Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

В решении каких задач стартапы могут быть интересны банкам?






В решении каких задач стартапы могут быть интересны банкам?
2015-09-14 14:55

Экс-зампред «ОТП Банка», член совета директоров Банк24.ру, основатель собственной консалтинговой компании BULAD & Co и участникVentureClubБулад Субанов объясняет, как стартапы действительно могут стать интересны банкам. И называет целых восемь горячих направлений.

Современная рыночная ситуация не позволяет банкам думать о значительных инвестициях в проекты отдалённого будущего, при этом количество актуальных проблемных вопросов ничуть не уменьшилось. Банкам приходится адаптироваться к изменившейся рыночной среде, дополнительному вниманию регулятора и усиливающейся конкуренции за хороших клиентов.

В теории такая ситуация как нельзя лучше подходит для активного сотрудничества стартапов и банков, но на деле мы видим единичные примеры такого партнёрства.

Одна из причин в том, что банкиры не привыкли формулировать свои потребности во внешний мир, предпочитая решать свои задачи через создание дополнительных внутренних подразделений. А затем бесконечно заниматься его эффективностью и результативностью.

Это работало до тех пор, пока доходы классического кредитования покрывали эти управленческие эксперименты. Сегодня рыночные реалии заставляют финансовые институты шире смотреть на возможные партнёрства. Понимая это, стартапы, планирующие долгосрочное сотрудничество с банками, должны чётко понимать их актуальные проблемы и предлагать простые и результативные решения.

Итак, вот 8 «hot topics», где банки реально нуждаются в помощи.

1. Управление портфелями активов/пассивов

Банкам нужны быстрые решения по снижению убыточности кредитного портфеля. Интервалы срочности – это отчётные периоды банка. Важен список конкретных действий, параллельно с двухэтапным аудитом всего кредитного процесса. От стресс-теста портфеля в различных разрезах, до оценки выбора целевого клиента, актуальности скоринговых моделей, корректности бизнес-процессов от выдачи кредита до погашения, чтобы понять, на каком этапе необходимо улучшение. Чтобы исправлять причины, а не лечить симптомы.
В части ликвидности особенно актуальны вопросы динамики привлечения/оттока розничных депозитов, длительности, концентрации на отделение/регион, а главное полной себестоимости (стоимость привлечения, процентный расход, валютная переоценка).

Отмечу, что стартапам, для сотрудничества с банками нужно показать своё умение достигать quick wins, чтобы строить долгосрочное сотрудничество.

2. Маркетинг

Потребитель банковских услуг становится digital и по форме, и по сути, поэтому классического маркетингового привлечения уже недостаточно. Банкам необходимо не продавать продукты, а создавать с клиентом общие ценности.

Новые реалии требуют новых подходов в маркетинге, поэтому приведу четыре отличительные особенности цифрового маркетинга:

Доверие, когда технологии становится важнейшим инструментом, поскольку она обеспечивают сравнение, обучение и мониторинг.

Пропаганда, здесь технология позволяет ускорять распространение и обобщение мнений и может использоваться для создания мощной пропагандистской базы.

Массовость, вирусный характер современных коммуникаций усиливает важность и значимость потребительских откликов и для управления репутацией в режиме online необходимо обеспечить механизмы активного мониторинга и управления.

Вовлечённость, когда технологии позволяют клиенту чувствовать себя не покупателем, а конструктором своего продукта.

Это огромное поле для предложений от стартапов.

3. Эффективность каналов продаж

Это вопрос не столько про настоящее, сколько про будущее. Какие каналы продаж будут востребованы клиентами и почему? Какова их себестоимость и цикл жизни? Можно ли передать продажи полностью в digital канал?

Ответы на эти вопросы волнуют банки и идеи стартапов могут быть как нельзя кстати.

4. Аутсорсинг дополнительных функций

Банки имеют хороший опыт работы с внешними инкассаторскими службами, банкоматными сетями. Сейчас время отдать все не основные функции на аутсорсинг. Это позволит не только сэкономить затраты, но и сфокусироваться на основной функции банка: обеспечивать хороший финансовый сервис Клиентов.

Лично я жду появления стартапов, которые смогу взять на аутсорсинг банковский комплайнс.

5. Персонал

Система управления персоналом в банке требует адаптации под актуальные рыночные условия. Вот только несколько задач, стоящих сейчас перед любым финансовым институтом:
- Динамические «staff model» фронт- и бэк-офиса, чтобы корректно оценить нагрузку на каждую функцию.
- Быстрое сокращение персонала, без нарушения трудового законодательства.
- Актуализация организационной структуры, чтобы сокращение персонала не повлияло на качество сервиса.
- Новая система мотивации для оставшихся в штате сотрудников, в соответствии с текущей рыночной ситуацией и целями бизнеса.
- Аудит систем организационного развития, обучения и внутренней коммуникации банка.

6. Работа с данными

Банки постепенно переходят от простого накопления данных к попыткам построить конкурентное преимущество, эффективно управляя данными. Финансовым институтам интересны новые подходы к анализу, машинному обучению и структурированию, обработке и визуализации больших объёмов данных.

Будущее конкуренции это не сети отделений, а качество управления массивами всевозможных данных. И здесь банкам будет как никогда нужна помощь стартапов.

7. Сервисное обслуживание

Хороший банк отличается от любого другого только долгосрочностью отношений с клиентами. Именно поэтому построение и управление качеством клиентского сервиса – это всегда вопрос конкуренции. От того насколько эффективно спроектирована такая система, напрямую зависит долгосрочный финансовый результат банка.

Обычный подход: от актуализации стандартов, системы измерения, аналитики данных, комплекса управленческой отчётности и системы внедрения изменений, дополняется созданием customer journey (клиентского путешествия).

Моделирование необходимого уровня сервиса в каждой точке контакты банка с клиентом – чем не задача для стартапа?

8. Коммуникация с клиентами/сотрудниками

Система внешней и внутренней коммуникации это защитный механизм любого финансового института. Как любая система, она требует регулярного аудита, а в текущей рыночной ситуации максимально быстрой актуализации, например в части кризисных коммуникаций.

Кризисная коммуникация – это специальные знания, навыки и тренированные специалисты. С одной стороны банкам необходимо обладать собственным инструментарием, но как показывает практика, для решения срочных задач лучше всего обратиться к профессионалам.

Вывод

Несмотря на временные трудности, банковский бизнес имеет уверенные рыночные перспективы, доверие потребителей и пристальное внимание государства. Поэтому компании и стартапы, научившиеся конструировать дополнительную ценность банковского сервиса для клиентов, либо участвующие в оздоровлении банков, имеют хорошие рыночные перспективы.


Алексей Беляев стал руководителем аналитического отдела коммерческого департамента Mail.Ru Group
2015-09-14 15:35
Председатель Комитета IAB Russia по исследованиям Алексей Беляев присоединился к команде Mail.Ru Group в качестве руководителя аналитического отдела коммерческого департамента корпорации. Об этом Firrma сообщили вMail.Ru.

«Я рада приветствовать Алексея в нашей команде. Уверена, что его опыт и экспертиза помогут усилить направление аналитики рынка, которое является одним из важнейших для коммерческого департамента Mail.Ru Group», – прокомментировала назначение Элина Исагулова, коммерческий директор Mail.Ru Group.

Алексей Беляев ранее руководил Отделом Исследований Интернет Аналитического Центра «Видео Интернешнл».В 2006-2009 годах возглавлялнекоммерческую организацию«Интернет и Бизнес», а в 2000 – 2006 годахработал в компании «Рамблер Интернет Холдинг», где участвовал в создании и развитии проектов Рамблер-Новости, Rambler's Top100, Рамблер-Недвижимость.

О Mail.ru Group

Mail.ru Group является владельцем русскоязычных социальных сетей Одноклассники, «ВКонтакте» и Мой Мир. Компании также принадлежат мессенджеры Агент Mail. Ru и ICQ, почтовый сервис Mail.ru и одноименный портал. Кроме того, Mail. Ru Group миноритарными долями в ряде небольших российских и украинских интернет-компаний. Акции компании торгуются на лондонской бирже.

Фото: Facebook Алексея Беляева


В избранное