На прошлой неделе состоялся DCOFLOW
2014, где темой одного из круглых столов был «Юридически-значимый
документооборот», в котором я участвовал в качестве эксперта. Приведу вам основные
выводы данного круглого стола.
Очень важно, что именно формат круглого стола позволяет
собрать представителей разных сторон и в открытой дискуссии высказаться,
поспорить на глазах многих заказчиков. Спасибо площадке DOCFLOW
за предоставленную возможность.
Вначале круглого стола завязалась небольшая дискуссия про
терминологию (что такое «юридическая значимость», «юридическая сила» и т.п.) и
про какой же документооборот пойдёт речь. В итоге, сошлись на том, что
обсуждать будем документооборот по сделкам между организациями (договора,
первичные бухгалтерские документы, счета-фактуры и др.), т.к. это основной
документопоток между коммерческими организациями и в рамках круглого стола
будем использовать компромиссное понятие «обмен электронными документами»
(далее - ОЭД).
Целью круглого стола было определить (с точки зрения
заказчика):
1.
Какие действия нужны для перехода на ОЭД по сделкам?
2.
С какими сложностями придётся столкнуться?
3.
Возможные решения и идеи.
Рассмотрим, к
каким результатам мы пришли за отведённое время.
Какие действия нужны для перехода на ОЭД по сделкам?
По мнению экспертов и участников круглого стола необходимы
следующие действия (в порядке убывания важности):
1.
Собрать рабочую группу, в которую должны войти представители различных
подразделений компании. Без группы трудно сделать дальнейшие шаги и принять
верные решения.
2.
Определить перечень документов для перевода в электронный вид:
2.1. С точки зрения экономической
эффективности.
2.2. С точки зрения соответствия
законодательству.
2.3. С точки зрения бизнес смысла
(бизнес-процессов).
3.
Изучить и выбрать технологии и решения (выбор оператора для ОЭД,
интеграция с информационными системами заказчика, получение сертификата
электронной подписи (далее – ЭП)).
4.
Провести анализ бизнес-процессов информационного взаимодействия между
организациями (компания и её контрагенты) – с точки зрения заказчика это очень
важно.
И другие
необходимые действия (порядок важности не определяли):
●
Решить вопросы по обеспечению архивного хранения электронных документов
(далее – ЭД).
●
Разработать внутренние регламенты, локальные нормативно-правовые акты по
работе с ЭД.
●
Подготовить проекты соглашений об ОЭД с контрагентами (если это
требуется).
●
Подготовить инструменты и системы для обработки ЭД в бизнес-процессах
(доступ к ЭД, подписание ЭД, их оперативное хранение, поиск, маршрутизация и
прочее).
С какими сложностями придётся столкнуться?
По мнению участников круглого стола сложности будут
следующими (в порядке убывания важности):
1.
Отсутствие роуминга между операторами.
2.
Низкая мотивация контрагентов к подключению и началу обмена ЭД.
3.
Неготовность компании к изменению своих бизнес-процессов.
4.
Не определены требования по обработке и архивному хранению ЭД.
И другие сложности и вопросы (порядок важности не
определяли):
●
Необходимость заниматься подготовкой данных к переводу в электронный вид
в учётных и других системах.
●
Не достаточно определены требования к форматам ЭД и правила работы с
ними.
●
Отсутствие судебной практики.
●
Срок действия сертификата ЭП 1 год. Как проверить ЭП через N лет? С помощью каких
программно-технических средств доказать/проверить целостность и достоверность
ЭД через N лет?
Возможные решения и идеи
По мнению экспертов и участников круглого стола, возможные
решения сложностей могут быть следующие (в скобках мои комментарии):
1.
Сложность – отсутствие роуминга между операторами.
Решения и идеи:
●
Делать роуминг (операторы уже сейчас делают продуктивный роуминг,
есть пример продуктивного роуминга, и в этом году их станет больше).
●
Работать с несколькими операторами одновременно (компания для обмена
ЭД с контрагентами подключается сразу к нескольким операторам).
●
Требовать от оператора роуминг! (Компания заказчик может обратиться к
оператору со своей конкретной потребностью роуминга, многие операторы только
этого и ждут).
●
Дождаться пока останутся 2-3 оператора, тогда они договорятся (но
тогда может вырасти стоимость трафика, т.к. конкуренции станет меньше).
●
В ходе планирования выбирать операторов, исходя из возможностей
оператора подключить контрагентов вашей компании (но всё равно, найдётся
какая-то доля ваших контрагентов, которые подключены к другому оператору, по
сравнению с большинством ваших контрагентов).
●
Будущее за отраслевыми операторами? (Процесс постепенного
фокусирования операторов на определённых отраслях идёт уже сейчас).
2.
Сложность - низкая мотивация контрагентов к подключению и началу обмена
ЭД.
Решения и идеи:
●
Работать над мотивацией контрагентов в связке «заказчик-оператор» (т.е.
совместными скоординированными действиями заказчика и оператора мотивировать
контрагентов).
●
Должно стать модным.
●
Кнут – заставлять (есть компании заказчики, которые могут фактически
заставить своих контрагентов перейти на ОЭД; сейчас это очень эффективно на
практике).
●
Пряник (скидки, бонусы как со стороны операторов для абонентов, так и
со стороны компании заказчика для своих контрагентов).
●
Удобство решений операторов (создание операторами таких продуктов,
которыми намного удобнее пользоваться, по сравнению с бумажным
документооборотом).
●
Лёгкость подключения к оператору.
3.
Сложность - не определены требования по обработке и архивному хранению
ЭД. (В общем случае – какая-то область ОЭД сейчас не определена
законодательно).
Решения и идеи:
●
Совершенствовать законодательную базу (активнее представителям
операторов и заказчиков участвовать в различных рабочих группах по подготовке
НПА, лоббировать свои интересы для принятия соответствующих НПА).
●
Работать по соглашению сторон (нормы и правила не определённые в
законодательстве можно прописать в соглашении между абонентом и оператором или
между контрагентами в 2-х сторонних соглашениях).
●
В 2014 году будет разработан НПА по хранению ЭД.
●
Ответственность несёт УЦ и/или оператор (ответственность, правила
поддержки, обязательства сторон прописаны, например, в регламенте оператора и
договоре оператора с абонентом).
Вопросы в ходе круглого стола были рассмотрены очень сжато
и тезисно, время и формат требовали этого. Если вы хотите углубиться в тему, то
рекомендую вам почитать соответствующие статьи на ecm-j и послушать запись свежего вебинара про ЭП.