Тема электронного документооборота (ЭДО) активно развивается
последние два года. За это время вышло множество материалов, цель которых –
растопить «лед недоверия» к ЭДО. В этих материалах операторы ЭДО убеждают
бухгалтеров, экономистов, аудиторов и ИТ-специалистов в том, что электронный
документ должен заменить бумажный. И каждый оператор строил этот процесс по
своему разумению, в результате, не смотря на то, что электронный документ в
нашем сознании уже укрепился, мы получили множество противоречий и заблуждений
уже непосредственно о самих сервисах документооборота.
В этой статье я попытаюсь собрать воедино все заблуждения
и дать советы тем, что уже стоит перед выбором ЭДО.
Почему у операторов цены на документы разные?
Всем интересно, почему электронный документ стоит именно
столько, а не меньше, и из чего эта цифра формируется.
Обратимся к сайтам операторов. Тарифы, указанные на них –
это усредненные цифры. Нельзя предусмотреть все ситуации, при которых можно
сделать скидку или учесть в тарификации, поскольку у многих компаний есть свои
особенности обмена. А если учесть максимальное количество особенностей, в
тарифах невозможно будет разобраться. Поэтому оператор ЭДО берет критерии для
расчета цен, которые подойдут любой компании. Как правило, это объем документооборота
за период и сложность обработки разных видов документов. В стоимость услуг
могут быть включены и другие составляющие, их знание поможет вам понять, на чем
можно сэкономить.
Совет. Узнайте у оператора ЭДО, из чего состоит
стоимость его услуг. Это поможет вам понять, с чего начать разговор о цене.
На практике оказывается, что у всех компаний есть
индивидуальные особенности обмена. Одни отправляют всегда только определенные
пакеты документов, другие обмениваются только неформализованными документами,
третьи вообще получают только входящие документы, и так далее. Всё это может
повлиять в итоге на стоимость услуг оператора ЭДО.
Совет. Обсуждайте с оператором ЭДО особенности обмена
в вашей компании, тем более, если они связаны с количеством и видами документов.
Это поможет вам повлиять на снижение цен, а оператору – предложить наиболее
удобный для вас вариант обмена.
В завершении темы цен, подумайте о том, сколько выгоды вы
получите с электронным документооборотом, даже если стоимость обмена будет не самой
низкой. Как показывает практика, обмен электронными документами выгоднее в
десятки раз. Поэтому:
Совет. Выбирайте оператора ЭДО по качеству услуг и
опыту разработчика, а цены оставьте на потом. Только качественно выстроенный
электронный документооборот принесет пользу, а не проблемы.
Почему не у всех операторов есть роуминг?
На самом деле, роуминг – это субъективная потребность.
Многие почему-то выбирают себе оператора ЭДО «на вырост», считают, что сегодня
он должен уметь все (и роуминг в том числе), даже если прямо сейчас это не
нужно. Таким образом, такие заказчики просто лишают себя возможности
попробовать электронный документооборот.
Если прямо сейчас у конкретного оператора нет роуминга, то
можно подключиться к нескольким. Кстати, это поможет вам понять, какой сервис
вам нравится больше.
Совет. Не бойтесь подключаться к нескольким
операторам ЭДО. Цены у всех примерно одинаковы, подключение, как правило,
бесплатное, и так вы поймете, какой сервис удобнее использовать.
Следует помнить, что роуминг на данном этапе разрабатывается
под конкретного заказчика. Если у оператора ЭДО нет роуминга с другим сервисом,
значит, клиенты его об этом ещё не попросили. И тут самое важное – желание
оператора ЭДО двигаться в этом направлении и предлагаемые варианты взаимодействия
для работ по роумингу.
Совет. Оцените готовность и желание оператора ЭДО
делать для вас роуминг. Это станет сразу понятно, если он предложит вам
несколько вариантов совместных действий, попросит контакты вашего контрагента и
его оператора.
В-третьих, одно из главных условий роуминга – наличие вашего
контрагента, подключенного к другому оператору. Сферический гипотетический
роуминг в вакууме с выдуманным получателем бесполезен, ведь документы вы не
отправляете в никуда. Кроме того, ваш контрагент сможет дать своему оператору
дополнительную мотивацию начать работы по роумингу. А пока работы идут, вы
всегда можете начать обмен с теми контрагентами, которые только планируют
переход на электронный документооборот.
Совет. Начните общение по организации роуминга вместе
с вашим контрагентом, подключенным к другому сервису. Это даст операторам ЭДО
понять, что роуминг вам действительно нужен, само взаимодействие будет полным,
а тестовый обмен – реальным.
Стоит ли подключаться к тем операторам, у кого больше абонентов?
На самом деле, мы достоверно не знаем, сколько у конкретного
оператора подключенных абонентов. Любая цифра – это маркетинг, мы не знаем, как
оператор ее получил и где приукрасил. Поэтому надо ориентироваться не на общее
число абонентов, а на то – есть ли среди них ваши контрагенты.
Но если вы приступаете к выбору ЭДО только сейчас, то скорее
всего, ваших контрагентов у оператора не будет. Рынок операторов ЭДО ещё только
развивается, и если бы ваш контрагент начал использовать ЭДО, вы бы об этом
узнали.
Совет. Даже если ваш контрагент есть в списке
абонентов сервиса, оцените, насколько это сервис подходит вам. В первую очередь
важно удобство работы, а подключение к разным операторам ЭДО рано или поздно
решит роуминг.
А пока роуминга нет, главная задача оператора ЭДО –
подключить как можно больше абонентов. Заботливый оператор предложит несколько
вариантов подключения ваших контрагентов, разные способы взаимодействия,
выгодные предложения. Он может взять работу полностью на себя, или подключить к
взаимодействию вас, и вы при этом получите скидки. К примеру, бесплатный обмен
в течение нескольких месяцев.
Совет. Узнайте у оператора ЭДО, какие схемы
подключения ваших контрагентов может предложить оператор ЭДО. Чем больше есть
разных интересных предложений, тем больше вероятность перехода на ЭДО ваших
контрагентов.
ЭДО законно существует всего 3 года. Как оценить опыт оператора?
Закономерный вывод: если рынок молодой, то опытных игроков
на нем нет. Мы же всегда ориентируемся на опыт производителя при выборе
продукции. Как показывает практика, переход от бумажного документооборота к
электронному в большинстве случаев затрагивает и внутренние процессы.
Наверняка, придется что-то менять, по-новому согласовывать документы, учитывать
их, и привыкать к тому, что всё происходит очень быстро. Если у оператора ЭДО
есть опыт в выстраивании этих процессов, значит, он сможет максимально
упростить и ускорить вашу работу как внутри компании, так и за её пределами.
Совет. Посмотрите на другие, более ранние проекты
оператора ЭДО, почитайте историю разработчика. Если компания на рынке много
лет, есть успешные проекты, связанные с документооборотом, в том числе и
межкорпоративным, значит перед вами действительно опытный оператор ЭДО.
Опыт компании состоит также из опыта её сотрудников,
экспертов в предметной области. Активно развивающаяся компания старается
делиться знаниями с другими, в первую очередь с клиентами. А при обращении с
любыми вопросами по предметной области эксперт хорошего оператора ЭДО, даже не
зная изначально ответа, займется этим вопросом и предложит несколько вариантов
решения проблемы.
Совет. Почитайте публикации экспертов компании. Если
они есть, написаны понятным языком и нацелены на развитие ЭДО, значит перед
вами квалифицированные сотрудники. Это поможет вам понять, какие знания есть у
компании, и самому узнать что-то новое и полезное.
Делаем выводы
Когда мы делаем действительно важные покупки, мы стараемся
найти как можно больше информации о производителе, функциях, технической
поддержке. В выборе оператора ЭДО эти правила тоже действуют. Но всегда нужно
понимать, что путь от бумажного документооборота к электронному – это всегда
изменения. А понять, какие варианты перехода, условия обслуживания, знания,
опыт есть у оператора ЭДО, вы сможете только при живом общении. Не бойтесь
задавать вопросы и привлекать к этому процессу своих коллег.