Целью настоящего исследования стало изучение психологических особенностей восприятия современными российскими подростками детско-родительских отношений. Актуальность исследования связана с кардинальными социальными изменениями, про-исходящими в нашем обществе и затронувшими практически все сферы, включая семью. Семья как культурно-исторический феномен в своей истории и развитии отражает принципиальные сдвиги и изменения, про-исходящие в обществе. В последнее десятилетие наметились определенные тенденции в развитии и функционировании семьи, вызывающие безусловную и тревогу и озабоченность как у специалистов, работающих в сфере семьи, так и широкой общественности: увеличение количества разводов; возрастание числа неполных семей, в которых воспитание ребенка осуществляется одной матерью без отца, причем часто с момента рождения ребенка; сокращение времени и ухудшение качества общения родителей с детьми в силу загруженности матери на работе; снижение социального контроля и уровня про-текции и заботы о ребенке в семье, находящее отражение в увеличении числа беспризорных и безнадзорных детей; рост насилия и жестокого обращения родителей с детьми.
Основная задача гештальт-терапии - восстановление нормального контакта человека с собой, окружающими и жизнью, обретение жизненной энергии.
Эта работа происходит в основном через работу с актуальными чувствами и телесными проявлениями, хотя нередко задействуется и работа с воспоминаниями и снами. Активно используется работа воображения, разговоры с воображаемыми персонажами. В гештальте нет задачи думать, есть задача осознавать и чувствовать. Часть проблем решается через осознание (осознать, что ты сейчас чувствуешь, что ты сейчас выражаешь), часть через реальное отреагирование. Работает с настоящим, находя в настоящем прошлое. В отличие от психоанализа, гештальт-терапия не сводит сегодняшние затруднения к проблемам в прошлом. Для гештальта прошлого нет, есть только настоящее, в котором у клиента есть представление о следах прошлого. С этим гештальт-терапевт и работает. Планирование дальнейшей жизни (постановка цели, определение приоритетов, планы на год, на пять лет и далее) гештальт-терапевт у клиента не выстраивает. Позиция скорее аналитическая, чем актуальная. Работая с настоящим, современная российская гештальт-терапия всегда клонится к прошлому, ее позиция скорее аналитическая, чем актуальная. Как правило, проблемное поведение гештальт-терапевт трактует как "эмоциональный гной", как проявление, проигрывание ранее полученной травмы (детской травмы, жестокого обращения), и предлагает возвратить чувства по адресу тем, кто вызывал их когда-то и кому невозможно было их открыто выразить - понятно, что в метафорической, игровой форме. Приоритет - работа с чувствами. Представление о подлинных чувствах. Нездоровье - блокировка подлинных чувств (преимущественно - агрессии), здоровье - свободное выражение подлинных чувств. Разум, голова - менее интересно (менее важно), чем чувства. Голова - то, что мешает проявлению подлинных чувств. Внимание к телу Тело - самый надежный источник информации о настоящих чувствах. В гештальт-терапии считается, что "язык тела" более информативен, чем Вербальный язык, которым часто пользуются для рационализации, самооправдания и уклонения от решения проблем. Гештальт-подход не верит клиенту, когда тот говорит (рассказывает сказки, выдает интерпретации) о своих чувствах и эмоциях. Он верит только реальности, распрашивая клиента о его телесных ощущениях, о сенсорных переживаниях.
Процедуры, техники и приемы работы в гештальт-терапии
Основные приемы работы и техники гештальт-терапии - осознавание, фокусировка энергии, принятие ответственности, работа с полярностями, монодрама. Некоторые приемы работы пересекаются с другими направлениями психотерапии, например, известная техника работы с клиентом "горячий стул" или "пустой стул".