Тревожно-мнительное воспитание
2014-01-09 07:22 info@psinovo.ru (Administrator)
Антон - единственный ребенок в семье. Судя по возрасту родителей, очень долгожданный и желанный. В детский сад его привели в пять лет, чтобы подготовить к школе и дать возможность пообщаться со сверстниками. Каждое утро в раздевалке можно было наблюдать одну и ту же картину: Антон стоит крепко обнявшись с мамой, что-то шепчет ей на ухо, она отвечает, нежно поглаживая его и целуя. В группе Антон с трудом сдерживал слезы, иногда оживлялся, увлекаясь игрой, но ненадолго. На занятиях мальчик блистал глубокими знаниями и показывал высокий уровень интеллектуального развития. Было видно, что родители много занимаются с сыном. Вскоре Антоша начал болеть. Мама не обвиняла детский сад, только горестно вздыхала: «Он у нас такой слабенький». Но оказалось, что никаких серьезных заболеваний у мальчика нет: все, чем он переболел за пять лет своей жизни, - ОРЗ и пара ушибов («... . купили велосипед и после этого случая спрятали в кладовку»). Но мама была уверена, что мальчик болен, ее затея с детским садом была ошибкой, надо бросать работу и сидеть с сыном дома. Как это ни странно звучит, но мама неосознанно радовалась новым признакам болезни сына. Возможность быть вместе, видеть постоянно своего ребенка, заботиться о нем - все это облегчало огромную материнскую тревогу. Мама призналась, что навязчивая мысль о потере ребенка преследует ее очень давно. Очень долго женщина лечилась от бесплодия, и в конце концов идея иметь ребенка стала смыслом жизни. Она добилась своего, но на смену радости пришла тревога, которая усиливалась всякий раз, когда мама разлучалась с сыном. Отец Антона, в силу эмоциональной сдержанности, скрывает свою тревогу, но она проявляется в виде вспышек агрессивности, когда ему кажется, что с сыном поступили несправедливо. Родители, которые воспринимают окружающий мир как враждебный и полный сложностей, стремятся подготовить своего ребенка к «тяготам жизни». Его рано начинают обучать чему-либо (иностранному языку, музыке), досконально готовят к поступлению в школу, и все это делается для того, чтобы обезопасить будущее ребенка, дать ему преимущество в борьбе за жизнь. Иногда в ожидании предстоящих трудностей они не замечают, как наносят вред ребенку сами уже сейчас. Мама во что бы то ни стало хотела, чтобы ребенок поступил в гимназию с усложненной программой. Объясняла она свое желание так: «После окончания этой школы больше шансов поступить в институт и избежать армии». При этом сына постоянно пугали тяготами армейской жизни и мягко, но очень настойчиво заставляли ежедневно подолгу заниматься. Запугивания мамы и большая нагрузка оказались непосильными для психики мальчика, у него нарушился сон, по ночам снились кошмары, в которых дядьки в военной форме заставляли его есть ужасную еду. Позже появились навязчивые движения, суетливость и приступы паники.