Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

5 способов найти разработчика, который не украдет вашу идею






5 способов найти разработчика, который не украдет вашу идею
2014-08-01 00:00

Марк Капчиц, основатель bringo, технологичного сервиса доставки, функционирующего на базе свободных курьеров-кроудсорсеров, рассказал о том, как защитить идею стартапа при сотрудничестве с внешними разработчиками.

В мире технологических (да и не только) стартапов очень большое внимание уделяется идее. Это неудивительно — по-настоящему прорывная идея может стать настоящей «ярдовой» историей. При этом в истории немало случаев, когда отличный проект был реализован вовсе не тем, кто его придумал. Классический пример — Марк Цукерберг создал Facebook, после того как ему предложили поработать над похожим проектом близнецы Винклвоссы. В конечном итоге их практически никто и не знает, а Марк — создатель крупнейшей международной социальной сети и самый молодой миллиардер в мире.

На месте его незадачливых партнеров не хочет оказаться ни один стартапер. Однако, как и в их случае, далеко не все предприниматели обладают навыками программирования или друзьями-разработчиками. Им, так или иначе, придется обращаться к сторонним специалистам, которые помогут реализовать задумку. Но как это сделать так, чтобы получить хороший результат и обезопасить свою идею от кражи? Есть несколько способов.

Соглашение о конфиденциальности (NDA)

Данное соглашение заключается в письменном виде. Предприниматель, как сторона, раскрывающая свою идею, и разработчик (дизайнер, маркетолог, инвестор и т.д.) в качестве принимающей идею стороны договариваются о правах и обязанностях друг друга, которые касаются раскрытия и использования идеи, в частности, в тексте указывается то, кому принадлежат интеллектуальные права на идею или результаты работы. Прописывается в документе способ раскрытия информации (устно или письменно), а ответственность сторон за ее разглашение или самостоятельном использовании в других проектах (и возможные санкции), а также срок действия соглашения, в течение которого стороны не имеют права разглашать данные, описанные в соглашении.

Заключать такие соглашения могут даже люди, не зарегистрированные в качестве индивидуального предпринимателя, что на начальном этапе развития стартапа может быть удобно для его основателя.

Однако чтобы оно работало, необходимо потратить время на разработку формулировок и всех положений документа. Кроме того, четко описать идею не всегда легко. Помимо этого, далеко не все разработчики в России любят подписывать лишние бумаги и брать на себя обязательства, поэтому многие специалисты могут просто не захотеть работать при условии подписания NDA.

Пример: в начале развития проекта bringo нужно было найти разработчиков, которые смогли бы разработать платформу и мобильные приложения. Раскрывать идею без подписания NDA на том этапе было не совсем верно с точки зрения бизнеса, однако избалованные спросом московские разработчики не горят желанием что-либо подписывать. После упоминания соглашения о конфиденциальности огромное количество специалистов прощались и отказывались от работы. Найти разработчика, который согласился поставить свою подпись оказалось очень нелегко, на это ушло гораздо больше времени, чем планировалось изначально.

Кроме того, соглашение о конфиденциальности стоит подписывать и с разработчиками, находящимися в штате компании. Недавно Facebook купил компанию, разрабатывающую шлем виртуальной реальности Oculus Rift. Вдохновителем этого проекта является знаменитый программист Джон Кармак. Спустя некоторое время после сделки с социальной сетью выяснилось, что бывший работодатель Кармака, компания ZeniMax, обвиняет разработчика в присвоении программного обеспечения, с помощью которого работает Oculus Rift. Теперь всем вовлеченным в скандал сторонам не избежать дальнейших разбирательств.

Работа с фрилансерами из своей страны

Важный момент, который не всегда учитывается предпринимателями, желающие защитить свою идею с помощью соглашения о конфиденциальности. Если для реализации этой идеи нанимать разработчика или других специалистов-фрилансеров из-за рубежа (славится сильными программистами, например, Украина), то даже подписи на юридическом документе могут не уберечь от кражи.

Все просто — заказчик и исполнитель находятся в разных правовых полях, и если, скажем, разработчик-иностранец не собирается ехать в страну проживания заказчика, то ему толком нечего бояться. Поэтому нужно всегда стараться работать с профессионалами из своей страны. Помимо юридических преимуществ такой подход имеет и другие плюсы, самый очевидный из которых — с человеком схожего менталитета «поднять» амбициозный проект будет проще. А вероятность найти такого единомышленника среди соотечественников все же выше.

Подтверждение идеи

Встречаются и другие методы защиты идеи. В судебных разбирательствах важно доказать тот факт, что конкретный человек начал работать над реализацией идеи раньше другого, а этот второй, подключившись уже в процессе, идею украл. Чтобы получить такое временное доказательство рекомендуют записывать всю информацию, относящуюся к идее, на бумагу или диск, и отправить на собственный адрес в запечатанном конверте. После получения, конверт нельзя вскрывать — он станет важной уликой для суда. Вскроют его, при необходимости, уже в зале заседаний при рассмотрении дела.

Оформление ноу-хау

Более мощным средством защиты идеи, которая уже находится в стадии реализации, является процедура оформления ноу-хау. Российское законодательство позволяет признавать в качестве ноу-хау сведения, которые имеют потенциальную коммерческую ценность в силу того факта, что остаются неизвестны третьим лицам. Если эти самые третьи лица не имели права на законных основаниях ознакомиться с информацией и в отношении них введен режим коммерческой тайны, то оформление ноу-хау происходит без осложнений. Нарушение вашего секрета производства является серьезным преступлением, которое карается наступлением как административной, так и уголовной ответственности.

Документальное подтверждение того факта, что идея или продукт были реализованы раньше конкурентов действительно может сыграть важную роль в последующих разбирательствах. В интернете можно найти немало примеров того, как надлежащим образом оформленные документы позволяли компаниям выигрывать судебные процессы против конкурентов: интересен случай, когда иск на 300 000 рублей был подан за копирование размещенного на сайте интерактивного калькулятора для расчета стоимости мебельной продукции. Это заявление было удовлетворено.

В мире технологий даже оформление патентов и ноу-хау может не спасти от копирования действительно удачной идеи. К примеру, знаменитый жест pull-to-refresh с помощью которого можно загрузить новые сообщения в мобильных приложениях, просто потянув страницу вниз пальцем, был изобретен и запатентован разработчиком из США по имени Лорен Брихтер. Впоследствии его взяли на работу в Twitter, который купил его проект. При этом ничто не помешало другим технологическим компаниям реализовать pull-to-refresh в своих приложениях (Apple, Pinterest, Instagram и др.). Тем не менее, наличие надлежащим образом оформленных документов может впоследствии принести победу в судебных разбирательствах и значительную компенсацию.

Самостоятельная реализация идеи

В истории множество случаев, когда одинаково гениальные идеи практически одновременно приходили в голову людям на разных концах земного шара, которые никак не могли быть друг с другом знакомы. Крайне высока вероятность, что похожий на ваш проект развиваете не только вы. Не нужно сидеть сложа руки, пытаясь обезопасить свою идею, действуйте. Иначе можно оказаться даже не вторым, а двадцать вторым реализовавшим эту идею.

Для создания компании нужна команда и деньги. Ни то ни другое не возьмется из ниоткуда, люди должны знать, над чем работают, а инвесторы не дадут денег под обещание сделать что-то очень крутое, но «пока не могу сказать, что». С другой стороны — с инвесторами также можно подписать NDA.

Важно помнить, что придумать идею — это даже не полдела. Создать работающий бизнес, продукт или сервис, который реально решает проблемы людей, очень сложно. На пути будет огромное количество преград и способов провалиться. Поэтому даже если вы вдруг оказались первым, кто реализует конкретную задумку, это никак не гарантирует успех. Смартфон придумали не в Apple, поиск был еще до Google, а Facebook — это далеко не первая социальная сеть. Но именно эти компании вывели продукты на новый уровень. Настоящий предприниматель должен стремиться именно к этому.

Как сказал Марк Цукерберг в исполнении Джесси Айзенберга в фильме «Социальная сеть» на судебном заседании братьям Винклвоссам: «Если бы вы действительно придумали Facebook. Вы бы его и запустили». 



Геолокация: дань моде или полезный инструмент для бизнеса?
2014-08-06 00:00

Основатель сервиса курьерской экспресс-доставки Bringo Марк Капчиц объясняет, как его компания использует такой инструмент, как геолокация.

За последние несколько лет мировое бизнес-сообщество накопило солидный багаж знаний в области геолокации и уже может похвастать значительным портфолио по возможностям ее применения. Наиболее «освоенной» территорией сегодня является, пожалуй, потребительский рынок – к примеру, геолокацию активно используют порталы по поиску и аренде жилья, мест досуга, заведений общественного питания. Геолокация активно используется и на рекламном рынке: например, отработана опция геотаргетирования рекламы, когда пользователь видит в интернете баннер компаний своего региона или даже района. Также с помощью привязки к местоположению компании научились проводить различные маркетинговые акции. Так, к примеру, через социальную сеть с функцией геолокации Foursquare многие компании (кафе, рестораны, кинотеатры, фитнес-клубы и пр.) регулярно предлагают бонусы за первое посещение или самое большое количество «чекинов» в заведении. Подобные акции, кстати, проводят и в России, например, сеть кинотеатров «Каро фильм», ресторанов «Две палочки» и фитнес-клубов X-Fit. В сервисе курьерской экспресс-доставки Bringo мы пришли к использованию геолокации, когда пытались решить конкретную задачу.

В свое время я выявил, что существуют две большие группы людей, которые могут с пользой между собой взаимодействовать: первый пласт – желающие что-то отправить (частные лица, корпоративные клиенты, интернет-магазины), второй – желающие быстро заработать, не вступая в какие-либо длительные отношения с работодателем. Это знание привело в итоге к появлению Bringo: модель бизнеса, построенная на краудсорсинге, которая сама по себе не нова, но все-таки с определенной долей уникальности. Под уникальностью конкретно нашего бизнеса я понимаю несколько ключевых моментов: первое – мы боремся за скорость выполнения заказа и обязуемся доставить посылку за 90 минут по Москве, второе – мы несем материальную ответственность за сохранность посылки перед заказчиком, поэтому заключили партнерский договор с «Океан-банком» и выпустили для наших курьеров карты, на которых блокируется стоимость посылки на время исполнения заказа. Использование в нашем сервисе геолокации стало шагом на пути к решению насущных задач (достижение нужного уровня качества и контроля за работой курьеров), а вкупе с картами – дополнительным бонусом в копилку той самой уникальности. Впрочем, получилось у нас не сразу.

Во-первых, геолокация – это все-таки относительно новый продукт, поэтому вряд ли вы сможете, запустив его сегодня, уже завтра начать полномасштабную работу. Нам сначала пришлось потратить время на отработку намеченной схемы, работая со штатными курьерами, и только недавно мы начали привлекать сотрудников на аутсорсе. То же самое касалось и технической стороны: надо быть готовым к определенному периоду тестирования в рабочем режиме. Изначально мы планировали, что на это уйдет около года. Также мы осознанно пошли на то, что выпустили на рынок первую и довольно сырую версию Bringo, – нам нужно было получить фидбэк от клиентов, устранить все вскрывшиеся недочеты и понять, чего нам еще не хватает в разработанном сервисе. Благодаря отзывам нам удалось частично избежать распространенной проблемы множества ИТ-стартапов – как правило, в программных продуктах потребители не используют до 80% заложенного в них функционала, при этом компания потратила на все это немало времени и усилий. Сейчас мы одновременно прорабатываем несколько направлений дальнейшего развития – геолокационные сервисы Google, «Яндекс», собственные технологии. Какое из них будет лучше, на том и остановимся.

Во-вторых, при внедрении какой-то либо технологии в приложение или сервис нужно быть готовым к сложностям, наличие или отсутствие которых от вас лично не зависит. К примеру, вы не можете проконтролировать, какую технику для себя выбирают ваши пользователи, клиенты, сотрудники. В нашем случае важно, какую технику выбирают курьеры, с которыми мы работаем. Качество смартфонов, представленных на рынке, серьезно разнится, и, чем хуже аппарат, тем чаще возникают трудности с определением местоположения его владельца. Отслеживание человека в реальном времени – это в принципе очень ресурсоемкий процесс, а это необходимо делать постоянно, на протяжении всего дня, что приводит к быстрой разрядке аккумулятора смартфона. Мы, конечно, ищем способы оптимизации процесса (например, не так часто посылаем «поисковые» сигналы), но наиболее простой вариант – приобретение телефона с максимально мощным аккумулятором. Заставить сотрудников, работающих на аутсорсе, купить нужный нам по качеству аппарат невозможно, впрочем, на каком-то этапе работы люди сами начинают понимать, что банковская карта и телефон – это их рабочие инструменты и вкладываются в покупку более качественных смартфонов.

И, в-третьих, использование геолокации – это не панацея. Наша аудитория – это большей частью студенты, которые ежедневно передвигаются по городу на метро. А поскольку в подземке GPS не работает, то отслеживать человека мы можем только тогда, когда он вновь выходит на улицу. Здесь можно лишь надеяться на то, что рано или поздно появятся сервисы геолокации, позволяющие отлавливать пользователей вне зоны действия сети (с помощью специальных датчиков).

Геолокационные сервисы сегодня решают определенный набор задач. И геолокация сама по себе – это, прежде всего, инструмент. Не более того. Поэтому если вы пытаетесь оттолкнуться от геолокации как от основной идеи бизнеса, то построить на этом вряд ли что-то получится. Однако если в вашем бизнесе изначально заложена и действительно необходима для развития компании функция поиска места или человека, то использование этой технологии может существенно усовершенствовать бизнес, и даст вам шанс построить компанию международного уровня. Что мы и собираемся сделать, отработав все ключевые процессы в Москве.  



Baring Vostok продаст 1,5% Яндекса в ближайшие три месяца
2014-08-06 00:00
Фонды группы Baring Vostok готовятся в ближайшие 3 месяца продать 5 млн акций голландской компании Yandex N.V. Об этом сообщают «Ведомости».

Указанный объем акций соответсвует примерно 1,5% уставного капитала компании и 4,5% голосующих акций. «Ведомости» ссылаются на анонимный источник, близкий к Baring Vostok, согласно которому, цена акций корпорации не устраивает Baring Vostok, поэтому сейчас они намерены продавать небольшой пакет.

Еще в июне сообщалось, что голландская группа BC&B Coperatief U.A., входящая в структуру компании Baring Vostok Capital, 6 июня заключила соглашение с инвестиционным банком Morgan Stanley об организации продажи до 19,9 млн акций класса А российского поисковика до 5 июня 2015 года.

О «Яндексе»

«Яндекс» — российская интернет-компания, владеющая поисковой системой и интернет-порталом. Акционерами компании являются основатель и гендиректор Аркадий Волож, инвестиционная компания Baring Vostok Capital Partners и другие.

О Baring Vostok


Фонд Baring Vostok занимается прямыми инвестициями в Россию и страны СНГ. По данным компании, суммарный привлеченный капитал фондов составляет $3,7 млрд.

10 стартапов, которыми управляют девушки
2014-08-06 00:00

Создать, запустить проект и руководить им, на первый взгляд кажется, дело мужское. Кроме того, информационные технологии преимущественно остаются одной из «мужских» отраслей, а стратапы тем более. Наряду с этим, существует немало ярких примеров успешных женщин-руководителей в IT. Молодые, красивые девушки-предприниматели, на их хрупких плечах лежат не только организационные моменты. Представляем 10 стартапов, возглавляемых девушками.

1. Ольга Шульгина (22 года) —
CEO и основатель FreudZone.

Ольга окончила факультет психологии Иркутского государственного университета. Идея FreudZone пришла к Ольге благодаря подписчикам ее паблика «Тыжпсихолог!»

FreudZone — платформа для взаимодействия психологов-исследователей и людей, которые любят проходить психологические тесты. Сервис предоставляет пользователям возможность создавать тесты и статистически обрабатывать результаты, находить людей для исследований и познавать себя качественно. Дата основания — март 2014 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «B».

2. Диана Колесникова (24 года) —
CEO и сооснователь Hroom.

Окончила Международный институт экономики и финансов (совместная программа с University of London); НИУ ВШЭ (бакалавр экономики); Teachers College, Columbia University (New York) — магистр по специальности «Когнитивные науки в образовании».

Hroom — образовательный проект по проведению тренингов для старшеклассников, направленный на их подготовку и адаптацию к взрослой жизни. Hroom создает сеть площадок по всей России — от удаленных поселков до крупных городов — объединенных онлайн и офлайн-событиями. Любой старшеклассник (неважно, живет он в детском доме или в благополучной семье) может стать участником тренинга о взрослой жизни или провести собственный мастер-класс на всю Россию. Дата основания — апрель 2012 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «BBB».

3. Ольга Козарь (33 года) — CEO проекта
«Английский с экспертами».

Окончила Московский Государственный Открытый Педагогический Университет по специальности «преподаватель английского», а также магистратуру Манчестерского Университета по специальности Educational Technology and TESOL (преподавание английского и современные технологии). В настоящее время заканчивает PhD в отделении лингвистики Macquarie University, Sydney.

Английский с экспертами — сервис индивидуального обучения английскому языку посредством общения с носителями языка и опытными русскими преподавателями через Skype. Включает в себя отдельные видео-уроки. Дата основания — сентябрь 2010 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «BB».

4. Алина Гринблат (26 лет) —
CEO и основатель Dressformer.

Окончила Государственный Университет Управления.

Dressformer — плагин для онлайн-магазинов одежды, позволяющий покупателям создавать свой собственный 3D-аватар и примерять на него вещи разных размеров. Дата основания — февраль 2012 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «АА».

5. Мария Теркина (26 лет) —
СЕО и основатель GloberLand.

Окончила Высшую школу менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета, получила MBA в Feng Chia University в Тайване.

GloberLand — глобальный маркетплейс, где переводчики предлагают свои услуги, а бизнес — ищет необходимых ему специалистов под конкретные бизнес-задачи за рубежом. В данный момент команда развивает китайское направление, но сервис масштабируем на другие страны и языки. Проект начал свою работу в марте 2014 года в Tolstoy StartUp Camp в Яндексе. Рейтинг Russian Startup Rating — «BBB».

6. Анна Ветринская (28 лет) —
CEO и основатель ShoppyBoom.

Окончила Московский государственный университет сервиса по специальности «информационные системы в экономике». Преподает интернет-маркетинг для студентов Высшей Школы Экономики, ведет курсы Social Commerce и «Медийная реклама в интернете» в школе «Нетология».

ShoppyBoom — платформа для создания интернет-магазинов в социальных сетях: ВКонтакте, Одноклассники, Facebook, YouTube. Сервис помогает магазинам получать больше заказов, а их клиентам — совершать покупки, не покидая любимую социальную сеть. Дата основания — май 2013 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «В».

7. Екатерина Котенко Ленгольд
(23 года) и Александра Кудряшова
(24 года) — фаундеры ImageAiry.

Учились в Массачусеттском Технологическом Институте (MIT), в настоящее время продолжают обучение в Сколтехе и МФТИ. За 3 года совместной работы над ImageAiry и другими проектами ни разу не ругались.

ImageAiry — платформа для сервисов по спутниковой съемке. Соединяет пользователей с провайдерами, находя сервисы, соответствующие пользовательским потребностям. Дата основания — январь 2013 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «A».

8. Елена Деркач (39 лет) — СЕО Emply.

Окончила ДВГИЭУ.

Emply — вертикальный интернет-поисковик вакансий и резюме с распознаванием запроса по смыслу. Реализована технология кадрового скоринга (оценка соответствия работодателя и соискателя друг другу через набор фильтров). Дата основания — июль 2013 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «BB».

9. Светлана Шашерина (39 лет)
— СЕО «Биметалл Плюс».

Окончила Кубанский государственный технологический университет, специализация: «Компьютерное проектирование». В настоящее время учится в аспирантуре КубГТУ. Тема диссертации: «Особенности формирования нанопокрытий и оптимизация процесса получения диффузионной металлизации никель-медных покрытий на сталях».

Биметалл Плюс — компания занимается нанесением диффузионных покрытий на стали и твердые сплавы, что позволяет существенно повысить износостойкость деталей и инструментов. Дата основания — февраль 2012 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «АА».

10. Евгения Лиманская — СЕО и
основатель Eggheado.

Окончила Киевский национальный торгово-экономический университет.

Eggheado — сервис по «доставке» познавательных статей к завтраку в почтовый ящик пользователя. Проект мотивирует уделять всего 10 минут в день собственному развитию в одной-двух сферах из десяти: истории, географии, творчестве, стартапах, науке, здоровье, психологии, философии, литературе и кулинарии. В ближайшем будущем планируется подписка на обучающие программы, в которых можно будет более глубоко изучать фундаментальные науки и отслеживать собственный прогресс. Дата основания — март 2014 года. Рейтинг Russian Startup Rating — «ВВ».



В избранное