В течение пяти лет iTunes Music Store был одним из самых успешных музыкальных магазинов. А когда музыкальные издатели решили получить больший процент с прибыли сайта, Apple пригрозила закрыть его.
По запросу Национальной Ассоциации музыкальных издателей (National Music Publishers Association) вопросом увеличения роялти-отчислений с музыкальных сайтов, таких как iTunes Music Storе, должен заняться комитет по защите авторского права (Copyright Royalty Board) в Вашингтоне.
CRB, полномоченный устанавливать размер авторских гонораров, в прошлом году уже рассматривал увеличение размера роялти-отчислений с продажи так называемых физических музыкальных продуктов – CD-дисков, установленного в 1997 году. На этот раз споры возникли вокруг музыки, транслируемой в сети.
С каждого полученного доллара за скачанную композицию, стоимость которой составляет 99 центов, Apple выплачивает 70 центов правообладателям, а те в свою очередь выплачивают 9 центов музыкальным издателям, контролирующим соблюдение авторских прав.
NMPA хочет добиться для них увеличения суммы с 9 до 15 центов с каждого скачиваемого трека.
В прошлом году Эдди Кью, вице-президент Apple, уже заявлял, что сайт скорее закроется, нежели они увеличат стоимость композиции или согласятся на повышение гонорара за использование авторских прав.
По словам Кью, если Apple заставят пойти на увеличение авторских отчислений, возрастет вероятность финансовых убытков, что абсолютно неприемлемо. Компания неоднократно давала понять, что занимается этим исключительно ради выгоды и если дела не будут идти так же хорошо и далее, они прекратят существование iTunes Music Store.
Аналитики из Piper Jaffray прогнозируют продажу 2,4 миллиарда песен в этом году, что составляет 85% от объема музыки, продаваемой в сети. Тем не менее, Apple продолжает красочно обрисовывать все трудности с которыми сталкивается музыкальная индустрия.
По данным NMPA, продажа музыки в интернете увеличилась на 46% за последний год, при этом Кью утверждает, что доходы с iTunes Music Store все еще остаются достаточно скромными, чтобы увеличивать стоимость скачиваемых песен.
С трудом верится, что Apple действительно прикроет сайт iTunes, ведь он так же увеличивает количество продаж iPod’ов, в свою очередь именно iPod помог популяризировать сайт. Кроме того, это вызовет негодование со стороны пользователей iPod, им придется покупать музыку на Amazon.com.
Компания продала свыше 160 миллионов iPod, 5 миллиардов песен, и врядли захочет на этом остановиться, и музыкальной индустрии не захочется терять крупнейшего дистрибьютора.
«В первые 3 часа продаж мы реализовали более 200 телефонов, - сообщил в пятницу, 3 октября, один из продавцов. - Однако полночь не самое удачное время для старта продаж iPhone, да и погода скорее охлаждала, чем подогревала покупателей. По нашим данным, в первый день удалось продать около 2 тыс. коммуникаторов по Москве, и это неплохой показатель. К тому же, день еще не закончен».
"Ведомости" со ссылкой на данные, предоставленные аналитиком Mobile Research Group Эльдаром Муртазиным, отмечают, что в первый день продаж операторы "большой тройки" смогли реализовать 1 700 экземпляров iPhone. На долю "МегаФона" пришлись 40 процентов от этого количества, на долю МТС и ВымпелКома — по 30 процентов. Сколько iPhone продано за три дня, операторы пока не подсчитали. В Москве через фирменные салоны МТС к 16:00 вчерашнего дня, по сообщению "Ведомостей", разошлось чуть менее тысячи этих смартфонов. ВымпелКом по всей стране продает "по несколько тысяч" коммуникаторов в день, тогда как "МегаФон" итоги пока не подвел.
Аналитики отмечают, что сейчас в нашей стране наблюдается пик продаж iPhone 3G. Потом спрос на коммуникаторы, по словам Эльдара Муртазина, упадет до 300-400 экземпляров в день. Такими темпами операторы не смогут выполнить обязательства перед Apple и продать четыре миллиона iPhone 3G за три года.
Сам Эльдар Муртазин в своем блоге пишет о небывалых расходах на рекламу iPhone 3G:
Для сравнения никто и никогда ничего так не рекламировал в нашей стране (это прямая реклама, не считались просто статьи и так далее). При таких вложениях им надо продать за месяц тысяч 100 аппаратов примерно всем. Любопытно, что Самсунг как мастер рекламы давно знает, что при рекламе в 7 раз меньшей, она уже не работает, прирост продаж копеечный, а расходы на рекламу огромны.
Другими словами, Муртазин говорит о том, что наши операторы сотовой связи могли бы потратить на рекламу в 7 раз меньше и получить такой же эффект в продажах.
Сегодня мы разбирали ситуацию, сложившуюся между Apple, Национальной Ассоциацией Музыкальных Издателей (National Music Publishers Association) и комитетом по защите авторского права (Copyright Royalty Board).
И вот, заседание комитета (который, кстати, состоит всего из трех человек) состоялось и решение принято: ставки отчислений останутся прежними - 9 центов с каждой проданной песни и 24 цента с рингтона. Так как в iTunes Store песня стоит 99 центов, то фактически издатели получают 9 центов с каждого доллара, заработанного Apple продажей музыки.
Напомним, что суть такого громкого конфликта, поставившего под угрозу работу iTunes Store проста: правообладатели захотели поднять ставки с 9 до 15 центов.
Принятое решение сохранить ставки на прежнем уровне не будет пересматриваться в течение 5 лет.
”Я горжусь этим заводом так же, как и компьютером,” - сказал Стив Джобс журналу Fortune 18 лет назад, описывая построенный им завод размером 40 000 квадратных футов (приблизительно 3700 квадратных метров) во Фримонте. В этот завод Джобс вложил всю свою душу, он стоил $10 000 и выпускал печатные платы для злополучной компании NeXT, руководить которой Стив стал после изгнания из Apple в 1985.
На заводе, по словам Джобса, было всё: роботы, суперточные лазеры, минимальные погрешности и скорость производства до 60 машин в день.
А теперь, по сообщениям 9 to 5 Mac и Computerworld, Джобс учёл ошибки прошлого и построил наследника этого завода: ультрасовременное здание, в котором, по слухам, уже производится новая линейка MacBook и MacBook Pro для анонсирования 14 октября.
Сет Вейнтроба (Seth Weintraub), технический обозреватель с надежными информаторами внутри Apple и хорошим процентом предугадываний следующих шагов компании, считает, что этот завод является ответом на уже задаваемый нами вопрос: Что же на самом деле представляет из себя “кирпич”?
“Кирпич”, по словам Вейнтроба, — это не новый Apple TV, не раскладной Mac, не беспроводной USB-hub, не приложение, которое убьёт Windows, и ни одна из высказанных в этом месяце догадок.
На самом деле “Кирпич”, как сообщил источник Вейнтроба, — это блок высококачественного алюминия авиационного сплава, из которого на новой фабрике Джобса с помощью контролируемых роботами лазеров и мощных струй воды будут выплавлять корпусы новых лаптопов от Apple.
“Это абсолютно инновационно, это изменит мир,” — пишет Вейнтроб. “Одна из самых больших инноваций Apple за последние десять лет.”
Запуск завода может быть ответом и на другой вопрос, волнующий фанатов Apple: это может быть той самой инновацией, о которой говорил финансовый директор Apple Питер Опенхеймер. Во время последнего квартального отчёта он предупреждал инвесторов о кратковременном снижении прибыли Apple, которое в будущем приведёт к тому, чего “конкуренты Apple не смогут достигнуть” еще долгие годы.
Однако, Вейнтроб только раскрасил картину, нарисованную за долго до этого Джоном Мартелларо (John Martellaro) из The Mac Observer, бывшим инженером NASA и менеджером Apple. Это будет не загрязняющий окружающую среду завод с малым потреблением энергии, которую будет брать из ветра или солнца. Он будет построен в Соединённых Штатах, что позволит Apple не зависеть от китайских производителей (и неприятных китайских рабочих условий), а также воплотить в жизнь давнюю мечту Джобса: сдвинуть Apple одновременно вверх и вниз по цепочке добавленной стоимости. Стив оставит для Apple наследство, которое будет жить и процветать еще долго после его ухода.
“Собственный завод Apple (или два), расположенный в удобном месте,” — пишет Мартелларо, — “стоимостью в несколько миллиардов, будет достойным потраченных компанией усилий и денег. Он достигнет самых великих целей технического будущего Apple, сделает вклад в развитие планеты и её населяющих людей, а также будет служить порукой финансовой и политической безопасности Apple.”
Мартелларо приходит к грустному заключению: “Но это пока всего-лишь идея.”
Скоро мы узнаем какие шансы эта мечта имеет на осуществление - 14 октября не за горами.