Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Ключевые вопросы тайм-менеджмента






Ключевые вопросы тайм-менеджмента
2015-12-30 12:42

Firrma публикует отрывок из книги«Тайм-менеджмент»(издательство «МИФ») известного эксперта в области психологии успехаБрайана Трейси.

Мыслите в долгосрочной перспективе

Профессор Гарвардского университета Эдвард Банфилд более пятидесяти лет жизни посвятил изучению установок иповедения успешных людей нетолько в Америке, но и вовсем мире. Он выяснил, что существует одно особое качество, которое неизменно отличает людей, добивающихся высоких результатов, от тех, кто ничем таким похвастать неможет. Он назвал это качество умением мыслить вдолгосрочной перспективе.

Банфилд обнаружил, что успешные люди находят время, чтобы подумать о будущем — о том, что случится через десять, а то и двадцать лет, — и абсолютно точно решить, чего они хотят добиться в жизни и профессии к тому времени. Затем они возвращаются в настоящее и перестраивают свою работу и жизнь таким образом, чтобы все, чем они занимаются, подводило их к той точке в будущем, в которой они хотят оказаться в конце концов. Это очень действенная методика, и вы тоже можете взять ее на вооружение. Для начала подумайте о своей жизни на год, два, три вперед. Представьте себе, что все в ней сложилось как нельзя лучше. Создайте в уме четкую картину своей работы: какой бы она была, если бы все шло так, как вам хочется. Оглянитесь вокруг и опишите свою идеальную жизнь и идеальную работу. А затем спросите себя, что из того, чем вы занимаетесь сегодня, согласуется с вашими представлениями об идеальном будущем.

С точки зрения этого будущего взгляните на себя сегодняшнего, свою ситуацию в настоящий момент. Подумайте, какие шаги вам следует предпринять, чтобы прийти к этому «прекрасному далеку». Для многих топ-менеджеров и руководителей компаний такие размышления «назад из будущего» стали привычным упражнением для ума.

Оценивайте настоящее с точки зрения будущего

Рассмотрим следующий пример. Молодой человек решает, что в зрелом возрасте хочет стать успешным бизнесменом. С такой долгосрочной целью в уме он проводит за учебниками по много часов в день, чтобы получить отличные оценки в школе, которые позволят ему поступить в хороший вуз. В университете он продолжает усердно учиться и трудиться, посвящая занятиям гораздо больше времени, чем его однокурсники, чтобы окончить учебу одним из первых по успеваемости. В результате многолетних стараний и усилий, а также отказа от незамедлительного вознаграждения в виде удовольствия от вечеринок, занятий спортом и общественной жизни молодой человек оканчивает престижный вуз с отличием. Он сразу же получает работу в крупной компании, где перед ним открывается перспектива зарабатывать гораздо больше денег и продвигаться по карьерной лестнице намного быстрее, чем большинство его одноклассников и однокурсников, прежде о перспективах не сильно задумывавшихся.

Когда вы ясно представляете, где хотите оказаться в будущем, вам становится намного проще принимать правильные решения в настоящем. Правило здесь таково: «Видение перспективы повышает качество краткосрочных решений».

Вы наверняка слышали поговорку: «Если не знаешь, куда идешь, любая дорога приведет именно туда». Привычка мыслить в долгосрочной перспективе очень плодотворна. Представляя себе будущее и оценивая настоящее с этой точки зрения, вы будете ясно видеть, что вам следует предпринять и каких ошибок можно избежать.

Это упражнение поможет вам сформулировать для себя ценности и организовать свое время и занятия таким образом, чтобы все, чем вы занимаетесь сегодня, двигало вас вперед, к тому будущему, которое вы для себя хотите построить.

Если у вас нет цели, если вы не стремитесь ее достичь, то и двигаться быстрее незачем. Если вы не идете в выбранном направлении, то нет никакого смысла заниматься управлением временем и ускоряться на пути к свершениям. Стратегии и тактики тайм-менеджмента в условиях отсутствия четкого ви́дения будущего частоприводят человека туда, куда ему не надо, — причем очень быстро.

Оцените свою методологию

После того как выясните, чего хотите добиться, спросите себя: «Как я стану этого добиваться?» Каждый раз,задавая себе эти вопросы и отвечая на них, вы будете углублять свое понимание ситуации, а также выяснять,на правильном ли вы пути.

Найдя ответы на вопросы, чего вы добиваетесь и как будете это делать, вы должны спросить себя: «Что у меняполучается?» Вам предстоит оценить, насколько успешно продвигает вас вперед то, что вы делаете? Насколько быстро и эффективно вы действуете? Вас устраивает такая скорость? У вас все получается или вы постоянно сталкиваетесь с помехами и препятствиями на пути?

Как писал Амброз Бирс в «Словаре Сатаны», «стремление во что бы то ни стало добиться цели, когда самацель уже забыта, — это фанатизм». Подвергать сомнению следует в первую очередь свои предположения. Известный экономист и мыслитель Питер Друкер отмечает, что в основе каждого провала лежат неверные допущения. Какие допущения лежат в основе вашего отношения к жизни и работе? Какие из них вы приняли сознательно? А какие появились неосознанно, и вы даже не подвергали их сомнению? Просто удивительно, как много людей трудится в поте лица, исходя из предположений, обоснованность которых они никогда не пробовали проверить.

Подвергайте все сомнению

Нужна недюжинная смелость, чтобы поставить под сомнение самые милые сердцу допущения и быть готовымпринять тот факт, что вы, возможно, не правы. Если вы ошибаетесь — и такое с вами бывает часто, — то вам, наверное, следует в корне пересмотреть свою стратегию действий или — бездействия.

Сегодня, чтобы уцелеть в бизнесе, топ-менеджерам приходится постоянно выдвигать свежие идеи о выпускеновых товаров или услуг. Если у вас появилась идея нового продукта, нужно в первую очередь спросить себя, существует ли для него рынок. Никогда не принимайте как данность предположение, что рынок имеется, до тех пор пока не поговорите с достаточным количеством потенциальных клиентов и пока они не подтвердят, что готовы купить этот продукт по той цене, по которой вы намерены его предлагать в расчете на некую прибыль.

Затем нужно обдумать, достаточно ли велик этот рынок, чтобы окупились ресурсы, время и силы, затраченные на вывод нового продукта или услуги. Может оказаться, что рынок для них существует, но он не настолькобольшой, чтобы затраты окупились. И опять-таки следует подвергнуть тщательной проверке свои допущения,прежде чем выделять ресурсы на реализацию идеи.

В любой области бизнеса и личной жизни человек действует, исходя из каких-то предположений и допущений, многие из которых могут оказаться безосновательными. Ваша задача — выявить свои установки, как сознательные, так и неосознанные, и затем строго оценить степень их обоснованности. Только так вы сможете гарантировать себе, что потратите время и ресурсы с максимальной пользой.

Ищите лучший путь

После того как ответите себе на вопросы о том, чего вы добиваетесь и как будете это делать, вам следует задать себе следующий вопрос: нет ли другого, лучшего способа?

Дело в том, что почти всегда существует и иной, более удачный путь достижения определенной бизнес-цели —более быстрый, дешевый, легкий и эффективный.

Поиск ответа на эти непростые вопросы требует включения медленного мышления, но в результате он можетвывести на существенно более скоростной путь достижения цели.

Есть одна красивая сентенция: «От простого увеличения скорости жизнь не становится лучше». Многие людиупорно работают, идут вперед, но в неправильном направлении и по неверному пути. Они не имеют четкого представления о том, к чему стремятся и где хотят оказаться в итоге, но боятся даже мысль допустить о том,что, возможно, ошибаются.

Когда вы уясните свои ценности, ви́дение и миссию в жизни и работе, а также определите, чего хотите добиться и как лучше всего это сделать, тогда — и только тогда! — вы можете начать применять различные эффективные приемы тайм-менеджмента, о которых я расскажу вам далее.


В избранное