Берковиц Л. Идентификация склонности к насилию
2013-11-22 06:59 info@psinovo.ru (Administrator)
Вторая часть нашей книги будет посвящена более или менее устойчивым агрессивным качествам. Очень раздражительным людям вроде Джимми свойственна предрасположенность к насилию, и мы рассмотрим, что же заставляет этот тип крайне агрессивных людей вести себя определенным образом. Мы также обсудим причины того, почему они стали именно такими. В главе 5 я в общих чертах опишу агрессивную личность, особенно такой тип, с которым мы можем столкнуться в повседневной жизни. Я начну с рассмотрения некоторых доказательств существования относительно стабильной предрасположенности к агрессии, затем перейду к вопросу о том, как склонность к насилию может породить частые нападения и стычки с окружающими. В главе 6 я исследую роль семьи и сверстников в формировании личности, склонной к насилию.
Концепция Эрика Эриксона и классический психоанализ
2013-11-22 07:36 info@psinovo.ru (Administrator)
Такой ответ, видимо, не устраивал ни клиентов Эриксона, ни его самого. В этой ситуации Э. Эриксон решился рассматривать отношения личности и общества как отношения сотрудничества, обеспечивающие гармоничное развитие личности. Он стал различать ритуалы и ритуализмы. Ритуализмы – это антагонистические для личности интервенции в личность, а ритуалы – дружественные влияния общества. Ритуальные действия имеют общее значение, понятное и разделяемое всеми участниками. Например, выпускной вечер, когда вручение аттестата зрелости «присваивает» юноше или девушке новые права и обязанности взрослого. Такие ритуалы дают личности чувство безопасности, статус и открывают человеку новые возможности.
Аутентичность - по-русски - Подлинность. Идентичность заявленному. Одним из проявлением аутентичности является конгруэнтность: соответствие внешнего выражения внутреннему содержанию.
Аутентичность - понятие из словаря феноменологической парадигмы в практической Психологии, поведенческий подход разговоры об аутентичности не понимает, поскольку у этого понятия отсутствуют внешне наблюдаемые признаки.
В феноменологически ориентированной психологии это способность быть собой, жить в соответствии с собственными представлениями о жизни, быть внимательным к любым процессам своего внутреннего мира. Способность привнесения себя вовне соответственно своим желаниям, переживаниям, процессам. Это каждомоментное решение: быть собой и принятие ответственности за этот выбор.
Аутентичность по К. Роджерсу (Rogers С. R. ) - это способность человека в общении отказываться от различных социальных ролей (Психотерапевта, профессионала, педагога, руководителя и т. п. ), позволяя проявляться подлинным, свойственным только данной Личности мыслям, эмоциям и поведению.
"Аутентичность – интегральное "экзистенциальное образование", для проявления которого требуется достаточно высокий уровень развития многих "экзистенциальных способностей" субъекта.
Музыкант импровизирует; он, и только он может говорить о том, является ли его импровизация аутентичной, удалось ли ему слить в единый процесс собственное бытие и процесс порождения нот, соединить "точку рождения" действия с "точкой осуществления" его. Слушая ту же импровизацию ретроспективно, он уже не может почувствовать, была ли она аутентичной, если у него не возникло ощущение "внутренней достоверности" в момент ее создания.
Действие может осуществляться свободно, но при этом не быть аутентичным. И вместе с тем, несвободное действие, осуществляемое по шаблону или внешнему указанию без внутреннего согласия, аутентичным быть не может. Человек может принимать на себя ответственность за последствия собственного действия, но одно это не сделает его действие аутентичным. И вместе с тем, аутентичное действие всегда ответственно, поскольку является наиболее ясным проявлением того, что есть человек, – тем последним, на чем и за что он может стоять. Связано ли аутентичное действие с духовным началом, ценностямиДа – в той мере, в какой ценности образуют ядро субъекта, насколько они стали смысловым основанием его бытия.
Верно ли, что аутентичность всегда связана с некоторым действиемНет. Во внешнем взаимодействии с каким-либо материалом ее можно пережить наиболее концентрированно и полно, однако переживание аутентичности может быть связано и с внутренним действием – с актом выбора или занятия некоторой позиции, с переживанием того, что является значимым, в контакте с инобытием – бытием другого человека или с произведением искусства, истинность которого может быть очевидна лишь аутентичному созерцателю.
Наиболее близким понятию "аутентичность" среди слов, более привычных широкому кругу людей, нам кажется слово "искренность". Аутентичность – это искренность, открытость, честность человека. Не только и не столько по отношению к другим людям, сколько по отношению к себе самому, к тому внутреннему началу или "камертону", который Франкл называл совестью. Быть аутентичным значит жить по совести: не только "по совести" , но еще и "жить, то есть осуществлять то, что является внутренне оправданным, а не отказываться от этого. Проявление аутентичности, "встреча с самим собой" может произойти у человека и остаться единичным событием, если он не интегрирует свое переживание, полученный опыт в процесс своей жизни. И напротив, аутентичность в действии ведет человека к большей аутентичности "по жизни", – но вместе с тем и делает его менее свободным. Человеку, не открывшему собственную аутентичность или редко сталкивающемуся с ней, не так сложно и не так тяжело предать себя, пусть даже актом свободного выбора, чем человеку более аутентичному. Ясным выражением аутентичности является словосочетание "верность самому себе"".