Обратимся к достаточно известному исследованию IDC по рынку северной Америки:
Предмет исследования – деятельность информационного работника. Именно ему нужна информация во всем ее многообразии. Другим категориям работников информация нужна в крайне ограниченном виде.
Рассуждая на уровне теории, мы приходим к выводу – в России довольно много людей можно отнести к «информационным работникам». При этом эмпирические наблюдения не подтверждают теоретический вывод. Создается ощущение, что у нас значительное число людей не выполняют строго определенные функции скорее не потому, что они заняты творческим и интеллектуальным трудом, а в силу низкого уровня организации труда.
Но даже если отечественные производительные силы не относятся к информационным работникам в каноническом понимании этого термина, то, теоретически, им все равно нужна информация, чтобы преодолевать хаос и дезорганизацию бизнеса.
Рассмотрим пример для внесения практического смысла. Типичный руководитель 2-3 уровня крупной компании получает на согласование важный договор. Что ему доступно в СЭД в типовом случае? Тело документа, минимальные метаданные, замечания предыдущих согласующих.
Чтобы ему хотелось получить? Сведения об инициаторе (позиция в компании, аналогичные его действия, уровень квалификации и т.д.), сведения о контрагенте (состояние взаиморасчетов и их история, уровень доверия, история хозяйственных отношений и т.д.), расширенные существенные сведения по контракту (бюджетное окружение, назначение хозяйственной операции и т.д.) и еще много всего. При этом в крупной компании даже СЭД, зачастую, не одна, не говоря уже о прочих системах – есть и CRM, и учетная система, и другие.
Это яркий пример, когда информационный работник, в условиях слабой организации бизнеса, с одной стороны тонет в поступающей информации (почта, СЭД, мгновенные сообщения, звонки и т.д.), а с другой стороны, когда это требуется, – должен потратить огромные усилия на получение нужной информации.
Еще наблюдение в контексте доступа к информации. Почему люди слабо пользуются СЭД?
Они не знают, что там есть. Причины разные, но результат один – не пользуются тем, что есть, в итоге и занесению информации перестают уделять внимание.
Знают, что есть, но сложно/неудобно искать. В итоге не ищут вовсе, что повышает риски. Например, в карточке «Контрагента» есть сведения об уровне доверия, но при согласовании договора до этих сведений несколько нелогичных кликов, в итоге эта информация игнорируется.
Знают/догадываются что есть, но все в разных системах. И не везде есть доступ.
В итоге подобные системы «гаснут», как минимум не развиваются. Поскольку поддержки снизу нет – это не удобно, а сверху нет поскольку не ясны задачи.
Вывод. Информация нужна, но не доступна. Теоретически.
Если опираться на исследование IDC и затраты на поиск (разных видов) информации в объеме 9,5 часов в неделю, то можно сделать интересные экономические выводы: при увеличении эффективности механизмов/способов поиска на 10%, мы даем прирост к производительности труда информационного работника на 2,4%. А этот тип работников, не будем забывать, самый высокооплачиваемый.
Хороший повод задуматься… Но задумывается ли бизнес?
Сейчас многие западные и российские коллеги, педалируют
темы информационного хаоса и управления информацией (Information Governance). Темы
подогреваемые, связанные с большими данными, но, по сути, не новые. Кроме того,
на них можно посмотреть и с другой стороны. Давайте – на примерах.
Как мы получаем счета на оплату
Счет может представлять собой как бумажный, так и
электронный документ (скан, pdf и так далее). Невольно
могут плодиться копии одного и того же счета. При большом количестве
контрагентов и частых взаимодействиях с ними, а также в ситуациях, когда документы
перевысылаются по причине ошибок в данных счета, получаем мини-хаос, причем в
той области, которая требует максимальной четкости, так как данные из счетов
уже поступают в учетную (ERP) систему, то есть должны
быть структурированными.
Отдельное решение, автоматизирующее захват, регистрацию,
проверку и согласование счетов, может помочь справиться с проблемой
структурирования информации за пределами учетной системы, в которую уже попадут
только необходимые верные данные.
Что, если взглянуть шире?
Узких решений, которые помогают структурировать информацию
до ее занесения в учетную систему, может быть несколько. К примеру, ту же
функцию исполняет программное обеспечение по автоматизации согласования
договоров. Аналогично дела обстоят с HRM-системой, в
которой собирается информация о сотрудниках, в том числе резюме (учтем, что
некоторые дизайнеры присылают резюме в виде иллюстраций-инфографик, а
веб-программисты – выкладывают в сети в виде landing pages).
Такие системы априори работают с неструктурированной
информацией, то есть – в условиях информационного хаоса. Причем они, среди
прочего, структурируют информацию для целей использования в учетной системе.
«Зарождение» ECM-платформы
Уже сама по себе интеграция нескольких внешних решений с
учетной системой – непростая задача. Также стоит принять во внимание, что
внешние решения могут взаимодействовать между собой, обмениваться данными,
опираться на одинаковые или подобные бизнес-процессы.
Это дает основание как минимум задуматься над тем, чтобы
построить решения на единой платформе для упрощения и удешевления
автоматизации. Единая платформа позволит обеспечить масштабируемость, гибкую
настройку и развитие системы.
ECM-платформа как раз может стать
дополнением учетной системы, создав вокруг фильтр, проходя сквозь который,
данные будут структурироваться. Система управления корпоративным контентом
уместна здесь, так как вне систем, работающих с учетными данными, существует множество
(до сотен Гб) информации, имеющей ценность, требующей обработки и накопления.
При взаимодействии с этими данными могут быть актуальны функции захвата,
преобразования, версионности, управления знаниями, совместного доступа, все это
– с привязкой к workflow. Как раз классическая, по определению Gartner, ECM-система отвечает озвученным требованиям.
На базе одной ECM-платформы
возможно построить эффективные узкие решения и для согласования счетов, и для
согласования договоров, и для сбора информации о персонале, и для прочих
прикладных задач.
При этом выгоды возникнут не только благодаря
автоматизации бизнеса, но и за счет того, что число пользователей учетной
(читай – дорогой) системы можно будет сократить, перенеся часть функционала в ECM-систему.
Здесь же появятся возможности для внедрения фишек и
надстроек, а также для перехода к полноценному управлению информацией (IG) в западном понимании.