Отправляет email-рассылки с помощью сервиса Sendsay
  Все выпуски  

Все о стартапах и венчурной индустрии: В чем разница между менторами из США и из России





Оригинал.

В этой заметке мы выясним, чем отличаются менторы в США и менторы в России.

Про то, кто такие менторы

У них.
 Это разного возраста ребята, но которые уже участвовали в разных стартапах. У них за спиной не обязательно найм в стабильных компаниях, после которых они решили консультировать, а именно практический опыт в проектах, прошедших стадию, на которой находится тот, кому они дают советы.

У нас.
 Это в основном люди, работавшие на дядю, которые эту самую компанию не организовывали, не искали ей первое инвестирование, не запускали, то есть работали в операционной деятельности уже готовой компании.


Люди, кстати, не имеющие особо свободных денег. То есть деньги небольшие есть, но их будут отрывать от сердца (эй, а вы тогда зачем в венчуры-то вкладываете, раз рисковать боитесь?) либо только в гарантированно успешный проект (ага, «гарантированный стартап»).

Про время на вас

У них.
 Каждый из 6-ти менторов, которые были в первый день, потратил на каждого слушателя по полчаса. И даже отказались от обеда, чтобы не терять на него время.

У нас.
 Цитата, которую продвигают все, кто что-то советует стартаперам: «У вас будет 2-3-5 минут и максимум 10 слайдов, и вы должны в них отобразить ВСЁ про проект». Причем, во время презентации жюри будет сидеть в твиттере, фейсбуке, лайкать фотки друзей и писать «слушаю стартап %Name, как думаете, взлетит?».

То есть на вас эти ГОСПОДА готовы потратить 3 минуты, и вы ДОЛЖНЫ их так заинтересовать, что они отвлекутся от своего смартфона.

Про само менторство

У них.
 Люди погружаются в проект, начиная с презентации, и начинают сами штурмовать те слабые моменты, которые они нашли или им не понравились. То есть скопом начинают набрасывать как тебе усиливаться, куда смотреть, что поискать, поизучать вот это изменение и т.д.

Я был удивлён, потому что такой интерес обычно проявляют люди, которые заинтересованы твоим проектом, а они вроде с улицы только пришли и слышат о тебе впервые. С уважением, вопросами, подсказками, и всё это — не прося никакой доли или чего-то взамен.

Я думаю, что их менторы понимают, что если ментор полезен, вы сами позовёте его в совет директоров, а ещё и вдруг долю ему дадите, или он агентские получит, если вы поднимите инвестиций.

То есть они готовы помогать за потенциальный будущий их личный вес, репутацию в случае успеха. То есть они вкладывают свои знания, опыт, время и интерес во все проекты, которые слушают, потому что понимают, что никто не может предсказать успех, даже они.

То есть у них есть понимание, что хорошая идея с плохой командой всё равно умрет, а плохая идея, но с хорошей командой может взлететь, причем не обязательно в именно этом стартапе. И поэтому для них материал — это люди, которые презентуют, а не идея.

И они всегда смотрят, насколько гибок стартапер и в каких вопросах, а в каких он проявляет жёсткость и отстаивает. И то и другое им важно, потому что баланс лучше, чем перекос в одну сторону. Этим они оценивают человеческие навыки и предпринимательские способности.

У нас.
 Насколько я много раз видел, схема такая: «Вы пригласите меня в долю и я готов вам помогать. Точка». У нас оценивают идею. И только потом команду. Причём, если идея не очень, до команды руки не дойдут.
Наши в Бостоне или впечатления стартапа Do.Docs от Америки: часть первая, про менторов

Про то, что нам от менторов надо

У нас.
 Единственно популярная цитата после любой презентации в России: «так сколько вам денег-то надо?».

У них.
 «Ребята, наши возможности различны, мы можем помочь следующим:
— инвестициями, если понравится
— сбором пула инвесторов, если сами не потянем
— представить вас другим профильным ангелам, инвесторам
— советом по инфраструктуре, требующимся людям в команду
— советом, где регистрироваться, на каких сайтах, конкурсах и подобное для PR
— дадим рекомендации, если они там нужны от нас
— посоветуем клиентов
— представим вас любому контакту в списке наших знакомых из LinkedIn (сила нетворкинга)
— любая помощь по хостингам, техническим ресурсам
— любой консалтинговой помощью, в любое другое время.
— познакомим с любыми людьми, чьи навыки или советы могут закрыть ваши слабые места.

Таким образом, деньги – это лишь один из пунктов, по которым они готовы помогать просто так. И они были удивлены, что на слайде "что нам нужно" российских проектов было только про деньги. Вот так нас прокачивают в России: найдёте деньги, а уж остальное купите…

Про отношение

У них.
 Американские менторы понимают что стартап — твоё дитя, которое ты придумал, создал, нашёл команду, организовался в процесс и что-то начал делать, потратил ресурсы, нервы, силы, деньги и время.

И даже если ты не создал твиттер или фейсбук, ты заслуживаешь уважения хотя бы потому, что ты активнее других, готов тратить свою жизнь на то, чтобы попытаться создать что-то новое и, возможно, даже нужное кому-то ещё, кроме тебя. Тебя уже уважают за это. За активную созидательную жизненную позицию независимо от результатов в данный момент.

У нас.
 Я просто процитирую частый вопрос на конкурсах, где в жюри сидят инвесторы и менторы: “чем ЭТО лучше %имя-конкурента?”. Среднего рода бывает де*ьмо, а у меня —идея и её реализация, у меня проект, который я воспитываю. Плохой или хороший, но я в него верю, и прошу это уважать.

И в следующий раз на “ЭТО” отвечу именно так. Отношение такое, ты должен им что-то доказать. Ты должен их заинтересовать. Это их время ты отнимаешь и ты должен.


В избранное