, а однозначно не сделают это, по крайней мере в ближайшее время, 66%.

Те, кто планирует купить iPad, интересуются в основном его браузером и медиапроигрывателем. Эти же факторы, по мнению аналитиков, стоят и за ростом популярности ноутбуков.

"Если посмотреть, каким образом люди планируют использовать iPad, несложно понять, почему владельцы других устройств, в которых уже есть эта функциональность, например iPod touch, нетбук или ноутбук, просто не хотят тратить 500 долларов и больше за однотипное устройство", - говорит аналитик NPD Стивен Бейкер.

Как бы то ни было, Apple уже в первый день приема предварительных заказов на iPad получила их свыше 240 тысяч, поэтому удачный старт продаж практически гарантирован.



Лучшие производители 2009.
Приглашаем принять участие.


Данная рассылка осуществляется информационно-деловым каналом @ASTERA www.astera.ru
Адрес для контактов: info@astera.ru

В избранное