Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Почему marketplace нужен каждому рынку






Почему marketplace нужен каждому рынку
2015-09-17 14:24

Егор Егерев занимался организацией вечеринок и рейвов, пока в 2012 году не понял, что людям хочется покупать билеты онлайн – и запустил сайт электронных билетов Nanobilet.Ru. Бизнес рос, билеты продавались, но Егор «зашивался»: приходилось обзванивать всех организаторов мероприятий, заключать с каждым договор. Егор понял, что эти проблемы типичны для любого рынка, на котором есть много взаимосвязанных игроков и запустил проектTicketscloud– marketplace для всех, кто связан с рынком билетов. В своей колонке Егор объясняет, почему любому рынку нужен marketplace и с какими проблемами столкнулся он со своим проектом.
Что такое marketplace
В буквальном переводе marketplace означает «рыночная площадь». В мире современного онлайн-бизнеса это место встречи участников рынка, на котором они могут находить друг друга, заключать сделки и объединять усилия для роста прибыли. Типичный пример marketplace, известный всем – биржи фриланс-услуг. Благодаря им заказчикам и исполнителям больше не нужно искать друг друга на просторах сети и писать друг другу письма – весь процесс поиска автоматизирован и происходит в единой системе, что экономит кучу времени. Еще больше пользы подобная платформа может принести любому рынку b2b. Например, до появления Alibaba.com оптовикам приходилось самим искать в Китае производителей товаров. Теперь они встречаются на единой платформе и заключают сотни тысяч сделок в месяц. Я понял, что подобная модель применима и к нашему билетному рынку. Если все организаторы мероприятий окажутся на одной платформе с продавцами билетов – распространителями, – то всем станет гораздо проще. Так я решил создать единую билетную платформу. Но от решения до запуска – длинный путь.
Оценка рынка – дать шанс нишевикам
Для начала я решил убедиться, что рынок билетов в России имеет достаточный потенциал для такого проекта. По данным на 2014 год, в России существовало около 3000 активных организаторов мероприятий, 20 000 площадок (клубов, театров, стадионов и т.д.), 500 распространителей билетов и 10 000 рекламодателей. За последние годы продажи билетов растут на 20% в год, а рост доли электронных билетов в общих продажах составил 300% только в 2014 году. К тому же я увидел, что большая часть рынка занята крупными игроками – такими, как Kassir.Ru, Ponominalu, Ticketland. Они объединяют на своих площадках всевозможные мероприятия и никак не позиционируют свои бренды. Минус таких проектов для конечного пользователя – отсутствие сегментации. Исследователи показывают, что такая покупка, как билет на концерт, праздник или мастер-класс – очень индивидуальна, и люди хотели бы совершать их на тематических сайтах, связанных с их личными интересами, стилем, субкультурой. А значит – на рынке есть возможность для существования множества нишевых билетных проектов по интересам. Осталось только создать для них возможность оперативно получать доступ ко всем билетам на все мероприятия. Но для этого надо было создать инфраструктуру и решить ряд проблем – таких же, с которыми я сам столкнулся в Nanobilet.
Все возможности на одной странице

Если вы организатор мероприятия, то вопрос о том, кто продает ваши билеты, до недавнего времени решался почти случайно. Вы кому-то позвонили, кто-то нашел вас в интернете, вы договорились, подписали бумаги и начали продажи. Тем временем, вполне возможно, что на рынке существуют другие продавцы, которые могут привести вам новую аудиторию. А если вы и сам продавец, то ваша постоянная головная боль – стараться не пропустить новое интересное мероприятие, чтобы все билеты на него не оказались у конкурентов. Это постоянный мониторинг и куча ручной работы. Я придумал систему заключения сделок онлайн. Все участники системы – и организаторы, и распространители – видят всех остальных и могут предлагать друг другу сотрудничество по конкретным мероприятиям. Мы долго работали над автоматизацией процесса и проверяли разные варианты. В конце концов мы довели онлайн-переговоры почти до автоматизма. Любой распространитель билетов видит все события и может предложить продавать их билеты с любой комиссией. А организаторы видят все предложения и парой кликов соглашаются с предложенными условиями или просят снизить процент. Система работает и в обратную сторону. Она поднимает стандарты b2b-отношений на новый уровень – от личных связей и холодных звонков – к прозрачной онлайн-бирже.
Принцип одного договора

Когда я начинал Nanobilet с совсем небольшой командой, каждый день начинался и заканчивался с одного слова – «договор». Чтобы начать продавать билеты на любое мероприятие, я должен был не только договориться с его организаторами, но и несколько раз сгонять курьера, чтобы подписать необходимые документы. К тому же мне приходилось содержать юриста для проверки всей документации. Все это имело смысл для продаж билетов на большие мероприятия, а с маленькими в такой ситуации было просто лень «заморачиваться». Но ведь много небольших ивентов могут приносить не меньше денег, чем одно большое. Я решил, что миссия Ticketscloud – избавить участников рынка от ада документооборота. Теперь любой партнер может заключить договор всего один раз – с нами. Остальной документооборот ведем уже мы. Здесь мы пока решаем главную проблему – как приучить участников рынка к электронному документообороту. Чтобы начать торги в системе, им сейчас даже не нужно отправлять курьера – достаточно оплатить платежку на 10 рублей и по законодательству РФ договор вступит в силу. Сейчас мы прилагаем усилия к тому, чтобы все, кто регистрируется у нас, научились правильно пользоваться этой возможностью.

a57332a58cb3806b7bae79b6100a0779.jpg
Снизить порог входа

Чтобы marketplace развивался, нужен постоянный рост числа игроков. В нашем случае – тех, кто продает билеты или организует мероприятия. Когда мы начинали, бизнес по продаже билетов требовал вложений. Нужно было создать сайт, разработать функционал, подключить платежную систему. Только мысль об этом могла оттолкнуть предпринимателей от идеи запустить такой бизнес. А ведь нам хотелось, чтобы в России появились сотни продавцов билетов в разных нишах. Поэтому мы придумали «виджет». Это элемент для продажи билетов, который легко встраивается в любой сайт почти без помощи программиста. В нем есть все, что нужно для того, чтобы начать продавать билеты вашей аудитории и зарабатывать на комиссии. И получить его можно бесплатно. Затем мы пошли еще дальше и придумали «витрину». Эта функция вот-вот запустится в системе. Теперь каждый сможет буквально парой кликов создать целый сайт, «заточенный» под продажу билетов – совершенно бесплатно и не обладая технической экспертизой. А это значит, что продажа билетов может превратиться для каждого в доходный малый бизнес. Приведу пример: один билет на мероприятие организатора стоит 1000 рублей, а сервисный сбор составил 10%. Соответственно на вашем ресурсе покупатели увидят стоимость – 1100 рублей. Продайте всего 100 билетов через виджеты в социальных сетях и e-mail рассылку и ваш заработок составит 11 000 рублей.
Ваш рынок – дополнительная прибыль для смежных рынков

Я всегда верил, что на рынке билетов есть место не только для билетных операторов, а для всех, кто имеет доступ к аудитории Например, у вас есть стильный сайт об определенном стиле музыке или информационный медиа-ресурс. Вы можете монетизировать свой трафик при помощи дополнительного заработка – продажи билетов. Такая же идея может прижиться и в интернет-магазине. Выставляя на прилавке магазине стильную одежду, которая подходит людям по субкультуре или по спортивным увлечениям, вы можете также продавать билеты на концерты групп или спортивных фестивалей, которые соответствуют увлечениям и вкусам вашей аудитории. Например: сноубордистам, скейтбордистам, танцорам и т.д. Мы усовершенствовали виджет по продаже билетов так, что его можно встроить даже в группу в социальной сети. Так пользователи будут получать доступ к билетам на релевантные для них мероприятия, не покидая привычные ресурсы. Вот еще пример: Modern Rock – сайт о современном роке, запущенный в 2007 году Дмитрием Васильевым. Сосредоточившись на любимом стиле музыки, создатель собрал коммьюнити: поклонников рока, инди и других модных направлений музыки. Modern Rock целенаправленно доносит контент по интересам. В прошлом месяце мы пообщались с ним и узнали, что продажа билетов на ресурсе приносит на 20% процентов больше, чем реклама.

Маркетинг – объединить усилия многих

До сих пор каждый продавец билетов должен был разбираться с маркетингом самостоятельно. Но мы поняли, что наш интерес как marketplace – помогать всем участникам расти. Для начала мы решили встроить в систему уже проверенные маркетинговые инструменты: купоны, акции, снижение цены. Сейчас мы работаем над тем, чтобы участники могли делать e-mail-рассылки прямо из системы на основе статистики поведения пользователей. Но главное даже не в технических возможностях. Мы собираем статистику методов маркетинга, которые работают для нашего рынка. Мы делимся этой экспертизой с участниками системы и автоматизируем те практики и инструменты, которые действительно работают. Например, в наших планах – предложить продавцам единую систему таргетинга на основе собираемых нами данных, в которой покупатели, приходя к ним, будут видеть те мероприятия, которые им действительно интересны. Снова пример: фестиваль «Дикая Мята». Когда организаторы снизили цену билетов ровно на одну ночь, назвав акцию «Вальпургиева ночь», 25% всех билетов была продана именно с помощью акции. Второй не менее удачный кейс – фестиваль «Восьмое чудо». Организаторы также использовали переоценку стоимости и организовали массу конкурсов в социальных сетях, раздавая призы промокодами, дающими скидки на покупку билетов. Теперь все эти механизмы можно автоматически использовать в нашей системе.

--------------2015-06-26---18-09-09.jpg

Вывод – marketplace помогает расти всему рынку

Наша система – пример того, как любой рынок может выиграть, если на нем появится marketplace. Такая система привлекает новых игроков, создает новые ниши и позволяет создать бизнес и удержаться на плаву самым разным проектам. В итоге у участников рынка освобождается время на рост в своей нише, а конечный пользователь получает продукт, который ему действительно интересен. Мы уверены, что через несколько лет появление Ticketscloud приведет к росту рынка электронных билетов в целом и развитию деловых и маркетинговых практик на нем. То же самое может произойти и с другими рынками. Если вы работаете в любой сфере, где важны отношения b2b – подумайте, не пора ли на этом рынке появиться рыночной площади.


3 проблемы и 3 решения: стартап Cera Marketing
2015-09-17 16:35
Американский миллионер, изобретатель и режиссер Говард Хьюз из биографического фильма Мартина Скорсезе был одержим самолетами. В 1928 году Говард снимал фильм о боях истребителей времен Первой мировой войны «Ангелы ада». Он очень скрупулёзно подходил к делу и тщательно прорабатывал детали картины: ездил по всей стране за облаками, искал необходимые погодные условия, нанял в команду метеоролога, чтобы снять задуманные сцены в воздухе. Съемки фильма затягивались на долгое время, и казалось, им не будет конца. Говард продолжал настаивать на своем, совершенствовать технически сцены. И когда фильм был уже почти готов, он решил, что его необходимо озвучить и переделать заново. На все возражения, что на это уйдет много денег, он отвечал: «Деньги заработаем» и не останавливался на достигнутом. В итоге, «Ангелы ада» стали одним из самых дорогих фильмов того времени и одновременно имели успех в прокате. Это позволило Хьюзу продолжить свой бизнес - строить и испытывать самолеты нового поколения.

Упорству и целеустремленности Говарада Хьюза можно поучиться. Современным предпринимателям приходится сталкиваться с похожими вызовами судьбы – отсутствием денег, видимого результата и т.д. Они также многое ставят на кон и рискуют все потерять или, преодолев все сложности, одержать победу. Как смело взглянуть проблемам в лицо и превратить их в задачи, которые можно решить? Firrma подготовила серию кейсов живых стартапов, каждый из которых рассказал нам о трех своих самых больших проблемах и их решениях. Своими историями поделился Сергей Захаров – сооснователь облачного сервиса сбора статистики о поведении продавцов и покупателей в точках розничной торговлиCera Marketing.

Как все начиналось: идея и спиноф

Будучи в стартап-школе SumIT в Санкт-Петербурге, Сергей Захаров познакомился с программистом и математиком Анатолием Кацем, который долгое время хотел запустить проект, связанный с компьютерным зрением и аналитикой видео. Пообщавшись, они решили создать продукт, сбор данных о поведении клиентов и выполнением процедур сотрудниками – качеством обслуживания. То, что могли бы делать вручную несколько человек, продукт анализирует автоматически – и выдает выбранную информацию для принятия решения.
В феврале 2015 года проект прошел отбор в акселерационную программу Фонда развития интернет-инициатив (ФРИИ) и Microsoft. В команде был ряд разногласий по стратегии развития, поэтому они пошли в акселератор. В результате компания разобралась в собственных клиентах, сузив целевую аудиторию. Сам Захаров говорит, что в акселераторе были грамотно подобраны эксперты и структурирован материал с точки зрения его практического применения, а особенно полезными стали связи и знакомства, которые они там получили. Так, в рамках акселерации Cera Marketing принял участие во встрече перспективных стартапов с крупными российскими заказчиками Microsoft, в результате чего стартап получил несколько важных деловых контактов.

О главных вызовах Cera Marketing и решениях рассказывает Сергей Захаров.

Вызов 1. Продавали продукт, которого не было

Проект Cera Marketing начался с идеи – и мы сразу пошли продавать ее потенциальным клиентам. У нас не было ничего, кроме желания сделать классный продукт и заработать, и этого хватало для того, чтобы верить, что все получится. После похода клиентам и получения от них обратной связи о желании покупать такой продукт мы приступили к разработке. Это длилось больше полугода, но когда по истечению этого времени стало понятно, что продукта все равно нет, мы снова пошли к клиентам. Мы получили от них новые вводные, которые поменялись, и мы снова стали программировать. И так длилось почти 1,5 года. Наступил момент, когда стало ясно, что нужно внедрение, иначе собрать продукт в кабинете невозможно.

Решение 1. Осмыслили и «нашли» продукт

После того, как одного клиента заинтересовало то, что мы предлагали, нам пришлось для показа создавать для него картинку того, чего нет. Мы работали ночами, делали пользовательский интерфейс. Обычно при разработке сначала делают движок, а потом «наводят красоту». Мы пошли обратным путем, так как нам надо было сначала показать что-то клиенту. В нашем случае – красивую картинку, за которой ничего не было. Показывая, мы одновременно ночами «пилили» бекэнд, что, по сути, было самим продуктом. Так и появился продукт. В итоге у нас получился проект для клиента, который стал им пользоваться и получать пользу.
На таких пилотах мы набили руку, отточили технологию и устранили ошибки. Когда работаешь с живым клиентом, много рисков потерять его, еще не начав работу, зато ты делаешь только то, что действительно нужно, а не то, что ты определил, как нужное.

Вызов 2. Не было денег

Проблем было много, но мы старались их классифицировать как задачи. Безусловно, нам постоянно не хватало денег на существование, не говоря уже о покупке оборудования или найма дорогостоящих специалистов. В таких условиях приходилось, стиснув зубы, терпеть, работать еще больше, чтобы скорее приблизить момент, когда можно будет увидеть деньги на счету.

Решение 2. Непрофильная работа, терпеть и еще раз терпеть

Мы пробовали разные варианты – брать заказы на стороне, делать работу, не относящуюся к проекту. Я вложил в Cera Marketing собственные средства, затем пришлось деньги занимать у друзей. Мы брались за разную работу – делали сайты «на сторону», чтобы заплатить зарплату сотрудникам. Так мы перебивались больше года. Мы до сих пор не вышли не безубыточность, но сейчас есть средства и поток клиентов, которые помогают преодолевать такие моменты. Здесь еще раз выручило участие в акселерации - в 2015 году мы получили «Облачный грант» от Microsoft – ресурсы облака Azure на $120 000, благодаря которому вложения в инфраструктуру удалось существенно сократить.

Вызов 3: Иллюзии

Еще на первых встречах с Анатолием Кацем мы нарисовали картину того, как должен выглядеть продукт с точки зрения клиентов, что он должен им предлагать. Картинка получилась очень яркой, и мы в нее поверили настолько сильно, что почти год жили в иллюзиях. Наша предварительная оценка была - два-три месяца на то, чтобы осуществить задуманное с технической стороны...

Мы предполагали, что наш софт в автоматическом режиме сможет распознавать людей, их пол, считывать действия человека (например, человек берет с полки товар и наше ПО определяет, положил ли на место этот товар человек или взял с собой), достаточно мелкие действия, моторику. Мы рассчитывали, что алгоритм будет обрабатывать все в автоматическом режиме довольно быстро. Но прошло шесть месяцев, а мы все еще не имели ничего – были алгоритмы, с большой погрешностью работали в комнатных условиях, и даже при этом это была лишь десятая часть, задуманного функционала. То чего мы хотели, не получилось. Тогда начались разговоры о том, что многие вещи просто невозможны – технологии еще не дошли. В итоге, мы потратили какое-то время на изучение мирового опыта, оценку собственных сил и ресурсов и сделали вывод, что здесь и сейчас мы сможем давать рынку продукт только на 10% от тех возможностей, которые планировали, и точность данных будет сильно отличаться, от того, что себе рисовали. Мы поняли, что все научные статьи, на которые опиралась наша техническая сторона, были не подтверждены практически. Это были лабораторные вещи, но они не давали в реальности тех результатов, которые мы хотели. Можно добиться этого в идеальных условиях, при идеальном освещении, когда нет посторонних предметов вокруг, но в жизни в магазинах разное освещение, разная высота потолков – в этом случае алгоритм совсем перестает работать. Конечно, тяжело было собраться, осмыслить заново все, к чему мы шли, и с новыми силами, с новыми схемами в голове и пониманием своих возможностей двигаться дальше.

Решение 3. Предлагать реальный продукт

Нам пришлось спуститься на землю и начать говорить клиентам реальность: что мы «всего лишь» умеем считать людей. Мы сами, на тот момент приняли, что умеем делать только это. Это было очень сложно, так как мы сделали много пиара, пообщались с клиентами, нарисовали себе картину будущего. Мы переосмыслили все, приняли продукт, что который был гораздо проще, чем мы думали, и начали движение заново, с этой точки. А через год-полтора научились делать многие вещи: такие как понимание о товарах на полках, том, какие товары остались на полках, сколько их осталось, контроль движения человека, траектория его движения, близко подобрались к определению пола по камерам. Мы не дошли до того предела, о котором мечтали, но сейчас движемся по направлению от малого к большому. И Начинай с простого – делай самокат, затем велосипед, мопед и только потом автомобиль. А мы с самого начала нарисовали автомобиль и пошли с ним к клиенту.

Выводы

Если вернуться назад, то несмотря даже на все риски и стрессы для нас было очень правильной стратегией идти и продавать сразу, не имея продукта и понимания о том, каким он должен быть. Мы общались с клиентами и получали от них реальные запросы, к которым учились приспосабливаться. Когда мы получили первую заявку на реализацию, нам пришлось все отдельные блоки собирать в один. Клиенту нужно было нести что-то физическое. Если бы он не сказал «принесите мне и поставьте», то мы могли бы еще долго «пилить» и не собрать в итоге продукт. Нам повезло, потому что мы рискнули и в указанные сроки сделали то, что обещали, и клиент остался доволен. Но всегда есть вероятность не успеть. Клиент может оказаться требовательным. Важно правильно оценивать свои силы. Если говорить в целом, то мы немного переоценили их и потратили 8-10 месяцев впустую пытаясь сделать то, что невозможно. Поэтому стоит ориентироваться на самокат, держа в голове автомобиль. Когда видишь конечный результат и довольное лицо клиента, это мотивирует, как ничто другое.

Будущее

Сейчас мы участвуем в других тендерах в сфере ритейла, в ближайшее время планируем выйти на рынок Казахстана и Белоруссии. Есть ряд крупных проектов, которые мы планируем реализовать в этом и в начале следующего года, параллельно смотрим на задачи среднего бизнеса, составляем список новых фишек, которые дополнят продукт, и ведем переговоры с партнерами из ближнего зарубежья на предмет экспансии.

Cera Marketing в цифрах

Cera Marketing – облачный сервис сбора статистики о поведении продавцов и покупателей в точках розничной торговли. Основан в 2013 году Сергеем Захаровым и Анатолием Кацем. Сергей Захаров больше 7 лет работал в «МегаФон», а потом руководил собственной компанией по строительству коммерческой недвижимости, которая существует до сих пор. Клиенты Cera – продуктовый ритейл, ритейл электроники и салонный бизнес (салоны красоты). Компания сейчас работает на три города: Москва, Санкт-Петербург, Саратов. На текущий момент в проект вложено чуть больше 7 млн рублей основателей и 1,4 млн рублей получено от Фонда развития интернет-инициатив.


Фонд Дениса Свердлова Kinetik инвестировал в технологию для электромобилей
2015-09-17 17:03
Фонд Kinetik, принадлежащий бывшему гендиректору Yota Group Денису Свердлову, инвестировал в британскую компанию Charge, которая занимается производством гибридных силовых установок для электромобилей,сообщаетРБК со ссылкой на The Financial Times.

Сделка стала первым вложением фонда. Сумма инвестиций не раскрывается. Объем фонда составляет $500 млн.

Денис Свердлов до августа 2013 года занимал должность замглавы Минкомсвязи. Он покинул свой пост в связи с законом, запрещающим чиновникам владеть активами за рубежом.

О Charge

Charge – британская компания, которая занимается производством силовых установок. Они позволят электромобилям потреблять обычное топливо. Charge будет сфокусирована на автомобилях весом 2,5–26 тонн.

Фото: Facebook Дениса Свердлова


В избранное