Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ранний инвестор: как сократить путь ошибок?






Ранний инвестор: как сократить путь ошибок?
2016-06-10 13:46

Руководитель клуба инвесторов ФРИИ и«Школы инвестиций»Максим Чеботарев в совместном с #tceh партнерском материале советует начинающим ангелам, как выбрать среди множества объектов для инвестиций те, которые с большей вероятностью станут успешными.

Партнерский материал

По моему опыту начинающие ангелы в первую очередь сталкиваются с двумя проблемами. Первая – это когда они уже приняли решение, что хотят инвестировать, но у них нет пайплайна и они просто не понимают, где им брать проекты. Но это на самом деле не такая большая сложность, как кажется – через пару месяцев активностей (посещение мероприятий, поиск по знакомым, знакомство с прессой) – стартапы появляются на горизонте сами. Иногда их даже слишком много и они чересчур назойливые (знаю примеры, когда стартаперы пытались достать инвестора даже через его жену). Так или иначе, 5-10 заявок в месяц, а то и в неделю обеспечено. Это не так мало, и тут уже появляется вторая проблема – как среди всех них, не обладая опытом, выбрать те, которые повысят шанс инвестора на успех?

Это непросто. Пример: каждый квартал в акселератор ФРИИ падает примерно 700 заявок, из которых 200-300 могут представлять какой-то интерес и с ними имеет смысл начать общаться. В итоге в акселератор попадает 25-30 компаний. Из них следующий раунд поднимает 6-7. Посчитать несложно – инвесторам интересны 7 из 700 компаний. Похожая статистика у очень хорошего американского акселератора 500Startups – они берут 5-7 стартапов из пришедших 600. Для чего я все это говорю – компаний, пригодных для инвестиций, немного, а это значит, что для того, чтобы выбрать хороший проект из множества не слишком хороших, надо постараться. Мы много работаем с бизнес-ангелами, и, опираясь на наш опыт, я выработал пять очень простых советов для тех, кто только начинает свой инвесторский путь.

Первый – быстро отсечь те, которые точно вам не подходят. Для этого надо самоидентифицироваться. Задайте себе несколько простых, но важных вопросов. Какой у вас средний чек? Ответ сразу позволит отсечь какое-то количестве пришедших. В какие сферы, направления, индустрии вы будете вкладывать, а в какие точно нет (простой пример: кому-то нравится «е-коммерс», а кому-то – нет)? Уйдет еще часть стартапов. На какой стадии планируете искать компании? Кто-то любит заходить в проекты, когда у них только идея, для других это неприемлемо и нужен хотя бы MVP. В общем, после этих ответов часть потока вы точно отсеете и работать станет легче.

Второй совет – попытаться понять, кто из оставшихся имеет шансы стать «чемпионом». Начать надо с изучения продукта. Можно ли его продавать? Есть ли пользователи/клиенты? Следующий шаг – оценить команду, это очень важная часть. Часто мы сталкиваемся с ситуацией, когда инвестор вкладывается, потому что «основатель здорово продавал» и подкупил этим. Это ошибка. При оценке команды особенно важно, чтобы в ней были сильные инженерные компетенции. Лично я никогда не видел, чтобы взлетали проекты, где бы изначально не было хороших программистов. Обычно если таких людей нет, то основатель либо пытается их набрать уже по ходу, или отдает соответствующую функцию на аутсорс. Это плохое, вынужденное решение, которое в лучшем случае тормозит развитие. Поэтому инженеры должны быть изначально, и лучше в числе сооснователей.

Еще один важный фактор – продающий основатель или сооснователь. В ранних проектах продажников, кроме фаундеров, как правило, нет, поэтому это принципиальное условие. К сожалению, такое случается не всегда, потому что чаще всего основатели в первую очередь все-таки технари.

После всего этого оцените рынок стартапа. Нередко бывает, что проект целится в какую-то очень узкую нишу, и это ведет к провалам. По крайней мере, на моей памяти компании чаще рушатся из-за того, что у них не находится достаточного количества клиентов, а не, предположим, потому что команда разваливается. Мы во ФРИИ, всегда смотрим, чтобы рынок стартапа был хотя бы около 300 миллионов рублей, но в идеале хочется видеть компании с миллиардными рынками (пусть и в рублях).

Третий совет – смотреть на мотивацию. Обычно стартаперы бывают двух типов. Первые сами придумывают какую-то штуку, потому что им интересно, и начинают ее развивать. В последнее время нередко это ребята, которые работают в корпорациях, устали и им хочется чего-то нового. Все это неплохо, но проблема в том, что это – не их «личная боль». Второй тип – те, кто решает стартапом свою личную проблему, то, с чем он сам столкнулся. Мне такие нравятся больше, и я скорее дам деньги такому человеку. Отличный пример – EasyTen, который занимается образовательными приложениями. Его основатель Дима Зарюта оказался в Италии и, не зная итальянского, очень там мучился. Так и появился этот проект. В итоге Дима поднял инвестиции у 500Startups, сейчас переезжает развивать бизнес в США. Мне кажется, очень показательная история.

Четвертый – нужно помнить, что венчурный бизнес все-таки больше про отношения, чем про цифры. Вы же не станете искать жену по длине ног или цвету глаз. Здесь так же – очень важно, складываются ли у инвестора отношения с командой, доверяет ли он основателям. Если всего этого нет, лучше в сделку не идти.

Впрочем, предыдущий пункт не отменяет следующего – пятого. Заходя в сделку, не надо лениться собирать референсы и отзывы обо всем – команде, основателях (вплоть до разговоров с бывшими работодателями), самой сделке. Это совершенно нормально.

И последнее – надо понимать, что сам инвестор принесет проекту. Для ранних инвестиций это особенно важно. Ценности, добавочную стоимость – можно назвать это как угодно. Если вы владелец цементного завода и ничего не понимаете в электронной коммерции, стоит подумать, сможете ли вы быть хоть чем-то полезными екоммерс-стартапу. Обычно инвестор, который давно в бизнесе, может предложить связи, какой-то доступ к рынкам, которые для стартапа пока недосягаемы – это хорошая «добавочная стоимость». Недавно мы общались с одним из ангелов, который может реально помочь своему проекту выйти на рынок одной из ближних стран. Это отличный пример.

То, о чём я здесь написал – простой, но достаточно системный подход, который позволит отсечь по крайней мере точно не подходящие проекты и увидеть достойные внимания. Это то, о чем мы, например, рассказываем в своей«Школе инвестиций»(ближайшая, кстати, стартует буквально 16 июня) – мы не обещаем уберечь от всех проблем – так не бывает, не стоит заблуждаться, но сократить свой путь проб и ошибок можно.

Партнерский материал подготовлен на основе интервью с Максимом Чеботаревым, руководителем клуба инвесторов Фонда Развития Интернет-Инициатив (ФРИИ) и ведущим«Школы инвестиций»ФРИИ и #tceh.


В избранное