Рассылка закрыта
При закрытии подписчики были переданы в рассылку "Секреты инвестирования" на которую и рекомендуем вам подписаться.
Вы можете найти рассылки сходной тематики в Каталоге рассылок.
Еженедельный новостной выпуск (3-я часть).
Информационный Канал Subscribe.Ru |
29 апреля 2003 г. | Выпуск №339 |
Мировая экономика: глобальные тенденции развития |
Еженедельный новостной выпуск (3-я часть) |
Содержание выпуска:
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Японские компании начали борьбу за капитализацию
Рост безработицы в Японии
В Японии велосипед все более вытесняет автомобиль
Над Китаем нависла угроза потерять 30% иностранных инвестиций
Китаю нужно больше думать о своем здоровье
Рост объема розничной торговли потребительскими товарами в Китае
Китайский уголь на исходе
Южнокорейский опыт спасения «отечественного автопроизводителя»
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Австралия начинает строительство уникальной солнечной электростанции
Прогноз экономического роста стран Восточной Европы и СНГ
Миллиарды теневых доходов постепенно возвращаются в Индию
ЮГО-ВОСТОЧНАЯ АЗИЯ
Японские компании начали борьбу за капитализацию
(По материалам статьи «Горькое лекарство», «Ведомости», 23.04.03, авторы - Крейг Кармин и Фред Дворак)
Трудно найти фондовый рынок, который так долго лишал инвесторов заработка, как японский. С небольшими перерывами "медведи" властвуют в Токио уже 13 лет, а индекс Nikkei опустился на уровень 1982 г. Однако некоторые аналитики начинают видеть свет в конце тоннеля. Впервые за последние годы японские компании предпринимают действия, которые могут повысить их капитализацию. Они начали скупать на рынке свои акции, достаточно активно идет процесс слияний и реструктуризации. Ослабло давление на рынок, создававшееся в результате распутывания компаниями перекрестного владения акциями.
С пика в 38 915,87 пункта, достигнутого 29 декабря 1989 г., индекс Nikkei упал на 80%, лишив инвесторов $1,8 трлн. (с американского рынка за последние три года испарилось $6,2 трлн., но он в несколько раз больше японского: по данным Nomura Securities и FTSE International на 31 декабря 2003 г., доля американских акций на мировом рынке составляла 54%, японских - 8%). Пару раз японский рынок вроде бы начинал восстанавливаться (например, акции японских компаний в 1999 г. участвовали в мировом технобуме), но в итоге инвесторы были жестоко обмануты. Сейчас они говорят, что без признаков длительного, устойчивого восстановления на японский рынок не вернутся.
Апрельское исследование, проведенное Merrill Lynch среди 314 управляющих фондами в разных странах мира, показало, что Японию считают наименее привлекательным рынком для покупки акций: и Европа, и США, и развивающиеся рынки больше интересуют профессиональных инвесторов. Многие банки и брокерские фирмы уходят из Японии: последними стали немецкие Commerzbank и West LB, закрывшие там свои фондовые подразделения. "Мы утверждаем, что Япония сегодня не представляет интереса - она лишь может служить объектом для лабораторных опытов по борьбе с дефляцией", - написал в декабрьском докладе Александр Кинмонт, аналитик по Японии в Nikko Salomon Smith Barney.
И все же некоторые специалисты призывают попристальнее взглянуть на японские компании и рынок. "Инвесторы должны быть готовы действовать при появлении положительных новостей, когда пессимизм перестанет быть модным", - говорит Роберт Алан Велдман, аналитик по Японии в Morgan Stanley. Одной из таких положительных новостей может стать завершение массовых продаж банками и компаниями пакетов акций перекрестного владения. Покупка пакета акций в компании-партнере долгое время считалась средством укрепления деловых связей. Банки, например, обычно покупали акции своих заемщиков, а те - акции своих кредиторов. Поскольку приобретение этих пакетов было символическим актом, они редко попадали на рынок, и аналитики даже стали называть их "загоном".
Компании распутывают перекрестное владение акциями с 1990-х гг.: особенно важно освободиться от чужих бумаг банкам, на балансе которых висят постоянно дешевеющие пакеты акций клиентов. В последние годы этот процесс идет ускоренными темпами, ведь с 2005 г. вступают в действие новые нормы, существенно ограничивающие пакеты акций, которыми могут владеть банки. По мнению аналитика Merrill Lynch Йосинобу Йамада, пик продаж акций банками, возможно, прошел. В 2002 финансовом году, закончившемся 31 марта 2003 г., семь крупнейших банков продали акций на 5,6 трлн. иен ($46,6 млрд.). По оценке NLI Research Institute, год назад стоимость акций, проданных "из загона", составляла около 30% всего рынка; сейчас эта цифра уменьшилась до 25%. "Это должно снять понижательное давление с рынка", - говорит аналитик UFJ Partners Asset Management Такаси Мийазаки.
Многие компании стали выкупать на рынке свои акции или объявили о таких планах. До октября 2001 г. делать это было запрещено, за исключением особых случаев. В 2002 г. нетто-покупки компаниями своих акций составили $20 млрд. Toyota Motor выкупила акции на $3,8 млрд., а вторая по величине телекоммуникационная компания Японии KDDI - на $2 млрд. Кроме того, Япония - одна из немногих стран, где растет активность в секторе слияний и поглощений. В 2002 г. их было 2244 - на 25% больше, чем в рекордном 2001 г. Объединение и реструктуризация позволяют многим компаниям увеличить долю рынка и повысить доходность капитала. "Самый большой миф - что японские компании ничего не предпринимают, чтобы излечиться", - говорит Джейсон Эйткен, старший аналитик Matthews International Capital Management в Сан-Франциско.
Вернуться к содержанию выпуска
Рост безработицы в Японии
(Газета.ru, 25.04.03)
Уровень безработицы в Японии в марте неожиданно вырос до 5,4% против 5,2% в феврале. Число безработных составило 3,59 млн. человек.
Вернуться к содержанию выпуска
В Японии велосипед все более вытесняет автомобиль
(Yomiuri, 22.04.03)
В последнее время многие японцы все реже пользуются автомобилями, отдавая предпочтение велосипеду. В отличие от автомобиля, велосипед не нарушает экологии окружающей среды, и это стимулирует модернизацию и строительство дорог исключительно для велосипедов в национальном масштабе. Желание беречь свое здоровье тоже способствует увеличению рыночного спроса на велосипеды.
По данным Японского института производства велосипедов, в 2002 году объем продажи велосипедов в масштабе всей страны достиг 11,4 млн. единиц, что на 1,1% больше по сравнению с предыдущим годом.
Средняя стоимость велосипеда около 40 тыс. иен. Многие молодые люди покупают велосипеды, когда поступают в университеты или когда их оканчивают. Более дорогие велосипеды, стоимость которых колеблется в пределах 100 тыс. иен и у которых много технических особенностей, пользуются широкой популярностью у людей в возрасте 30-40 лет. Наибольшее предпочтение при этом отдается складным велосипедам с электрическим двигателем.
Вернуться к содержанию выпуска
Над Китаем нависла угроза потерять 30% иностранных инвестиций
(По материалам статьи «Китай под угрозой», «Ведомости», 25.04.03, автор - Игорь Федюкин)
Эпидемия атипичной пневмонии (SARS) захлестнула Китай. Всемирный банк снизил прогноз роста экономики Юго-Восточной Азии до 5%, а аналитики предсказывают резкое падение иностранных инвестиций в страны региона, если вакцина не будет найдена в ближайшее время. Ее поиск затруднен быстрой мутацией вируса.
По данным агентства Associated Press, к пятнице жертвами эпидемии SARS по всему миру стал 261 человек, официально подтвержденное число зараженных – 4 300 человек. Больше всего смертельных случаев зарегистрировано в Гонконге (110 человек) и Китае (109 человек). За пределами азиатского континента больше всего случаев SARS зарегистрировано в Канаде (140) и США (39).
В экономическом прогнозе на предстоящие полгода Организация экономического сотрудничества и развития (OECD) заявила, что эпидемия серьезно ударит по таким отраслям экономики, как туризм, авиаперевозки и розничная торговля. По данным International Air Transport Association, суммарные потери авиакомпаний мира в 2003 г. под воздействием войны в Ираке, боязни терактов и эпидемии SARS составят $10 млрд. А Всемирный банк снизил прогноз экономического роста в 2003 г. в Восточной Азии с 5,5% до 5%. Впрочем, ВБ по-прежнему верит в потенциал азиатской экономики, предсказывая, что воздействие эпидемии будет краткосрочным и экономический рост в регионе уже в 2004 г. достигнет 6%.
Однако правительства стран региона не разделяют оптимизма банкиров. По словам вице-премьера Сингапура Ли Сьен Лунга, если распространение вируса не будет в ближайшее время остановлено, последствия эпидемии для страны могут быть "катастрофическими". Правительство страны снизило прогноз экономического роста на 2003 г. с 2 - 5% до 0,5 - 2,5%. Азиатские правительства принимают экстренные меры для спасения своих экономик. 23 апреля правительство Гонконга обнародовало пакет мер по стимулированию экономики на $1,5 млрд. Южнокорейский банк выделил на эти же цели $316 млн., а Сингапур направил на поддержку туризма и транспорта $130 млн. Если эпидемия не будет остановлена, то в мае малазийское правительство может направить на поддержку отраслей от $1 млрд. до $1,3 млрд.
Аналитики считают, что эпидемия сильнее всего ударит по экономике наиболее пораженной страны - Китая. Йипиннг Хуанг, экономист Salomon Smith Barney, считает, что под ее воздействием прямые иностранные инвестиции в китайскую экономику могут упасть на 30% в текущем году и на 15% в 2004 г. В прошлом году ПИИ в Китай выросли на 56,7%. По словам эксперта, иностранные корпорации уже сейчас отзывают из страны свой персонал, опасаясь вируса. Если эпидемия не будет остановлена, инвесторы начнут переносить свои проекты в другие страны, считает аналитик Morgan Stanley Энди Кси.
Вернуться к содержанию выпуска
Китаю нужно больше думать о своем здоровье
(По материалам BusinessWeek, 28.04.03)
Несмотря на впечатляющие экономические показатели Китая, система здравоохранения в этой стране сегодня находится в очень плохой форме. В условиях распространения атипичной пневмонии это может привести к самым печальным последствиям как для самой КНР, так и для всего мира.
Обширная сеть государственных больниц, сельских клиник и частных медицинских учреждений КНР настолько неэффективна, что многие эксперты сегодня считают эту страну самым слабым звеном в мировой системе здравоохранения. В настоящее время более 5 млн. китайцев больны туберкулезом, что ставит КНР на второе место в мире по распространенности этой болезни. Несмотря на впечатляющий рост китайского ВВП, эта страна страдает от болезней, характерных для самых бедных государств, таких как гепатит «В», по уровню заболеваемости которым КНР занимает первое место в Азии. Кроме того, в Китае приближается к критической точке ситуация с распространением СПИД, которым сегодня больны более 1 млн. жителей страны. По оценкам вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), к 2010 году эта цифра может вырасти до 10-20 млн. «У них нет инфраструктуры, необходимой для того, чтобы справиться с такой эпидемией», – говорит эксперт CSIS и соавтор отчета Бейтс Гилл. По его словам, дальнейшее распространение болезни окажет огромное воздействие на социально-экономическую ситуацию в КНР.
Теперь к этим болезням добавилась атипичная пневмония. Распространение этой болезни из Южных районов Китая может стать первой в XXI веке международной эпидемией. «По мере того, как КНР становится все более мобильной страной, инфекционные болезни, поразившие отдельные районы государства, вскоре превращаются в общенациональную, и даже в международную проблему», – говорит Юаньли Лю, помощник профессора медицины из Гарвардского университета. «Мы можем наглядно увидеть это на примере текущего кризиса», – добавляет он.
Однако, какие именно выводы извлекает Пекин из текущей ситуации? По данным наших источников, вице-министр здравоохранения Ву Йи только что выделил на борьбу с атипичной пневмонией $55 млн. «Мы создаем санитарные кордоны на транспортных магистралях и в аэропортах по всему Китаю», – заявил один из помощников директора Китайского противоэпидемиологического центра. Кроме того, китайские политики учатся искренности. Так, 13 апреля премьер Вен Дзибао заявил, что, несмотря на прогресс, достигнутый в борьбе с атипичной пневмонией, «…в целом ситуация остается крайне тяжелой».
Однако, такая частичная открытость – это лишь малая толика того, что должно быть сделано для борьбы с эпидемией. В настоящее время система здравоохранения КНР сделала определенный шаг назад по сравнению с временами Мао Цзедуна. В те времена Пекину удалось создать одну из самых совершенных систем здравоохранения в мире, ядро которой составляли так называемые «босоногие доктора» – рабочие, обученные оказанию первой медицинской помощи. Такая система, требующая относительно небольших расходов, смогла обеспечить базовый уровень услуг в области здравоохранения 85% населения КНР, в результате чего уровень смертности среди детей и матерей в стране резко пошел вниз.
Однако, ситуация изменилась после того, как в 1979 году Дэн Сяопин запустил в КНР экономические реформы, в ходе которых государственная система здравоохранения была децентрализована, а ответственность за развитие и финансирование ее отдельных элементов была возложена на власти провинций, городов и даже сельских районов.
В результате, доля центрального финансирования в общем бюджете системы здравоохранения Китая сократилась с 36% в 1980 году до 20% в текущем году. В принципе, само по себе это вовсе не плохо. В конце концов, за рассматриваемый период общие расходы на здравоохранение в КНР выросли в 10 раз, достигнув $48 млн. Однако, децентрализация привела к появлению огромных дисбалансов. Так, около 25% расходов на здравоохранение идет в Пекин, Шанхай и в самые богатые провинции страны. Для сравнения, на семь самых бедных провинций и автономных регионов на западе страны приходится всего 5% бюджета. Это неравенство может привести к самым плачевным последствиям при распространении атипичной пневмонии по сельским районам КНР.
Кроме того, существующая система страдает от недостаточной эффективности. Ограничения на стоимость медицинских услуг, доставшиеся КНР в наследство от его коммунистического прошлого, зачастую заставляют местных врачей назначать своим пациентам слишком много лекарств, цены на многие из которых не подвергаются регулированию. В результате, за последние десять лет стоимость медицинского обслуживания в Китае выросла на 500%-600%. «Пытаясь изыскать средства на дополнительное финансирование системы здравоохранения, врачи прописывают пациентам слишком много лекарств. Это ведет к нарушению взаимоотношений между медицинскими работниками и обществом, и способствует созданию ситуаций, в которых люди избегают обращаться к врачам», – говорит доктор Рей Йип, старший советник в пекинском отделении UNICEF.
В настоящее время около 90% жителей сельских районов КНР вообще не имеют медицинской страховки. Несмотря на то, что в городах ситуация с медицинским страхованием несколько лучше, 45% городского населения, в числе которых безработные, пожилые, а также работники частного сектора, по-прежнему не имеют страховки. Отсутствие доступа к медицинскому обслуживанию способствует росту заболеваемости и ввергает в нищету целые семьи, пытающиеся оплатить счета из больниц.
Безусловно, китайские власти предпринимают определенные меры для повышения эффективности системы здравоохранения в своей стране. Так, власти собираются отменить ныне действующую практику, в соответствии с которой один и тот же врач занимается как выписыванием своим пациентам лекарств, так и их продажей. Кроме того, еще в октябре прошлого года в стране была создана систем сельских медицинских кооперативов. Однако, до коренного изменения ситуации по-прежнему еще очень далеко. Остается только надеяться на то, что эпидемия атипичной пневмонии станет тем сигналом, который заставит Пекин уделять здоровью своей нации первоочередное внимание.
Вернуться к содержанию выпуска
Рост объема розничной торговли потребительскими товарами в Китае
(Синьхуа, 23.04.03)
По данным Государственного статистического управления КНР, в I квартале текущего года общий объем розничной торговли потребительскими товарами в Китае составил 111,086 млрд. юаней ($1 = 8,2769 юаня), что на 9,2% больше по сравнению с тем же периодом прошлого года.
Объем розничной торговли потребительскими товарами в городах Китая достиг 722,83 млрд. юаней, при увеличении на 10,4% против прошлогоднего показателя за тот же период; в административных единицах уездного уровня и ниже этот показатель составил 388,03 млрд. юаней, с приростом на 7,1%.
Объем оптовой и розничной торговли потребительскими товарами достиг 903,43 млрд. юаней с приростом на 8,8%; данный показатель в сфере общественного питания составил 145,5 млрд. юаней (прирост на 16,1%), в остальных сферах - 61,93 млрд. юаней (прирост на 1,2%).
Вернуться к содержанию выпуска
Китайский уголь на исходе
(The Economist, 19.04.03, перепечатано в журнале «Русский фокус», 21.04.03)
Как странно это ни показалось бы, но Китай скоро может остаться без угля. Некогда казавшиеся безграничными, запасы этого ископаемого (за счет которого на 70% удовлетворяются энергетические потребности страны), по оценке официальных источников в Китае и некоторых независимых аналитиков, быстрыми темпами подходят к концу.
В марте на ежегодной сессии китайского парламента представитель угольной промышленности Лан Кинциан заявил, что угроза дефицита угля - одна из серьезнейших скрытых опасностей в будущем Китая. Проблема станет актуальной уже в следующем году, предсказывает Лан, когда будет не хватать 200 млн. т угля, а постоянный дефицит станет угрозой для перспектив экономического роста.
Предсказания, сделанные в докладе Лана (основным посылом которого было обоснование необходимости увеличить государственные капиталовложения в отрасль), многими были восприняты отчасти как лоббирование. Однако его выступление перекликалось с предупреждением, сделанным в прошлом году министром государственной торгово-экономической комиссии Ли Роньронем. По его оценке, значительная часть угольных запасов страны будет израсходована в ближайшей или среднесрочной перспективе. По словам Роньроня, из 390 горняцких поселков Китая 68% переживают "период своего заката", а 12% - "нездоровы". И лишь оставшиеся 20% сохраняют долгосрочный производственный потенциал. По всему северо-востоку страны разбросаны огромные шахты, подлежащие закрытию в связи с резким падением объема добычи угля. Крупнейший в Азии угольный карьер в Ксилутьяне, провинция Ляонин, закроют в 2007 г. В Фуксине, в той же провинции, уже идет борьба за рабочие места для 400 000 шахтеров, которым больше нечего добывать.
Аналитик UBS Warburg в Гонконге Джо Жан считает, что спрос будет всегда опережать предложение. Ожидается значительное сокращение объемов экспорта китайского угля, а уже в 2005 г. Китай может стать чистым импортером угля. По мнению Жана, в долгосрочном плане Китаю грозит дефицит угля и энергии. Дефицит угля и, как следствие, практика применения нормирования расхода электроэнергии, которая уже имеет место в четырех провинциях, может вскоре стать, как полагает Жан, повсеместным явлением.
По мнению специалиста по углю из университета Миссури Ролла Джерри Тьена, растущая нехватка этого ископаемого в Китае вызвана не только истощением запасов, но и реструктуризацией. В ходе реструктуризации за последние годы по экономическим соображениям или соображениям безопасности было закрыто несколько тысяч небольших убыточных шахт. Несмотря на это, считает Тьен, в долгосрочном плане Китай ожидает дефицит, поскольку в разведке новых месторождений правительство запаздывает, а у директоров шахт нет на это денег.
До сих пор правительство не спешило финансировать отрасль. Но выбор у него небольшой - ввиду безудержного роста долгов угольной промышленности, с одной стороны, и роста спроса на уголь - с другой. Лидеры страны, уже обеспокоенные потенциальной угрозой безопасности Китая при повышении ее аппетита на импортную нефть, вскоре, очевидно, осознают необходимость больше инвестировать в развитие угольной отрасли. Джеймс Брок из консультационной фирмы Haarmann Hemmelrath считает, что необходимые капиталовложения в отрасль будут стоить Китаю все-таки меньше, чем увеличение импорта энергоносителей. "Увеличение спроса, издержек производства и дополнительные расходы на мокрое обогащение угля согласно новым экологическим требованиям - все это приведет к росту цен, - предсказывает Брок. - Люди действительно могут подумать, что по нужной им цене угля не хватает. Но чтобы в Китае возник дефицит угля в физическом смысле? Я в этом сильно сомневаюсь".
Вернуться к содержанию выпуска
Южнокорейский опыт спасения «отечественного автопроизводителя»
(По материалам статьи «Тигры-чеболи», «Время новостей», 21.04.03, автор – Александр Либерман)
Южную Корею часто приводят в качестве примера того, можно ли создать мощный национальный автопром практически с нуля. Пример этот действительно яркий, но неоднозначный.
Развитие южнокорейского автопрома началось с 1972 года под давлением диктатора Пака Джон Хи, который способствовал формированию семейных многопрофильных холдингов - чеболей. Диктатор сам создавал олигархов и «назначал» их на определенную отрасль. По его решению появилось четыре автомобильных чеболя: Kia, Hyundai, Asia Motors и ShinJu, ставший впоследствии Daewoo. Позднее Kia слился с Asia. А машины начали выпускать в небольших количествах еще два чеболя - Ssangyong и Samsung. Автоиндустрия создавалась в условиях жесткого протекционизма, ввоз иномарок запретили путем введения высочайшего запретительного тарифа. Высокие пошлины были установлены и на запчасти, кроме тех, производство которых на национальных предприятиях было практически невозможно. Зато приветствовался иностранный капитал: правительство гарантировало его неприкосновенность законом и штыками.
Правда, сами корейцы велосипеда в автомобильной промышленности не изобретали: использовались исключительно западные лицензии, практически все крупные европейские, американские и особенно японские автоконцерны с удовольствием сотрудничали с Южной Кореей. GM так просто владел половиной Daewoo, хотя в 1992 году корейцы выкупили эту половину. Все шло достаточно успешно, автомобилизация страны осуществлялась бешеными темпами, росла зарплата, а с ней и себестоимость продукции, поэтому корейцы стали создавать автосборочные предприятия в развивающихся постсоциалистических странах - Узбекистане, Румынии, Польше и России. Особенно в этой экспансии преуспел концерн Daewoo. В 1997 году грянул азиатский финансовый кризис, ситуация мгновенно ухудшилась. Первым обанкротился Kia, задолженность которого превышала $9 млрд. Остальные чеболи оказались на грани разорения с гигантскими долгами, которые они наделали под госгарантии. Правительство отреагировало радикально - вывело автомобильную промышленность из чеболей и отдало ее в руки новых, им же назначенных олигархов. В 2000-м корейцы сумели оправиться от шока и выпустить 2,6 млн. автомобилей.
Ssangyong был куплен Daewoo, бренд Kia достался Hyundai, но руководство Daewoo опять оказалось неквалифицированным и даже вороватым. Руководитель компании сбежал, а корейскому правительству, верному своему «честному протекционистскому» слову, пришлось вложить в компанию $2 млрд. Правда, за Daewoo насчитывалось еще больше $30 млрд. долга. Когда стало понятно, что корейский госбюджет тоже не бесконечный, компания была практически выставлена на торги. К ней приценивался Ford, но нетерпеливые автомобилестроители устроили несколько забастовок и многотысячных потасовок с полицией. Приобретать строптивые заводы Ford отказался, эстафету подхватил GM. История эта затянулась на два года, и с $1,5 млрд. GM спустился до $400 млн., но рабочие все бастовали, добиваясь социальных гарантий. Марка Daewoo шла ко дну, продажи во всем мире, кроме стран СНГ, катастрофически падали вместе с качеством автомобилей. Наконец-то в прошлом году сделка состоялась: GM приобрел Daewoo.
Hyundai и Kia в прошлом году увеличили свой экспорт в США более чем на треть, стараясь при этом избавиться от имиджа производителей дешевых и низкокачественных автомобилей. Отчасти им это удалось, но по качеству «корейцам» все еще очень далеко до «японцев», хотя частично Hyundai и принадлежит DaimlerChrysler (10%) и Mitsubishi (4,3%). В общем и целом «пожар способствовал ей много к украшенью» - из кризиса корейский автопром вышел не беспроблемным, но поздоровевшим.
30-летняя история корейского автопрома, казалось бы, свидетельствует о привлекательности и эффективности избранного этой страной пути. На голом месте возникла мощная автопромышленность, способная претендовать даже на экспансию в другие страны. Но есть по крайней мере три «но», заставляющие задумываться об ограниченности применения этого опыта. Во-первых, почти за треть века Корея все же не достигла уровня грандов мирового автомобилестроения, включая качество и репутацию. Во-вторых, государство постоянно тратило огромные средства на поддержание и спасение отрасли. И, в-третьих, возникает вопрос не только о финансовой, но и о политической цене этого успеха: должна ли диктатура стать обязательным условием более или менее успешной автомобилизации?
Вернуться к содержанию выпуска
ПРОЧИЕ РЕГИОНЫ
Австралия начинает строительство уникальной солнечной электростанции
(Строительная газета, 28.03.03)
В конце 2003 года австралийская фирма Enviro Mission намерена начать строительство в штате Новый Южный Уэльс уникальной экологической электростанции высотой в один километр. Этот объект, получивший название «солнечная труба», обойдется заказчику в 1 млрд. австралийских долларов.
Электростанция представляет собой трубу с расширенным основанием площадью в футбольное поле, которая установлена на массивной стеклянной конструкции диаметром 7 км и высотою (в середине) 25 метров, а по краям - 3 метра. Воздух, находящийся внутри нее, нагревается солнечным излучением и поступает в трубу, где находится 32 ветрогенератора, лопатки их турбин и приводят генератор в действие, в результате чего он вырабатывает электроэнергию. Мощность электростанции - 200 мегаватт. Это позволяет вырабатывать энергию, достаточную для питания током примерно 200 тысяч односемейных домов.
Фирма Enviro Mission намерена сдать солнечную трубу в эксплуатацию в начале 2006 года. Аналогичная электростанция высотой 200 метров и мощностью 50 киловатт была построена для проверки ее эффективности в испанском городе Мансанаресе в 1982 году и проработала семь лет. Она, действительно, оказалась эффективной, что и послужило поводом к строительству многокилометрового гиганта.
Идея строительства солнечной трубы получила поддержку правительства Австралии и администрации штата Нового Южного Уэльса, которые считают, что этот проект имеет национальное значение. К 2010 году, когда электростанция выйдет на проектную мощность, она будет вырабатывать в год 650 гигаватт-часов. Благодаря, этой электростанции будет полностью исключен выброс углекислого газа в атмосферу. А заметим, при работе традиционных тепловых электростанций, работающих на мазуте, выброс отходов составил бы 700 тысяч тонн углекислого газа в год.
Вернуться к содержанию выпуска
Прогноз экономического роста стран Восточной Европы и СНГ
(Синьхуа, 23.04.03)
В опубликованном Европейским банком реконструкции и развития докладе в отношении стран, экономика которых переходит на новые рельсы развития, говорится, что по прогнозам, темпы экономического роста стран Восточной Европы и СНГ в 2003 году ускорятся. Средний прирост достигнет 4%.
Средний экономический рост Польши, Венгрии, Чехии и других пяти стран, которые вступят в ЕС, увеличится с 2,5% в минувшем году до 3,4% в 2003 г. А средний рост экономики России сохранится на уровне 4,3%. Ускорение экономического роста стран Восточной Европы объясняется, главным образом, увеличением прямых иностранных инвестиций и повышением производительности труда, отмечается в докладе.
Вернуться к содержанию выпуска
Миллиарды теневых доходов постепенно возвращаются в Индию
(NBC, 18.04.03)
По оценкам экспертов, скрываемые от налогообложения доходы утекали из Индии последние 40 лет. Ежегодный объем теневых средств составляет не менее 40% индийского валового внутреннего продукта. Более $150 млрд. хранятся на секретных счетах в банках Швейцарии, Люксембурга, и в офф-шорах.
В последнее время владельцы счетов, напуганные международными расследованиями тайных фондов, спонсирующих терроризм, переводят деньги на родину. С апреля 2002 г. по январь 2003 г. средний месячный объем перечисляемых в Индию средств подпрыгнул до $1.83 млрд.
Происхождение теневых средств разнообразно: от банальных взяток политиков и чиновников до подделки бухгалтерских книг и экспортно-импортных инвойсов бизнесменами. Не остались в стороне доктора и адвокаты, постоянно занижающие гонорары. Делиться с государством не хотят даже простые люди, которым повезло сдать жилплощадь иностранным корпорациям и дипломатам.
Вернуться к содержанию выпуска
***
Ваши отзывы и замечания, а также материалы, которые Вы хотели бы опубликовать в данной рассылке, присылайте, пожалуйста, по адресу nwtaro@yahoo.com.
Сайт рассылки расположен по адресу http://scd.centro.ru/rass.htm.
Архив рассылки расположен по адресу http://subscribe.ru/archive/business.globalec.
С уважением, Леонид Ардалионов.
http://subscribe.ru/
E-mail: ask@subscribe.ru |
Отписаться
Убрать рекламу |
В избранное | ||