Семья представляет собой своеобразную модель общества и изменения, про-исходящие в обществе, влекут за собой трансформации и в семье. Поэтому кризисные явления, широко распро-страняющиеся в последние полтора десятилетия в российском обществе, не обошли и частную жизнь россиян. Большинство российских семей за этот период ощутили всю остроту и тяжесть низкой социальной эффективности экономических реформ, широкой коммерциализации всех сторон жизни, трудностей про-фессиональной реализации, материального обеспечения. Это привело к деформации института семьи, дезорганизации детско-родительских отношений и, как следствие, росту детской беспризорности. В ответ на эти негативные изменения государство приняло Закон РФ от 24 июня 1999 г. (№ 120 - ФЗ) "Об основах системы про-филактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних". Он призван содействовать созданным в 90-е гг. XX в. социально-реабилитационным учреждениям в работе с социально дезадаптированными детьми и подростками. К ним относятся:
Вопро-сы интеграции сегодня широко обсуждаются в педагогической и психологической литературе, им посвящены различные научно-практические конференции. И эта конференция не исключение. С одной стороны, существующая система специального образования уже не рассматривается как единственно возможный вариант обучения детей с особыми потребностями, особенно в свете принятия и подписания Российской Федерацией Конвенции ООН о правах инвалидов (2008г.). С другой, - про-цесс интегративного образования усугубляют ряд факторов: отсутствие экономического обеспечения; неготовность сложившейся системы образования отвечать индивидуальным потребностям каждого ребенка; наличие культурных стереотипов в отношении людей с инвалидностью, нетерпимость и интолерантность по отношению к ним; отсутствие у специалистов в образовательной системе знаний и мотивации к овладению индивидуально-ориентированным подходом в обучении и активное сопро-тивление системы специального образования. Безусловно, система специального образования в России очень сильна и развалить ее былобы непро-стительной ошибкой. Но развитие цивилизованного общества предполагает изменение условий образования в сторону уменьшения сегрегации. И искать новые формы для использования огромного багажа специальной педагогики одна из ведущих задач в инклюзивном образовании. На сегодняшний день по всей России возникает множество прецедентов, когда родители детей с ОВЗ добиваются выполнения конституционных прав детей с ограниченными возможностями на жизнь в семье, посещения в шаговой доступности дошкольных и школьных учреждений. Следом встают немаловажные вопро-сы получение про-фессионального образования, доступа к информационным, рекреационным и жизненным ресурсам окружающей среды. В настоящее время можно наблюдать парадоксальную ситуацию, которая характеризуется наличием достаточно развитого законодательства, декларирующего права особого ребенка на развитие, образование, социальную интеграцию и одновременно - практическим отсутствием механизмов их реализации.